Поэзия как школа смирения

"Труден и тернист творческий путь поэтов. Им предназначено улавливать в сердцах людей неясные, едва лишь ощутимые звучания, которые порой непонятны даже их носителям, но осознаются ими в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить их в стройную форму и возвестить мощным колокольным звоном своего творческого дара".
Епископ Александр (Милеант)

Ещё в 90-х годах прошлого века от книготорговцев можно было услышать фразу: «Поэзия умерла, она больше не нужна людям»… Если вдуматься, какие страшные слова!.. А ведь они отражают внутреннюю сущность людей времен «перестройки», ради золотого тельца заложивших свои души в ломбард бездуховности и бескультурья. К счастью, остались ещё те, кого радует и влечет к себе колокольный звон, а не звон монет…

«Поэзия, — как говорится в одном из решений ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека…» Вот и давайте на поэзию посмотрим с духовной, православной точки зрения. Тем более, что поэт должен заботиться о пользе для души читателя, а не о его развлечении

Думаю, изречение святого Исаака Сирина в определенной степени относится и к поэтическому дару: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них СМИРЕНИЮ. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны».
Очень жаль, если занятие поэзией не делает человека смиреннее и лучше. Вообще поэтический крест весьма тяжел: бывает, стихотворение рождается в ужасных муках… И вот, после упорных трудов, у автора, наконец то, появляется на свет его детище, в представлении поэта — «нетленка»! И хочется литератору поделиться своим «состоянием души» (как некоторые определяют поэзию) со всем миром! Но мир, как известно, лежит во зле, в том числе и для поэтов. Не успеет автор и глазом моргнуть — а критик уже тут как тут… Ничего не попишешь — у критика тоже свой дар: смирять поэтов, опускать их с небес на землю. Вот уж точно: обидеть художника может каждый… Нетрудно представить, что чувствует творческий человек, с тонкой душевной организацией, когда «распинают» его родное произведение. Не правда ли, даже если ребенка ругают за дело, то нелегко его родителям всё это выслушивать? Поэтому православному поэту важно помнить: литературное творчество может стать не только средством служения Богу и ближним, но и хорошей школой смирения. С другой стороны: стихотворный дар способен взрастить в его обладателе непомерную гордыню и тщеславие… Поэту нужно благословлять не только своих врагов, но и критиков. Ведь через них Господь верных чад Своих учит, воспитывает и спасает.

«Поэзия чарующе манит нас как своей приятной, музыкальной, ласкающей ухо формой, так и своим ярким, картинно-выраженным и вдохновляющим содержанием. — писал епископ Александр (Милеант). — Её звуки, полные чудной музыки, отрешая от обыденной суеты, влекут нас в мир идеальной, небесной красоты. Благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать полноту жизни с её радостями и скорбями, которые необходимы для нашего внутреннего роста…» А разве возможен внутренний рост без мужества и смирения (то есть адекватности)?

Лишь с Божьей помощью можно научиться терпеливо принимать критику своих ошибок, выслушивая мнение других людей по поводу своего творчества. Для того, чтобы во славу Божию с каждым годом наше литературное мастерство продолжало неуклонно возрастать, наливаясь мощью, красотой и мудростью.

Только после того, как жаждущий Бога поэт смирится под крепкую Руку Божью, его произведения станут духовно-полезными. Их чтение принесет незабываемые минуты радостного общения с Господом, пребывающим, несомненно, ныне и присно посреди нас! Пусть Господь поможет каждому открыть в себе те дары, которыми Он так щедро нас наградил, чтобы мы могли посредством их прославлять нашего Творца, Которому честь и слава во веки веков!


Рецензии
Это всё ужасно! Такой винегрет! Хоть и православный.
Поэзия не имеет никакого отношения ни к смирению, ни к небесной красоте, ни к "ласканию уха" чем бы то ни было.
"Дар поэта - ласкать и корябать..." - так писал Есенин. Поэзия может желать как первое, так и второе, НО! - но вовсе не обязана этого делать. Поэзия и поэт вообще ничего и никому не должны. Не должны услаждать, не должны просвящать, не должны воспитывать.
Послушайте "Лунную сонату", послушайте джаз, хеви-металл или панк-рок. Это всё - музыка. О чём она? Если без текста - о чём?
Кто-то сказал, что любое искусство стремится стать Музыкой. И этот кто-то безусловно прав.

Музыка есть язык эмоций. Форма! Звуковое выражение Гармонии.
Поэзия есть словесное выражение гармонии. И тоже - форма. В первую очередь именно Её Высочество Форма! А уж потом, во вторую очередь - её прислужник и лакей - Смысл.

Музыка прекрасно обходится без сопровождения этого лакея, но к Поэзии он, этот слуга и даже раб, прикован стальными цепями. И цепи эти - человеческий язык, слово, речь.
Используя этот инструмент, невозможно обойтись без смысла точно так же, как при игре на гитаре невозможно обойтись без струн. Они, струны, элемент конструкции инструмента.
Но это вовсе не значит, что раб главнее господина. Ведь Музыку можно делать не только на гитаре, а Поэзию можно и приходится делать только из слова.

На этом я, пожалуй, и остановлюсь.
Ещё только краткое резюме - и достаточно.

К Искусству вообще, и к Поэзии в частности, бесперспективно прикладывать примитивные мерки вроде "услаждения" или "воспитания".
Пусть даже эти мерки и тысячу раз "православные".

Игорь Борский   30.09.2014 10:43     Заявить о нарушении
Досадная опечатка, искажающая смысл - "Поэзия может ДЕЛАТЬ как первое, так и второе, НО!..."
Вот так должно быть.

Игорь Борский   30.09.2014 10:46   Заявить о нарушении
Вдогонку цветаевское стихотворение. Напоследок. Больше я сюда не вернусь.
Это к теме "школы смирения",к "приятной, музыкальной, ласкающей ухо форме".

Корпусами фабричными, зычными
И отзывчивыми на зов...
Сокровенную, подъязычную
Тайну жен от мужей и вдов

От друзей - тебе, подноготную
Тайну Евы от древа - вот:
Я не более, чем животное,
Кем-то раненое в живот.

Жжет...
Как будто бы душу сдернули
С кожей! Паром в дыру ушла
Пресловутая ересь вздорная,
Именуемая - душа.

Христианская немочь бледная!
Пар! Припарками обложить!
Да ее никогда и не было!
Было тело, хотело жить,

Жить не хочет.

***

Игорь Борский   01.10.2014 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.