сценарий кузнецкий мост и Маргарита 3

  сценарий кузнецкий мост и Маргарита 3
Надежда Александровна Белякова

 Сорок четвертый . Конец лета. Ранняя осень мелькает за окном электрички. Рита и  её отец сидят в полупустом вагоне. Он смущен, но держится строго. Коричневый костюм, галстук. На голове шляпа. Плащ повешен на крючок сбоку.
Рядом такой же чемодан, с которым он выпроводил и старшую сестру.
И тюк, небрежно , явно впопыхах собранный, потому, что из него торчат , чулок Риты, одежда и её кукла. Звук трясущихся по шпалам  вагонов. Время от времени он пытается заговорить с  окаменевшей Ритой.Достает чемодан и объясняет ей , что и как он туда уложил.
                Отец
                Первого сентября пойдешь в школу
                в деревне.Там не далеко, Мельчевка,
                Синьково.Кстати , ещё до революции
                мой отец со своей бригадой строил эту
                школу.Земскую больницу, и даже церковь
                в Орудьево…ну, про церковь ..ладно.
                Вот уложил нужные тебе учебники.
                Грамматика, история…А это, что за книга?

                Рита
                Это из эвакуации. Мама нам её вслух читала.

  Рита поворачивается и достаёт куклу. Уносится в воспоминания . Сцена в теплушке. Её мама обшивает эту куклу. Рита радуется этому чуду. Какое-то а ля королева платье, кружева, банты. Они с мамой играют. Но сцена идет без звука. Только  отец, словно заглаживая вину, читает и сам увлекается страницами о создании Дома Моды господином Михайловым.

                Отец


Большинство магазинов принадлежали действительно французам - только один был русским. Поэтому в пожар 1812 года Кузнецкий не горел: имущество московских французов охранялось земляками из наполеоновской гвардии. В 1843 году здесь появился особый магазин, где в пику Европе исключительно русские приказчики торговали исключительно русскими товарами. К концу века магазинов на Кузнецком и в окрестностях было уже столько, что не хватало фасадов, и стали строить пассажи. Напротив, на месте дома № 19, жила знаменитая Салтычиха, помещица-садистка. На углу Кузнецкого и Неглинной, где теперь «овощи-фрукты», держал ресторан француз Транкль Яр. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Языков и Вяземский помянули «у Яра» общего друга, поэта Дельвига. В 1918 году здесь поскользнулась и упала лошадь - факт, отраженный в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

               

Действие прерывается  видом Рогачево. Отец договаривается с водителем грузовика на площади около храма о том, чтобы он их подбросил в Петраково. В это  время Рита смотрит на купола, подняв голову. Потом, словно , рисуя, обеими  обводит купола по контуру.Её ручки на фоне неба. Вдруг ее руки становятся женскими. Отъезд и это молодая Рита стоит у окна Дома Моделей, и повторяет тот же жест.Она в работе с другими готовит коллекцию.Говорит другим модельерам. Отходит от окна и , объясняя ,рисует

                Маргарита
  Всё! Я нашла образ!!! Я поняла,как
   Это сделать!Тема классичекой шляпки
   коктэйль и одновременно нечто абсолютно
   русское!
   Купола!!!Да!Да…купола! Три купола к трем
    элегантным    платьям,в колорите русской иконописи:
   красный, золотой и….. черный.


Пока она это произносит и рисует.Пока наезд на рисунок в её блокноте,
Одновременно микшером проявляется показ коллекции,проходящей с большим успехом.Манекенщицы демонстрируруют эти модели. Наезд
Крупно на черную шляпку –купол-и экран становится чёрным.
Из этой чёрноты открывается деревянная, сколоченная из досок дверь.
Длинный стол , в конце которого бабушка и дедушка отца Маргариты.
Встает дед.
                Дед
                Ну, вот и добрались. С утра вас ждали.

                Бабушка Анна Васильевна
                Ох! Сынок! Сынок! Садитесь! Поужинаем
                Бог напитал, никто не видал.
                А кто видел…тот не обидел,как говорится.
                С нами теперь будешь, Ритушка, жить!

Другой день.Отец уже уехал. Дед читает газету . Бабушка смотрит на него с гордостью и любовью. Рита замерла на пороге тоже слущает,как ее дед читает газету.
               
                дед
 
В 1944 году, еще во время войны, правительством было принято решение создать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей в Москве.               

                Дед( продолжает читать)
              Ух! Это-то с чём едят! Фу, ты-ну
Наши отечественные худодники-модельеры, не теряя и в годы  войны яркости творческого накала, который они сохранили и в это тяжелое время испытаний, будут востребованы нашей страной и после войны в мирные будни. И им предстоит  создавать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей.               
В этой деятельности им предстоит  обобщить исторический путь развития Моды в России , соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации  работы ведущих дореволюционных Домов Моды  и современных знаменитых Домов  Высокой Моды ,  в предчувствии наступающего светлого мирного дня нашей победы. Представляющий новый и еще не прожитый образ жизни, такой желанной и долгожданный за все годы этой войны.

Дед снимает очки. Как-то уважительно складывает газету. Задумчиво молчит. Рита подсела рядом с ним . Все молчат. Дед говорит , обращаясь к жене:
                Дед
А знаешь, мать! Всё это написанное- дорогого стоит!Значит скоро
войне конец! Точно тебе говорю! Это ж надо такое: война…,
но раз о моде приказ правительство издаёт,
указ-....Точно- скоро совсем погоним мы немца!
 Точно погоним!
Рит! А  ты меня так ловко нарисовала, вот тут, гляди, мать, как похож, а убрала не показала?
На полях газеты, смотрю, так хорошо получается!
Ну, точно-Я!
И бабку давай нарисуй! Можно, правда, можно и помоложе!  А!? Хочешь молодой быть? А? Анна?

              Бабушка Анна Васильевна

Она ж только из школы! Пять километров пешком из Синькова. Поесть дай спокойно,
девчонке! А то- рисовать да рисовать!
Так, да ещё и помоложе! Аль так тебе не хороша!
А тебе чего с молодой-то делать! А?


Анна Васильевна прожила с  мужем в большой любви и с гордостью
говорила:"Меня муж за всю жизнь-ни разу нисколечки не обидел!"
Она годилась и любовалась им.И сейчас ,словно расцвела, рассмеялась ,
обняла его. Крепко поцеловала в круглую лысину, обвив руками его за шею.
Рита ушла мыть руки.  Тут её дед поманил её, чтобы  «посекретничать» и шепчет ей на ухо.Ему не легко это сказать ей. Он смотрит на портрет двух младших,  тоже убитых на войне сыновей.


                дед
                Ань! Там у тебя …..всё
                отложено… Сережино и
                Колюшкино. Бумага, кисти, акварели ,
                краски его-   разные.
                Где сейчас купишь?..., а там ещё
                довоенное.
                Отдай Рите! А они с нами всегда!
                Всегда,пока
                и мы живы! Они для нас с похоронкой не 
                кончились… никакая похоронка их
                у нас не  отнимет! Ты, не серчай!
                Ей     рисовать нужно!


Они словно вжимаются друг в друга, чтобы не рыдать.Входит Рита . Анна Васильевна метнулась к окну. Пошла хлопотать с обедом.Дед поднял газету. Очки остались на столе. На столе тарелка горячих, дымящихся щей. Рита садится за стол.
Что-то чувствует, но есть с удовольствием, хоть и настороженно.
Потом замирает. и кладёт ложку.
Анна Васильевна уходит. Входит к себе.Медленно открывает шкаф, поглаживая перебирает вещи.Достаёт  школьные альбомы.Осторожно вырывает  юношеские рисунки сына, погибшим 18 летним. Кладет их обратно. И шепчет


                Анна Васильевна
                Прости! Сереженька!

Потом Так же с со стопкой дорогих для неё вещей в другом углу шкафа.И также вырывает , но только один листок,с неумелым портретом любимой девушки , подписанный им -Лена.Шепчет плача.

                Анна Васильевна
                Прости! Коленька!
               
Действие меняется:
Вечереет. Дед читает сводки с фронта, сидя у керосиновой лампы.
Рита рядом рисует в школьном альбоме. Разложены акварель и кисти.
Рисует портрет деда. Анна Васильевна хлопочет по хозяйству.
Рита отложила рисование и читает деду свою книгу:

                Рита
             Дом моделей "Кузнецкий мост" находится в
             самом  Центре Москвы, на улице Кузнецкий мост,
             которая издавна славилась своими модными
             магазинами. Вспоминается реплика одного из
             персонажей комедии Грибоедова "Горе от ума",
             написанной в 1825 году: "А все Кузнецкий мост и
             вечные французы, откуда моды к нам и вкусы!".
             Кроме готового платья, на Кузнецком торговали
             великолепными мехами, тканями, кружевом,
             ювелирными украшениями - всем тем, что пленяло
             воображение модниц.

Радио."От советского информ бюро..."             


Утро. Стена увешана картинками Маргариты. Букет желтых одуванчиков в крынке. Кот Тарасик. Дед и  бабушка рядом. Корова  по кличке «Дочка».Брат Шурка, двоюродный, сын тёти Нюши.Тетя Нюша.Её лицо микшировать.Переход на неё реальную. Она стоит , распахнув дверь.Лицо в слезах. Она кричит :
               
                Тетя Нюша
                Кончилась!Кончилась проклятая!
                Кончиласьподлая!Война кончилась!

© Copyright: Надежда Александровна Белякова, 2009
Свидетельство о публикации №1911090953
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил
Рецензии


Рецензии