Развёрнутый план сочинения по комедии Гоголя
Ирония и её роль в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
I Вступление
1. Ирония – разновидность комического. В сатирической общественной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» она занимает очень важное место.
2. Иронический комический пафос – это «особая окраска» художественного изображения, раскрывающая неудовлетворённость автора окружающим миром.
Насмешка создаётся тем, что обнаруживается нелепость происходящего, комический эффект достигается тем, что истинный смысл замаскирован, но зачастую ирония подчёркивает трагичность положения и ситуаций.
3. Комедия – драматический жанр, поэтому ироничное отношение автора к героям высказывается в построении действия, в ремарках, в нелепости речей самих героев.
Так, например, Городничий рассказывает о своём сне. Ему приснились чёрные необыкновенные крысы. В его рассказе об ужасных животных нарастает напряжение, которое неожиданно легко разрешается: «…пришли, понюхали – и пошли прочь». Следует заметить, что это снилось Антону Антоновичу «всю ночь».
4. Ирония не только разновидность комического пафоса, но и художественный приём, троп. В высказывании говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
Артемий Филиппович Земляника говорит о больных в подведомственных ему больницах, что те «…как мухи выздоравливают». И это высказывание слишком явно напоминает фразеологический оборот «мрут как мухи».
II Основная часть
1. В комедии «Ревизор» Н.В.Гоголь часто использует иронию как троп. Сатирическое произведение может быть и не смешным. Однако в комедии Гоголя действительно очень много смешного. Смех возникает из-за тех ситуаций, в которые попадают герои, из-за комических несоответствий (положение, занимаемое персонажами, и их умственные способности, их мечтания и реальность).
Речь героев алогична. От заседателя «отдаёт немного водкою», и Аммос Фёдорович объясняет это тем, что «в детстве мамка его ушибла». Городничий считает, что уездный суд – «завидное место», «сам Бог ему покровительствует», поскольку «вряд ли кто-нибудь заглянет туда». Лука Лукич предполагает, что учитель «скроил … рожу» «от доброго сердца». Серьёзность, с которой должны произносить эти реплики персонажи «Ревизора», создаёт неповторимую атмосферу комедии, пронизанную авторской иронией.
В «Предуведомлении для тех, которые желали бы сыграть, как следует играть “Ревизора”» Гоголь пишет: «Смешное обнаружится само собою именно в той сурьёзности, с какою занято своим дело каждое из лиц, выводимых в комедии». «Зрителю только со стороны виден пустяк их заботы», - а это и есть ирония в отношении автора к персонажам комедии.
2. Ирония как художественный приём заложена и в самом образе Хлестакова, главного героя комедии; кроется в основе миражной интриги.
Хлестаков – недоразумение, пустота, воспринятая как нечто значительное. Словно в насмешку, но абсолютно серьёзно глупого и бездарного молодого человека, болтуна и вертопраха, принимают за «значительное лицо». И даже «мираж» ревизора наводит страх на нерадивых чиновников.
Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой - не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы?
Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.
3. Разнообразные ремарки в комедии призваны ограничивать действие и направить игру актёров в такое русло, чтобы читатель и зритель могли с иронией взглянуть на происходящее.
Во время «сцены вранья» Хлестаков «горячится сильнее», рассказывая о своих воображаемых успехах, а Городничий и прочие «трясутся от страха». Героям комедии страшно, Бобчинский говорит Добчинскому, что «в жисть не был в присутствии такой важной персоны», имея в виду Хлестакова, а зрителю смешно.
Ремарки в сцене дачи взятки Хлестакову делают явным комическое несоответствие между важностью, опасностью этого «предприятия» в глазах чиновников и лёгкостью в отношении к тому же событию Хлестакова, которому понравилось «брать взаймы» у столь щедрых и простодушных, как ему кажется, людей. Часто встречаются в этих ремарках слова «вслух» и «в сторону». Ремарки сообщают о том, что Ляпкин-Тяпкин роняет приготовленные деньги, а Хлопов – сигару, в чём проявляется их необычайное волнение.
Любовная линия в «Ревизоре» связана с миражной интригой и дана пунктирно, формально. Поскольку комедия Н.В.Гоголя характеризуется как «общественная», центральной её задачей становится сатирическое изображение социальных пороков. По существу, Хлестакову абсолютно безразлично, которая из дам отвечает ему взаимностью. Перед Марьей Антоновной герой «рисуется», как перед молодой и более привлекательной, но и перед женой, и перед дочерью Городничего «бросается на колени», причём Анна Андреевна готова воспринять этот жест Хлестакова и как ухаживание, и как почтительное преклонение, сопровождающее просьбу о руке и сердце дочери, в чём видна ирония Гоголя.
4. Комедия Н.В.Гоголя считается сатирической, но в произведении существенную роль играет ирония. Иронический пафос, художественные и стилистические приёмы, его поддерживающие, создают неповторимый колорит комедии, в которой нет положительных действующих лиц. Автор писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо был – смех».
Гоголь умел видеть жизнь сквозь «видимый миру смех» и незримые, неведомые ему слёзы. То есть гоголевская ирония, в конечном счете, двояка: сказанное с серьёзным видом вызывает смех, который на самом деле разоблачает негативные явления жизни, на основе чего формируется уже не иронический, а сатирический пафос произведения.
5. Ирония в комедии не противоречит реализму в изображении современной жизни, достаточно типичной ситуации и характеров.
Чего стоят только ремарка Гоголя, описывающая «немую сцену» («Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом…») или слова Городничего о жителях города: «Что за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова и понанесут всякой дряни!»
III Заключение
В сатирической общественной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» важную роль играет ирония.
Стиль произведения, его пафос основываются на иронии как художественном приёме, тропе.
Ироническое отношение автора к персонажам не препятствует созданию реалистических портретов и способствует формированию сатирического пафоса в «Ревизоре».
Иронией проникнуты и «сцена вранья» Хлестакова, и «немая сцена».
Смех, единственное «благородное лицо» в комедии, рождается из иронии, с серьёзным видом разоблачающей комические несоответствия.
Свидетельство о публикации №209111200406
Просто изощренно издевается ? И как у него вообще нет положительных персонажей ? Свиные рыла всесто лиц... Мизантропия , насаждаемая со школьной скамьи...
Погулять Вышел 07.05.2010 21:04 Заявить о нарушении
Евгения-Стихо 15.06.2010 16:32 Заявить о нарушении
http://otvet.mail.ru/question/39944313/ не знаю, не знаю...
Погулять Вышел 15.06.2010 16:53 Заявить о нарушении
Погулять Вышел 15.06.2010 17:04 Заявить о нарушении