Великая сила триумфа

Когда я преподавал русский язык студентам в Османском университете в Хайдерабаде, ко мне обратилась за помощью моя индийская коллега Ниру из соседнего института инстранных языков. В этом институте каждый год проводился фестиваль-концерт, в котором студенты представляли ту страну, язык которой они изучают.

В предыдущем году группа русского языка под руководством моего коллеги из Питера бесславно проиграла конкурс, выступив с народными русскими песнями. Проиграть было не мудрено, так как у питерского преподавателя были явные проблемы со слухом, а студенты практически скопировали его манеру пения.

Победу тогда в какой уж раз одержали "испанцы", каких готовила к конкурсу преподавательница, которая в молодости училась в Мадриде и была довольно-таки европеизированной интеллектуалкой. Поэтому на концертах они то шикарно пели "Беса ме мучо", "Гуантанамеру", танцевали ламбаду, что выглядело зрелищно и достаточно мощно.

Поражение "русских" больно ударило по их самолюбию, вот они и обратились за помощью ко мне в надежде, что я смогу предложить что-то получше прошлогодних песен.

До концерта оставалось чуть больше месяца, а у меня под рукой не было ни нормальной фонотеки, ни материалов для реквизита. Но, глядя в их глаза, в которых было столько надежды, что я не смог им отказать...

Ночь у меня ушла на подготовку сценария. Я решил сделать шоу, в котором ударить по психике зрителя невероятными световыми эффектами, поставить сценку Жванецкого "Экзамен по физике", показать легкую клоунаду, выставить акробатический рок-н-ролл и закончить видеорядом на сцене (это я называю "сценоклип") с тем, чтобы заставить зал петь вместе с фонограммой.

Назавтра вся группа собралась в аудитории, и стал рассказывать о том, что мы покажем на сцене. И если практически все номера были понятны студентам, то к описанию ультрафиолетового шоу все отнеслись не то, что со скепсисом, а больше, как к фантазиям доброго сказочника, который рассказывает абсолютно несовместимые с реальностью вещи.

В самом деле, что бы подумали вы, когда вас убеждают, что люди на сцене будут рассыпаться в мелкие кусочки, что из ничего будут возникать голубые роботы, которые в свою очередь превратятся в шагающие оранжевые ножницы, а потом летающая тарелка собьет лазерным лучом авиалайнер...

Но я распределил роли, а их лидера, Кишора, попросил найти в городе ультрафиолетовую лампу и флюоресцентные краски. Понемногу начались репетиции, а я ночами кроил из ватмана и клеил ножницы в человеческий рост и без циркуля строил летающую тарелку...

Наконец, лампу привезли, и я показал ребятам, что бывает, если убрать видимый свет и оставить сцену в ультрафиолетовом. Все белое засветилось! А люди исчезли! И когда по сцене прошлись оранжевые ножницы, ребята завыли от восторга. Вот теперь они поверили! Поверили, что мы не только можем выступить достойно, но и вполне способны одержать безоговорочную победу...

Репетиции шли полным ходом. Было всего лишь две проблемы: одна маленькая и одна большая. Маленькая заключалась в том, что девочки, танцевавшие акробатический рок-н-ролл хотели танцевать его исключительно в юбках, но в элементе, когда партнеры вытаскивают партнерш между ног из-за себя, обнажались коленки девчонок, а это считалось довольно неприличным в патриархальном обществе Хайдерабада. Так что девчонки долгое время занимались подбором необходимых юбок, которые смогли бы защитить их коленки, а я мучался со студентом, которому в сценке об экзамене досталась роль преподавателя.

Надо отметить, что индийская сценическая игра весьма отличается от европейской, так что мне по ходу репетиций приходилось учить ребят с нуля, плюс очень непривычно было выставлять Жванецкого на английском языке так, чтобы не потерять одесских интонаций. Но все это были мелочи по сравнению с Сандивом, который оказался настолько деревянным, что даже не мог скопировать даже самую примитивную эмоцию. Одним словом, преподаватель из него получался никакой.

Оставалось надеяться на успех ультрафиолетового шоу, и после неудачной сценки я планировал исправить впечатление рок-н-роллом, который удалось очень хорошо поставить...

Ультрафиолетовое шоу было гвоздем нашей программы, и это подтвердил концерт. С того момента, когда на глазах у пораженных зрителей два человека рассыпались в мелкие разноцветные хлопья, зал завизжал. Именно завизжал. Причем визжали все, даже сидевший за моей спиной пожилой ректор этого института. И визг нарастал с каждым новым эффектом. А когда флаг Великобритании на глазах у всех превратился в индийский флаг, звук в зале достиг, наверное порога и готов был перейти в ультразвук.

Это продолжалось три минуты, а потом зал взорвлся овациями. Я, в принципе этого ожидал, обычно на этих моих эффектах зал гудит, в крайнем случае воет, но визг в моей практике был впервые. И это было приятно. Но расслабляться и почивать на лаврах было еще рано. Теперь с замиранием сердца я ждал сценки по Жванецкому...

И что бы вы думали?

Сила триумфа у ребят за кулисами была такой мощной, что Сандив ЗАИГРАЛ! Причем заиграл так убедительно, так сочно, что во всех моих постановках этой сценки лучшего исполнения я не видел. Он добился смеха над своим персонажем, он упивался этим смехом, он жил на сцене и был лучше всех остальных!

Рок-н-ролл сделал свое дело, как и ожидалось, и вот ребята вышли на клип. Песня Леонтьева "Мы построим город" (ну ограниченный был выбор у меня, знал бы, что такое будет, навез бы массу фонограмм) была довольно ритмичной, а клиповостью происходящего даже несла в себе определенный сюжет. И вот случилось то, чего я хотел и ждал: зал встал и запел по-русски...

"Скоро, очень скоро мы построим город!"

И это был, действительно, триумф!

Какими прекрасными были глаза моих артистов... Ради таких глаз хочется жить. Когда люди сделали своими руками это счастье, а ты способствовал этому...

На следующий день в хайдерабадсих газетах вышла заметка о невероятном шоу в институте иностранных языков, поставленном известным русским экспертом Алешей (так меня называла Ниру, а журналисты это и подслушали)... Я смеялся. Эксперт, понимаете ли...

Более всего я был рад за Сандива. Ведь он переступил через свое "не умею" тем, что страстно хотел победы, и когда почувствовал ее, превратил "не умею" в мощное "могу"...

Все же как нам нужны эти триумфы, чтобы почувствовать свою силу, чтобы ощутить новое в себе, чтобы учиться побеждать.

Ради таких триумфов стоит жить.


Рецензии