Благословление язычника
«благословлять» бога можно, но «благословить» его – нельзя . Здесь речь идет, очевидно,
о позднем расширении значения слова ( благословлять, т.е., славить бога ), которое принципиально противоречит первичному смыслу самого понятия : наделении особыми полномочиями именно тех, кто ранее их не имел.
Именно обретение элементов власти ( над жизнью своей, других людей ), вхождение в
ОСОБЫЕ права, происходит в процессе передачи благословения от бога, духовного лица,
родителей.
Точно датировать историю происхождения благословления, в качестве сверх значимого обряда в жизни людей ( и государства ), скорее всего, невозможно. Возраст его, как
минимум, составляет 5 тыс лет. Но, скорее всего, в десятки раз больше.
Известно, что в древней Месопотамии ( Междуречье ) в период перед началом сельскохозяйственных работ проводился двенадцатидневный праздник-карнавал,
завершавшийся торжественным шествием , во главе которого находилась величественная разукрашенная повозка-корабль ( с латинского, - carrus navalis ).
.
Длительность и размах общенародного праздника определялись непростыми задачами
вывести людей из состояния долгой «зимней спячки», синхронизировать их действия в
канун всего периода земледельческих работ, эффективность которых должны были обеспечить успешное выживание государства на весь период нового нарождающегося года. Множество развлекательных и мистических мероприятий, сначала - в семейном кругу, затем – при стечении народа в больших городах, объединяли граждан ( бедных и богатых ) в пространстве ощущения солидарности и важности задачи преодоления трудностей на тернистом пути продолжения жизни.
На языке современной теологической терминологии древний Вавилон был вотчиной
язычества. Иначе говоря, богов было много.
Но главным богом главного события года ( весеннего «карнавала» ) был светлый бог
Неба, Мардук, наделявший народ Междуречья силой и надеждой на дальнейшую
деятельность, на энергию в достижении плодов своего труда, всегда помогающий
преодолеть затяжную и бесплодную зиму ( всего-то, 3 месяца года )
.
Золотая статуя Мардука, бога неба, выставлялась из храма в последние три дня
празднества, и каждый мог обратиться к богу с просьбой о помощи. В последний
день карнавала статую возвращали в храм.
Не существует никаких сомнений в том, что в прошлом существовало множество ритуальных систем, одним из примеров которых является праздник весны в древней Месопотамии.
Но, обращаясь к истории, современного нам единого бога ( руководствуясь основным историческим источником, ветхим заветом ), мы обязаны осознать религиозное наследие той земли, из которой вышел Авраам. Хотя бы попытавшись проследить историю Его бога,
впоследствии воплотившегося в Бога всего нашего мира.
Древнее междуречье начинало свой исторический ( известный нам из документов ) путь из Шумерского царства, впоследствии распавшегося. Наследниками шумеров в политическом и культурном смысле стали древние семиты.
Строителем Вавилона в библии называется великий царь Нимрод, потомок Ноя, и, одновременно, родственник ( монархическая линия ) самому Аврааму.
Бог Мардук исторически предшествует богу Авраама.
Для нас важно понять, что произошло ( какова эволюция ) на пути от Мардука к богу-Отцу.
"Вместе со всеми возвращался в храм и царь, но прежде, чем переступить порог, верховный жрец отнимал у него все атрибуты власти - корону, скипетр и укладывал на циновку перед статуей бога. Верховный жрец стегал плетью царя, стоявшего на коленях перед святилищем - если царь плакал, то предстоящий год обещал быть счастливым, а если нет, то его правление прерывалось. После этого царь обращался к богу с молитвенным обещанием исполнять его решения, притрагивался к его руке и получал от него благословление для царствования в наступающем году. Если он этой церемонии не проходил, то назывался уже не царем, а наместником " ( Б.А.Тураев )
Необходимо отметить несколько важных обстоятельств того давнего культа, который описан Тураевым и другими авторами:
-смысл и основное назначение культа, это – объединение индивидуумов (сотен тыс людей) с целью синхронизации и солидарности их действий.
-длительный многодневный («истощающий») праздник завершался возведением на трон царя,
который и является центральной фигурой, предназначенной для увенчания пирамиды власти, и - «главным наследником Бога»;
… -«Царь» не есть сила абсолюта. Посредством ( политического ) механизма Царь обязан пройти испытание ( неизбежно, каждый год ). «Противовесом» царю является власть жреческая. Главный жрец определяет соответствие личности царя стоящим перед ним и всем народом задачам;
-Каста жрецов из года в год занимается «идеологическими» задачами, стоящими
перед выживающим ( обязанным выжить ) государством. «Архаичный» порядок устройства этой
системы восходит к тем первозданным временам, когда проблема сохранения популяции определялась только природными обстоятельствами, а политическая борьба ( взаимное уничтожение групп людей, относящих себя к различным партиям ), находилась в своей зачаточной стадии;
.
-Царь, глава власти исполнительной, и жрецы, представляющие законодательную власть, ( всего - два центра власти, находящихся в постоянном противоречии и сотрудничестве ) уравновешивают главенство интересов народа, из которого они возобновляют свою энергию
и черпают новые ресурсы, чтобы не угаснуть в бездействии;
Почти все, унаследованное нами из древности, сохранилось до сего дня в этой системе управления и взаимодействия между людьми.
Не достает только некоторых деталей.
Благословление царя Вавилона происходило каждый год. Благословление Царя было и благословлением народа. Шло время. Но каждый год оставался главным этапом в преодолении границы между жизнью и смертью. Жизнь, как праздник, отмечаемый еще раз, вопреки смерти, праздновался каждый раз весной.
Бог Мардук ( весна, лето и осень, но - названные мужским именем, ) был всемогущ.
Но этот бог признавал ( и допускал их существование, наряду с самим собой ) и иных ( любых ) богов.
Война между жрецами и царями, порожденная тщеславием людей, породила Единого бога, готового к смерти без всяких оговорок, готового к прекращению циклов и периодов года. И, готовящего к смерти своих преемников. Армагеддон.
Предчувствия конца света, как ощущения неизбежности судьбы, "циклическая" философия язычников не знала. Почему?
Об этом и речь.
Свидетельство о публикации №209111200606