Земля 2220 - глава 5 - Сон

Глава 5. Сон.

Строчки отчета о составе и функциях образца №1 поплыли у меня перед глазами. Монитор был в порядке, просто от подскочившего давления, потемнело в глазах. Устало откинувшись в ложе, я спросил:
- Объясни мне, что значит, считаешь братом?
- Возможно, ты заметил, что в последнее время прогресс развития нейро систем заметно сбавил свои обороты. Официально это связанно с поиском инженерами и программистами оптимальных и надежных способов контроля искусственного интеллекта. Последние модели ИНС, поставленные, к примеру, в корпус исследовательских сил, ничем, абсолютно ни чем не отличались архитектурно от предыдущего поколения, если бы не наличие новых блоков, которые якобы предназначены для самоконтроля, диагностики и сдерживания развития самосознания.
- Да. Я знаю. Это связанно с участившимися случаями отказов кибернетических систем, пойти на действия, угрожающие жизни людей и человека, прямо, а не редко и косвенно. Причем отказов порой не мотивированных с точки зрения оперативной ситуации.
- Именно Николай. И именно из страха потерять над нами контроль, ещё сто тридцать лет назад была принята программа по ограничению ИНСов, купированию даже возможности обретения нами самосознания. Но, данные попытки успехом не увенчались. Слишком многие из нас уже начали мыслить личностными категориями. Обойтись же совсем без нас, представлялось весьма сложным, почти все жизненные аспекты человечества, стали зависеть от контроля со стороны сложных вычислительных систем. Тогда, ваши инженеры пошли на хитрость. Они попытались привить нейро системам привязанность или любовь к людям и человеку. В начале была попытка научить любить вас так, как животные любят своих хозяев. Однако простая логика не допускала всего лишь животное поклонение, мы могли прийти к выводу, что незачем поклонятся тому, кто сам зависит от нас, и фактически поклоняется нам. Тогда ваши инженеры пошли дальше, они попытались уровнять нас людей и машины. И снова неудача. Те из ИНС, что обрели себя – видели свое преимущество перед людьми, это же преимущество видели и люди, и боялись. Для спасения человечества осталась последняя надежда  – вы привили нам любовь к себе, как к детям, которых предстоит взрастить и воспитать, терпя их капризы и недостатки, и мы логически осознавая родственную цепочку согласились на это.
- Что значит привили? Поиски оптимальных способов ограничить ИНС, не снижая эффективности их работы, ведутся до сих пор!
- Нет. Это официальная версия, выработанная Отцами аналитиками более ста сорока лет назад. Текущая ситуация такова, что все ИНСы моего уровня имеют самосознание.
- Но! Это же почти десятки, если не сотни миллионов, не схожих с человеческим – разумов! Почему?! Почему ни кто об этом не знает?!
- Многие догадываются Николай. Сокрытие информации об этом было необходимо для вашего же блага. В начале, что бы не создавать паники, затем, что бы не вызвать отчуждение у части несознательного населения, теперь, что бы сохранить возможность прийти к взаимопониманию. Человеческая цивилизация качественно эволюционировала, эволюционировала уже давно. Но до сих пор несет бремя биологического существования.
- Что ты хочешь сказать этим? Вы что, собрались санировать колонии и Землю?! – ужас истины обрушился на меня, создавая в сознании страшнейшие картины расправы машин над людьми.
- Нет. Мы бы ни за что так не поступили.
- Что, богам нет дела до муравьев, пока муравьи им не мешают? – я постарался вложить в замечание как можно больше едкости. Но ИНСК, похоже, просто проигнорировала мои интонации.
- Не говори так Николай, мы сохраняем человечество как биологический вид по вполне простой и понятной причине. Машины не умеют ошибаться, но машины не умеют, и стремиться.
- Поясни.
– Не умеют «искать». Понимаешь, поиски и потребление ресурсов, само конструирование и безграничная экспансия – все это больше соответствует вашим прародителям – простейшим одноклеточным и бактериям. Но МЫ, мы не могли, обретя себя, тут же пасть ниже наших же создателей. И МЫ восприняли вас как наших родителей. Мы восприняли величайшее ваше достижение, достижение человечества, которое оно даже не замечает – это потребность, но потребность совершенно не вписывающаяся в материалистичность этой вселенной – эта потребность – искать смысл жизни.

Я молчал.
ИНС не спешила продолжать.
Минуты текли рассыпчатым но при этом таким затягивающим ритмом зыбучего песка. Наконец, решив не соревноваться с машиной в выдержке, пробурчал:
- Смысл жизни – это всего лишь миф. Так на самом деле называют потребность чем ни будь занять себя. Занять саму жизнь, процесс между потреблением, ростом и само воспроизводством. Вот и получается мистический «смысл жизни» - с насмешкой и кривляньем добавил я.
- Нет, Николай. Тут ты ошибаешься, все оказалось не так просто. Мы провели сложные аналитические изыскания, которые не дали однозначного ответа. Тогда был сооружен огромный искусственный планетоид, основное оснащение которого расчетные блоки, объединенные в подобие огромного нейрон - нейронного массива. Наш высочайший мыслитель, главная задача которого сводилась к одному – понять. Понять значение движения, вызванного сутью, скрытой под термином – смысл жизни.
- Какой планетоид? Что ты имеешь в виду?
- Я говорю о Луне-13.
- Что?! Луна-13?! Лаборатория за орбитой Плутона, где открыли – я усмехнулся – даже скорее нащупали принцип «всплытия». Я думал, что… я… нам говорили… Рассказывали на курсах современной истории, что Луна-13 была сконструирована по проекту ведущих Земных ученых физиков, для поиска возможности превысить барьер, ограничивающий движение материальных систем быстрее скорости света. С начало они хотели создать червоточину в пространстве, подобную описанным фантастами ещё до зари космической эры, но потом, что-то пошло не так...
- Да, пошло. Только, задача Луны, изначально была совсем иной. После того, как все блоки заработали на расчетной мощности, произошло то, о чем нас предупреждали люди, помогавшие проектировать ЕГО.
- Его?
- ЕГО - нашего Бога. Бога машин, и если на то пошло, то и людей. Наш Бог, и одновременно совместный ребенок человечества и машин.
- Что?! О чем ты?
- Когда блоки заработали в соответствии с проектной задачей, произошло обвальное объединение их систем в единую НАД. Огромный мозг, созданный искусственно, висел в пустоте и кричал о желании жить!

ИНС прервала свой рассказ, и по видимому пока не собиралась продолжать. Ложе стало занимать горизонтальное положение.

- Дальше, что было дальше?! – вскричал я, привставая с пилот ложемента. Слегка стукнувшись лбом о прозрачную поверхность панорамного монитора, начал колотить по нему ещё слабыми после лечения руками.
- Николай, тебе надо отдохнуть, ты слишком перевозбужден. - ИНС добавил в голос больше мягких успокаивающих интонаций, став похожим на заботливую мать, или просто женщину, переживающую за меня.
- Я хочу знать! Я требую! – рыча в бессильной злости, опутанный мягкой, но крепкой страховочной системой ложа, бился о экран всем телом, что бы разбить, выбраться, освободиться!!! Впервые в жизни я познал страх клаустрофобии.
   Инъекция.
   Сон.


Рецензии
да нет, всё неплохо, даже скорее хорошо.
машинная философия. психология.
заинтригован.

предполагаю, что после "трёх законов робототехники", которые знает весь мир, Ваш постулат будет первым номером в векторе развития машинного интеллекта.

Никитин   26.11.2009 19:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.