Мой брат Юлий. 2

Приехав после первого года учёбы в гимназии на летние каникулы в Резекне, я застал Юлика повзрослевшим (ему было 9 лет). В то лето произошли значительные события в Латвии, в том числе и в Резекне: вошли части Красной армии, затем установилась советская власть.
С Юликом мы обсуждали эти события, смотрели новые занимательные кинофильмы "Волга-Волга", "Цирк", "Музыальная история", делились впечатлениями.

Один из коллег нашего отца - лысый гинеколог с усиками и щекой, подёргивающейся тиком,- пошёл работать врачом в НКВД (мы тогда впервые услышали это грозное слово). Его сын, наш приятель, без конца повторял, что у его папы есть пистолет ТТ. В результате частого повторения слов "папа" и "ТТ" мы в шутку прозвали этого врача "папа-тэтэ". Это прозвище в наших с Юликом разговорах сохранилось на долгие годы.

Война, начавшаяся 22 июня 1941года, застала меня на летних каникулах в Резекне. Отец, оставшийся работать в полевом госпитале, организовал переезд мамы, Юлика и меня в г. Лудза, откуда мы эшелоном, пережив несколько бомбёжек, попали в город Чухлому Ярославский области, а затем переехали к новому месту службы отца - город Череповец. Здесь мы испытали все тяготы военного времени - в первую очередь, полное отсутствие продуктов питания в магазинах. Как выяснилось из разговоров с местными жителями, там и в довоенные годы многого (к чему мы в Латвии привыкли) не было и в помине. Один из соседей в разговоре с отцом спросил:"Вы из Латвии? Говорят, там всё было?!".

Столкнулись мы и с другими неурядицами, их было много, и я не буду на них останавливаться.
Главное - голод, который мы ощущали всё время. В магазинах можно было получить лишь хлеб по карточкам. Юлик и я, будучи иждивенцами, имели карточки, по которым выдавали 400 г. чёрного хлеба в день. Очень редко по талонам "сахар" можно было получить немного пряников или повидла. Отец работал в госпитале, где получал обед, который в котелке приносил домой, и его делили на всех. Помню, как-то раз, будучи очень голодными, мы с Юликом решили сварить кашу. Для этого из маминого неприкосновенного запаса мы своровали пшено, и в котелке, в печке стали варить кашу. Когда, по нашему мнению, она была готова, вспомнили, что кашу надо посолить. Не имея никакого опыта, мы насыпали в котелок 6-8 столовых ложек соли. Можно себе представить, что было дальше!


Продолжение следует...


Рецензии
Бабушка моя до самой своей смерти помнила,что это такое -голод и никогда себя не ограничивала,что хотела,то и ела.

Я поняла,что не умею голодать,оказывается,есть такие люди,а ведь пыталась и не один раз...
Пиши дальше, буду ждать.

Верочка, к нашему разговору - у нас сегодня прошёл дождь, но,что удивительно смотрелось,так то,что был он перпендикулярным. Смеюсь, потому что не могу объяснить..

Обнимаю,

Веруня   13.11.2009 12:35     Заявить о нарушении
Да, наши бабушки трепетно относятся к еде - им кажется, что внуки не накормлены, и они так и норовят сунуть пирожок, курочку, что-то ещё, дабы дитя не умерло с голоду. Это особенность пережившего войну поколения.
Голодать я тоже не могу, да это просто вредно!

Обнимаю
~*

Вера Петрянкина   18.11.2009 18:18   Заявить о нарушении