Истина. язык и логика определенности

 Прочтение книжки М.В.Голованова «Истина и вера», М.: ЛЕНАНД, 2010 настраивает на отклик по существу заявленной темы. В книжке представлена попытка вывести понимание ИСТИНЫ, рассматривая эту сущность с разных сторон, в отношениях к разным ценностям, в сравнении со схожими терминами, в сравнении с верой…  Однако, несмотря на некоторые верные соображения, никакого понимания не выводится. Все подходы к высоте ИСТИНЫ загромождены словомножеством, и вместо доказательного понятия образуется «лингвистическая каша»- выражение самого же автора книжки. 
Не выдерживает критики определение «истины как уровня знаний», что вынесено в название первого раздела. Здесь автор не считает истину в её конкретике абсолютной сущностью, но ставит её  в зависимость от уровня знаний. То есть космическая истина об обращении планет вокруг солнца не является таковой для троглодитов; для них истина может быть выражена в  мистическом небесном светиле, которое каждое утро нарождается в одной стороне горизонта и вечером умирает в другой стороне.. Но истина не должна страдать от «уровня знаний» общества, даже если они упакованы в многостраничные тома и файлы.   
Оставляя в стороне религиозные представления, предложим собственный подход к определению истины, основанный на логической обоснованности и доказательности, выраженный тезисом:  истина – определенность сущности. Автор во всех публикациях утверждает, что познание – это есть придание определенности сущностям и встраивание их в общую картину мира (это утверждение также претендует на истинность). Продвижение в познании к истине требует собственных мыслительных усилий исследователя, а не бесконечных ссылок на цитаты от мыслителей прошлого.  Истина всегда конкретна (Голованов знает), поэтому истинность решается каждый раз в отношении какой-либо конкретной сущности. Конкретность же чего-либо задается сущностным содержанием и определенностью в координатах континуума обитания. В рамках этой определенности формируется доказательство истины (у Голованова раздел «Доказательство истины»- всего на одну страничку никаких способов доказательства не содержит). При этом даже очевидность факта не всегда может обойтись без доказательства его истинности. Яркими доказательствами истин в естественных науках является выведение законов и теорем.
Поскольку понятие «истина» всегда «приложена» к некоторому предмету и должна быть определена в отношении этого предмета, классифицируем эту самую предметность.  Для физической сферы (хорошо наблюдаемой, осязаемой) это – тела и явления, а также процессы в континууме пространство-время-масса,  которые проявляют себя в статике и в динамике. Для биологии это жизнь во множестве проявлений – текущая в естественной динамике развития и нарождение-явление жизни из небытия, а также процесс умирания и явление смерти..  В философии это само бытие и небытие – в человеческом осмыслении сущностей, явлений и процессов, и другие единства (пары) противоположностей. Области наблюдаемого мира назовем познавательными сферами (в которых желаем достичь истинных знаний). Каждая такая сфера имеет собственную систему (или может быть рассмотрена в системе) координат, очерчивающих континуум обитания предметов-сущностей данной сферы. Совокупность сущностей данного континуума обитания  выражается в объектах, явлениях и процессах, при этом объекты (и явления-?) могут быть рассмотрены в статике и в динамике, а процесс – суть сама динамика.  Совокупность всех объектов в каждой сфере представляет системное единство противоположностей данной сферы. В рамках изложенного любая сущность может быть в принципе определена – то есть может быть сформировано о ней истинное знание.
Процесс познания движется мыслью, оформляемой через язык слов, символов, образов и звуков. Язык есть не только средство общения и оформления, представления информации, но одна из существенных сторон человека вообще – поэтому языку особое внимание. От библейского утверждения, что «вначале было слово…», через вековую литературу и многообразие народов со своей особенной культурой национального языка  до сегодняшнего российского молодежного сленга – это все язык «разболтанный на тысячи страниц…» (эта заметка тоже доводит знания до читателя посредством языка).  Язык есть первый инструмент и воплощение логики (без этого «лингвистическая каша») - это самая первая «наука» для любого человека – с младенческого возраста. На языке, посредством языка ведется обучение, образование и познание вообще. Для каждой познавательной сферы, науки формируется свой язык, но общие его основы остаются базой соприкосновения и основой понимания, взаимопонимания, как для специалистов данной сферы между собой, так и для людей из разных сфер деятельности – через аналогии и ассоциации (бюджет как лёгкие: вдох-поступления, выдох-расходование).
В языке проявляют себя множественные возможности его составляющих. Словесные обозначения разных сущностей, понятий, синонимы и антонимы, двуликие и разноликие слова, толкуемые всякий раз в зависимости от обстоятельств (например, коньки надел и коньки отбросил…).  Логические построения, словесные конструкции, выводящие некоторую архитектуру фразы. (Оставляем ненаучные возможности несовпадения смысла фразы со смыслом составляющих ее слов, изменения ее смысла от перестановки слов, а также случаи прямой противоположности дословного выражения истинному значению ситуации, намерению действий. Оставляем и  звуко-речевую гамму, амплитуду звуков – что в разных языках особенно заметно по разнице использования возможностей человека к звукоизвлечению из собственного организма. Так, самым полнозвучным можно считать русский – в нем есть практически все звуки других языков и те, которых нет ни в одном другом).
Самым ценным в языке для истины является логика – работа ума, состоящая в определении и соотнесении, сравнении и упорядочении сущностей, нахождении связей между ними, выведении представлений и образов в мозге человека об окружающем мире,  о себе самом …    Союз языка и логики делает речь осмысленной, последовательной, понятной, отсутствие логики оставляет набор звуков, слов грудой бессмыслицы. Взаимодействие языка и логики в мышлении создает словесные формулы, формулировки для разных сущностей. Недаром в доказательстве своей правоты люди часто ссылаются на мудрецов, которые высказали некоторую существенную мысль в кратком словесном выражении. Словесные формулы, или формулировки есть в любом учебнике – они служат для логической определенности разных понятий той или иной научной дисциплины. Эти словесные формулы еще называют дефинициями, на их основе создаются словари, истолковывающие разные понятия и термины – толковые и терминологические словари.  Математика, как и язык, тоже всегда в союзе с логикой (есть даже предмет математическая логика). Их взаимодействие порождает знаковые формулы (также озвучиваемые языком) для определенности объекта с использованием меры, в мерном представлении,  и в соотношениях сущностей (от больше-меньше до степенных и корневых взаимодействий). Взаимодействие с языком дает словесную определенность каждому математическому элементу и порождает особый  язык математики.   Научные истины оформляются математикой – представлениями о сущностях в мерных единицах, что дает возможность их четкого определения, сопоставления в измерениях, сравнения, осуществления разных мерных и логических операций.
Следующим шагом на пути к определению истины является общность явлений, взаимодействий сущностей и процессов в разных познавательных сферах (описывается ноологией – см.Ноология и миссиология – универсальный метод познания. М.: РОХОС, 2004). Безусловным фундаментов этой общности является выведенное философией ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, существующее в любой познавательной сфере. Действительно, все мироздание представляет собой единство противоположностей. Во всем окружающем мире и в самом себе,  в живой и в неживой природе (уже в том, что есть природа живая и неживая) человек обнаруживает единство противоположностей:   звезды и планеты в астрономии, вещество и поле в элементарной физике, мужское и женское начала в биологии, аморфное и кристаллическое в неживой природе, телесное и разумное в самом человеке. Однако, во множестве случаев во многих науках и в обучении совершенно упускается то обстоятельство, что единство противоположностей - есть фундамент познания, истинного знания. Это упущение является главным препятствием для надлежащего освоения, надежного и полноценного усвоения научных дисциплин в образовании.    Поэтому первым шагом в  познании является обоснование того, что  любая сущность двойственна и представляет собой некоторое единство противоположностей!   Это положение дает основание к тому, что исследование,  изучение любой сущности следует начинать с ее  раздвоения (!),  то есть истина в отношении любой сущности достигается диалектическим раздвоением этой сущности на противоположности. 
От древних мыслителей, а затем Канта, Энгельса, Ленина остались блистательные попытки объяснить и сформулировать всеобъемлющую диалектику мироздания. Однако, ссылки на бездоказательные апории прошлого не дают оснований для определенности истины. Практическое воплощение единства противоположностей в современных представлениях следует начать с того, что в общей архитектуре мироздания имеют место два вида  противоположностей:   абсолютные  и  однопорядковые. Первый вид- системообразующий: любая система есть креатура некоторой пары сущностей, не сводимых одна к другой и не существующих одна без другой - что есть “единство противоположностей” – см. рис.1.Система противоположностей.   
Первородным абсолютным во всем мироздании является единство противоположностей вещества и поля, представленное физическими массами разных объектов в пространстве и времени. Можно сказать, что физические субстанции посредством полей устанавливают между собой определенные отношения по поводу вещества. В экономике - имущество и собственность на него в рамках хозяйства. “Интересом” каждой отдельной субстанции является обладание массой - “собственность” на нее,  а также расширение системы, увеличение “массы-собственности”. Именно этим можно объяснить явление сингулярности материи в природе и расширение наблюдаемой вселенной с формированием крупных объектов и систем вовлекающих в свою орбиту множество мелких тел, частиц.
Другой вид противоположностей – однопорядковые, они не образуют систем, но являются либо внутренними элементами структуры системы, либо элементами внешних обменов данной субстанции с другой, включенной в общую объединяющую их систему - например, замещение одного элемента другим (деньги и продукты). 
Единство противоположностей многолико даже в рамках одной системы, что иллюстрирует развертка противоположностей. Так, в человеке не только единство телесного и нетелесного-разумного (в другой плоскости – духовного), но также живого и неживого – органическим продолжением живой материи являются омертвелые кончики ногтей и волос, отшелушивающийся с кожи эпидермий… 
Еще одним поворотом противоположностей является сопоставление статической их системы и динамики.   Взаимодействия в динамике  системообразующих и однопорядковых противоположностей (из статической системы)  порождает явление  процесса – см. рис.2.Процессы в мироздании.   
Противоположности в статике и динамические процессы – это общая идея мироздания, реализованная, воплощенная в любой реальной части архитектуры мира, в любой практической и познавательной сфере,  любой конкретной науке.
Познание опирается на логику ЧЕЛОВЕКА, который сам является органичным элементом вселенной, ее ГОЛОГРАФИЧЕСКИМ организмом, в котором вселенная явлена в неимоверной концентрации – что, видимо, и объясняет все человеческие феномены. В то же время, согласно голографии, человеческие качества присутствуют и во вселенной – то есть мы обитаем в мыслящей вселенной.  Именно поэтому мир познаваем человеком. Именно голографический эффект – в познании – дает человеку феномен дорационального, бессознательного предчувствия истины, а затем – радостного ощущения соответствия внутренних «образов души» с внешними объектами и их свойствами.  В то же время, нельзя пренебрегать особенностями отношения познающего к познаваемому – они так или иначе влияют на формирование понятий, понятийного арсенала. (Дорациональность восприятия мира дают человеку изначальные проточувства-ощущения, корневым образом изначально связанные с самим континуумом обитания – чувство массы, чувство пространства и чувство времени, а также чувство температуры (проверьте это утверждение на истинность).   
Понятие в отношении чего-либо – есть оформленное в языке, в формулах и в образах представление определенности этой сущности. То есть любая сущность переходит в качество понятия через достижение ею определенности – истинности.
Таким образом, истина есть оформленное в языке, в символах и в образах абсолютное доказательное понятие конкретной сущности.   
Так, истинными являются множество положений в естественных науках, например, в физике,  оформленных в виде законов, описанных формулами, типа Е= мс2…  Также можно считать истинным утверждение, что прибыль есть стоимость природного вещества, прибывшего в экономику из естественного состояния и оцененного рынком в составе продукта-товара; доказывается вычитанием из цены товара элементов требующих компенсации – труда воплощенного в товаре: живого(по зарплате) и труда машин(по амортизации), после чего остается прибыль- соответствующая природному телу товара, которое не требует компенсации и присваивается предпринимателем.   
Однако, истина может быть противоречивой. Например: «учится глупый – его учат и он набирается ума, а мудрому учиться не надо»- противоречит- «учится мудрый, набираясь знаний, углубляя мудрость,  а глупого никак ничему не научишь»;  или «яйцо- первоисток жизни, из него вырастает курица»- противоречит- «первоисток – курица, ибо она несет яйца»; или «наша жизнь – это борьба»- и «жизнь – это игра»… Противоположные утверждения как правило попарно истинны. И здесь включается вопрос веры или предпочтений. А действия, исходящие из предпочтений за пределами веры, хотя и с опорой на неё – это уже сфера политики. 
Вопрос веры (не в религиозном смысле) всегда сопутствует истине и может иметь существенное и несущественное значение, как для самой истины, так и для субъекта восприятия. Так, вышеприведенные утверждения физических законов являются абсолютно доказательными и не зависят от верящего или неверящего субъекта, напротив – сам субъект проверяется относительно его восприятия- «неверящий» вызывает со стороны сомнение в разумности.  Если же председатель правительства открыто заявляет по телевидению перед квалифицированной аудиторией о снижении уровня безработицы, а бегущая строка ТВ сообщает о зафиксированном статистикой увеличении зарегистрированных безработных в стране (09.11.2009), то слушатели-зрители разделяются на верящих ответственному лицу и тех, кто доверяет статистике.
В практической плоскости бытия всегда есть заинтересованные в истинности и искаженности информации – для широкого круга лиц, для населения. Поэтому в конституционном общественном устройстве должно быть установлено право народа на  получение ДОСТОВЕРНОЙ информации, исходящей от ответственных лиц и СМИ. Достоверность же должна иметь инструментарий определения истинности, проверяемости представленных сведений – со стороны народа. Ибо народ - главный субъект заинтересованный в истине.   


Рецензии