Страх
…Знакомый маршрут от дома до Каясулинского поселкового отделения милиции тем августовским утром казался для старшего сержанта Юрия Бойко особенно приятным : предвкушение грядущего отпуска , рапорт на который уже, практически, подписан, настраивало почти на лирический лад. Пока, не торопясь , шёл по улицам, почему-то вспомнил всё, что связывало его с селом : вон там он бегал мальчишкой со сверстниками, решая какие-то свои, ребячьи вопросы… И, казалось, детство будет бесконечным… А сегодня его сын Константин и дочь Владислава беззаботно топчут те же самые тропинки… Всё хорошее случилось здесь, в Каясуле: родился, влюбился, женился и даже «продолжение» его, Юрия, на радость родителям, тут же, - под боком….
Правда, их, с Мариной , семейная жизнь начиналась в Моздоке…Но потом в стране вдруг так не заладилось, что и безработица, и бескормица стали реальными, как никогда…
- Дома и стены помогают,- решил он однажды твёрдо, и семья переехала в Каясулу…Скажи ему тогда кто-нибудь, что он наденет форму милиционера, чтобы зарабатывать деньги он, с его умелыми руками, только бы посмеялся над такой перспективой! Меньше всего он представлял себя человеком в погонах. Машину починить, сварочные работы выполнить, отремонтировать, управлять комбайном, это - пожалуйста! Но вот , случилось так, как случилось.. Выбирать было не из чего.
Несколько лет милицейской работы его многому научили и на многое открыли глаза: оказалось, что и здешние тихие улицы могут быть опасными .Сказать, что за это время привык ко всему, пожалуй, нельзя..Он смирился с закрепившимися за ним, сразу и прочно, прозвищами, данными ему в отделе с чьей-то «лёгкой» руки. Его называют « Кулибиным» за то, что может починить и отремонтировать даже то, что кажется уже не подлежащим реставрации. А презрительное «Интеллигент» получено им, как очередное звание, за то, что он, Юрий, в силу своего воспитания, невозмутим и сдержан даже с нарушителями и задержанными.. Он не в обиде на авторов прозвищ, пусть тешатся…, ведь, если вдуматься, они только добавляют веса в его положительную характеристику…
Не даёт покоя другое: страх, который родня испытывает за него . Нехорошие события, или, выражаясь официальным языком, «нездоровая оперативная обстановка» в Каясуле и в, прилегающих к ней, селах, заставляют тревожиться по поводу и без повода… Мама всякий раз норовит перекрестить за спиной его, уходящего на обычное дежурство. Отец задаёт неудобные вопросы, стараясь расспросить о том, о чём говорить не принято. Марина регулярно предпринимает попытки склонить его поменять место работы… Приходится отшучиваться , чтобы успокоить…
Как-то жена услышала от односельчан, что разбушевавшийся правонарушитель бросился на него с вилами, и дома учинила настоящий «допрос с пристрастием»: «Уходи ты из этой милиции! То с пистолетом на тебя, то с вилами. Юр, ну ты что? Дети ведь у нас ! Ты не боишься, что может случиться страшное?!»…
-Марина, ты же знаешь: я ничего не боюсь,…кроме зубной боли!
Улыбнулась, и сделала вид, что забыла о разговоре…
Хотя, права она, надо что-то менять : дети растут, они нуждаются и в его внимании, и в дополнительных расходах. Ни того ни другого он пока не может им дать : служба хлопотная, но не денежная.
-А!! Вот подпишу рапорт и - в отпуск,!- подвёл он итог своим размышлениям, открывая дверь поселкового отделения милиции .Начинался его обычный рабочий день, 8 августа 2001 года…
БЕССОННИЦА
…Впервые в жизни, воспитанная на атеистических убеждениях своего поколения, Евдокия Трофимовна Присяженко, учительница начальных классов Каясулинской средней школы, обратилась с благодарностью к Богу, когда её единственный сын Сергей был в шаге от отправки в Афганистан, но так и не сделал этот шаг.
Тогда, накануне отбытия в « полыхающую точку» , призывник Присяженко, окончивший « учебку», после ночёвки где-то на морозе, свалился с таким тяжёлым воспалением лёгких, что был срочно госпитализирован. Она, конечно, поехала к нему в часть и, наблюдая его выздоровление , всё это время мысленно твердила, как молитву : «Слава Богу! Господи, благодарю тебя!»…! Тогда пришло осознание: судьба щедра к ней, распорядившись, таким образом, а, значит, она не имеет права сетовать на проблемы и неурядицы, которые, непременно, выпадут ещё на долю её сына… И неурядиц было немало.
По возвращении домой из армии Сергей понял , что, кроме родных, никто его в совхозе, собственно, и не ждал… Обещание же местного начальства, сохранить за ним его рабочее место, оказалось, пустым посулом, на какие, обычно, не скупятся чиновники на призывных пунктах… Хорошее образование парня, которым так гордились его родители, оказалось невостребованным…
Наблюдая за метаниями Сергея в поисках выхода из создавшейся ситуации, переживая больше него самого нелады в его семейной жизни, Евдокия Трофимовна спасала себя от отчаяния одной и той же мыслью: «Главное, что он жив!!!»
Но, когда сын принял предложение их односельчанина Ткаченко А.С. поступить на службу в местное отделение милиции, которым тот руководил, Евдокия Трофимовна только руками развела: её Серёжа, спокойный, покладистый, с дипломом сельскохозяйственного института, с репутацией мирного, талантливого человека, и вдруг - в милиции!
И с той поры, видя, как Сергей отдаётся своей работе, она перестала спать спокойно по ночам… Прислушиваясь к шумам и звукам села, всякий раз с нетерпением ждала наступления очередного утра, чтобы убедиться: с дежурства сын вернулся домой невредимым… Местный жизненный уклад не позволяет скрыть и меньшей тайны, а уж о том, что прячутся по домам ваххабиты, обнаруживают в большом количестве оружие и боеприпасы или даже расстреливают местных жителей,- как не узнать?! Она с ужасом понимала, что в гуще всех этих страшных событий, по роду службы - теперь её сын…»
***
…Они встретились , как всегда, перед утренним разводом ..По привычке перебросились парой незначительных фраз, настраиваясь на деловой лад…
- Ну что, явился счастливчик? - улыбнулся навстречу, вошедшему Юрию, Сергей Присяженко. - В отпуск собрался?! Рапорт уже подписал?
-Нет пока… Как думаешь, подпишут? А то планов у меня на него – уйма!!!
-Конечно, подпишут, только вот трудновато будет без тебя. Ладно, выдержим. Вот сейчас нас озадачат, мы сделаем работу по максимуму… И свободен…Если начальство не возражает…
Развод дал ориентировку текущих и срочных дел на предстоящий день..К неотложным и спешным мероприятиям отнесли поступивший накануне в РОВД телефонный звонок. Старший чабан кошары, что в селе Махмуд-Мектеб, сообщил о своих предположениях: он, будто бы, видел беглого преступника, находящего в розыске…
***
…. Страх быть пойманным преследовал его уже давно .Подгоняемый им, он менял и менял места обитания.
Страшиться причин было много: что вдруг останется без наркотиков , или его , наконец, найдут и арестуют, что кашель , к которому уже привык, однажды всё-таки разорвёт его больные лёгкие…
8 августа 2001, он выбрал своим убежищем пустующий дом на окраине Махмуд-Мектеба. Никто не мог видеть, как его, почти неразличимая, тень скользнула вдоль строения и исчезла, растворившись в предутренних сумерках. Уже изнутри своего нового прибежища, бросил затравленный взгляд в запылённое стекло оконного проёма: никого…! Только иногда подаст голос домашняя живность из ближайшего подворья… Можно не сдерживать кашель!
…. Мысли ворочались тяжело и неохотно , словно ослабли от очередного приступа болезни… « …отлежусь, а потом – дальше… Кто-нибудь всё равно пустит на постой…! Куда денутся?!» Время от времени он впадал в полузабытьё, в полудрёму, не выпуская ни на миг из рук пистолет. С ним он ощущал себя спокойнее…..
****
-Надо проверить сигнал гражданина П.! Махмуд - зона вашей ответственности,- подытожили на разводе. И участковый уполномоченный милиции Нефтекумского РОВД майор Сергей Присяженко, милиционер - водитель старший сержант Юрий Бойко, оперуполномоченный, капитан Ш. А, приняли распоряжение к исполнению….
ВРАТА
… Встретить подъехавший наряд милиции вышли жильцы соседствующих с подозрительным подворьем домов и ,наперебой ,поспешили заверить сотрудников в бесполезности их намерений досмотреть объект… « Да там нет никого, и хозяев нет, никто там не живёт, всё закрыто. Мы бы сказали, если бы что видели. Это кто-то пошутил, чтобы вас побеспокоить…!».
Звучало так убедительно, что хотелось верить, но милиционеры понимали: любая информация требует уточнения, а отчёт о работе не построишь на шатких аргументах граждан…
Ворота оказались запертыми изнутри… Чтобы досмотреть домовладение и доложить о выполнении задания, надо было их просто открыть… Для худощавого и лёгкого Юрия это не составляло никакого труда… Ловко и без особых усилий уже через несколько мгновений он преодолел высоту забора и отодвинул засов, пропуская во двор Присяженко и Адбулхалимова… Путь свободен..Можно было действовать…
***
…. По-звериному почуяв опасность задолго до её реального проявления, некто вскочил и замер за закрытой дверью, густо покрываясь болезненным , липким потом. Его жалкое, измотанное туберкулёзом, тело колотила крупная, не прекращающаяся, дрожь. И , чтобы унять её, он изо всех сил вцепился деревенеющими пальцами в оружие ,лихорадочно приводя его в боевую готовность…(!).
***
…Юрий открыл дверь первым…
…Наверное, последнее, что он увидел, было искажённое животным ужасом, чьё-то обезумевшее лицо и странный остекленевший взгляд. Может, ускользающее сознание старшего сержанта ещё успело зафиксировать, как последнее открытие, мысль : « Так вот, как выглядит СТРАХ!», места которому не было в его жизни …
И такая …тишина … вдруг повисла над Махмудом…
Старшему сержанту Бойко уже не суждено было узнать, как его начальник, односельчанин, товарищ, майор Сергей Присяженко, бросившись к нему и пытаясь поднять его, вдруг пошатнулся сам, словно, от сильного толчка в живот…. Ладонь, инстинктивно прижатая к источнику неожиданной боли, стала влажной от проступившей сквозь форму крови...
От села Каясула до Нефтекумска, куда было решено транспортировать тяжелораненого Присяженко,- час хорошей езды. Но процесс непростительно затянулся: пока суетились, принимая решение, пока возились по дороге с « забарахлившей» машиной, пока , пока, пока…
Когда майора всё-таки, за полдень, привезли в НТМО, он , как избавление, увидев , склонившееся над ним, лицо хирурга, с надеждой спросил: «Вы меня спасёте?»…
Ответа уже не услышал. .. Да и нечего было ему ответить…
День 8 августа близился к своему завершению, когда вдруг обнаружилось, что в доме Евдокии Трофимовны Присяженко…остановились настенные часы.… Стрелки циферблата неподвижно замерли, показывая время «14.00» !!!На этот факт обратила внимание дочь Евдокии Трофимовны Наталья, вошедшая в комнату и невольно прервавшая какие-то нелёгкие материнские раздумья: - Ой, мам! А что это у нас часы стоят? Уж вечер скоро, а на них - всё ещё «два»!! Ответом на повисший в воздухе вопрос Натальи негромко хлопнула входная дверь, впуская в комнаты, как-то непривычно несмело, вошедшую и остановившуюся на пороге дочь жены Сергея. Она, молча, смотрела на Наталью и Евдокию Трофимовну, приветливо встретивших её, и , будто, принимала какое-то трудное решение, прежде чем тихо произнесла:
- Прямо, не знаю, как и сказать…Вам..
-Да ты что, Ирина, расстраиваешься, что родители поругались, что ли? , беспечно предположила Наталья, не отрываясь от своих дел. -Да они, как поссорились, так и помирятся! Не обращай внимания!
- В том- то и дело, что они больше… никогда не помирятся…
***
P.S
… В конце сентября 2008 года туман над Ставрополем лёг такой густой пеленой , что не оставил ни малейшей надежды рассмотреть хоть что-то из происходящего на плацу. Марина Бойко намеревалась сделать уйму фотографий, запечатлеть как можно ,больше торжественных моментов, да вот , поди ж ты…! Волновалась за дочь издали, и практически вслепую.
А, пока, приехавшие на мероприятие, родственники, переживали поодаль, над площадью произносили слова присяги те, кто недавно окончил курс молодого бойца.
И среди прочих, она знала, звучал голос её повзрослевшей дочери: « Я, Бойко, Владислава Юрьевна,.. поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность.. народам Российской Федерации»…
PS: В ноябре минувшего года Евдокия Трофимовна не поехала в Ставрополь в ответ на приглашение высокого милицейского начальства, намеревавшегося вручить очередной ценный подарок ко Дню милиции. Решила: пусть на сей раз войдёт в зал для чествования Присяженко - старшего, его сын , двадцатипятилетний Леонид, повторивший, до малейшей черточки, внешность своего погибшего отца… Она же в тысячный раз станет переворачивать страницы альбомов с потемневшими фотографиями, на которых её Сергей - то школьник, то студент, то солдат, то майор…И времени у неё на это было и будет достаточно: всё равно оно остановилось … в 14. 00, 8 августа 2001 года…
Татьяна Уварова
Свидетельство о публикации №209111000068