Предчувствие философии

Как определить что изучает современная философия? Что её интересует? На сколько она сегодня приближена к жизни? Не смотря на то, что западные ученые увлечены постмодернизмом, а в последние десятилетия и пост-пост модернизмом и увлечены очень продуктивно. Мы знаем Жака Дерриду, Жан-Поля Левинаса,  Поля Рикёрта. Ими созданы фундаментальные труды по осмыслению бытия современного общества. Так вот, не смотря на всё это, процесс поиска единого вектора мирового развития не найден. Чем больше времени проходит, тем сложнее и разнообразнее становится мир. Сегодня всё разделяется и сплетается во едино. Общество выстроило мировую экономическую , культурную и политическую башню, подобную вавилонской. И в то же время разделило само себя на касты юристов, системных администраторов и пр. Здесь нет навязанных сверху условных границ. Но человек со стороны просто не сможет понять соседа. Сосед живет в своем мире.
Вопрос о том, куда мы движемся давно занимает умы мыслителей. Когда я учился в университете, наша преподавательница по философии, начиная курс лекций о современных философах сказала следующее: когда я пришла в книжный магазин и взяла в руки соответсвующий учебник, то увидела на его обложке иллюстрацию в виде фаллоса. "Вот такая сегодня философия" - заключила она. Исходя из рассказа я сделал два вывода: 1. В жизни совеременного общества огромную роль играет потребительство - материальные блага определяют существование 2. Единого вектора развития науки нет. Заметьте, изучая курс истории или философии мы подробно рассматриваем все периоды развития общества. Мы прекрасно помним период Крещения Руси или открытия Нового света, мы знакомы с именами Вольтера и Жан-Жака Руссо. Но мы практическти ничего не можем сказать о современной истории и философии. О жизни да, о ней мы можем говорит хоть весь день. Но только обыденными, далеко не научными терминами, и куда уж там до категорий. Всё просто - то, что было относительно легко перечилить и обозначить в идейном направлении, отталкиваясь от научных стандартов, созданных мировыми школами. И при том, мы ничего подобного не можем сотворить с настоящим. Почему? Во-первых, из-за того, что настоящее не является предметом изучения исторической науки. Великий философ Есенин говорил "Лицом к лицу - лица не видно".Но это не является определяющим фактором, так как реальность является объектом изучения философии, а она практически молчит относительно иллюстраций к нашим современникам. Есенин этими строками поставил диагноз постесенинской премущественно урбанистской философии.
Если бы меня попросили привести пример, который бы наглядно представил связь современной философии с жизнью, я бы рассказывал придуманную мною же байку про Тарантино и китайцев. Представьте себе голливудский фильм какого-нибудь небезграмотного режиссера. В одной из сцен по дороге едет автомобиль, в нем две китаянки. Впереди развилка, а с боку около дома - гараж, около него Квентин, играющий примерно самого себя, он ремонтирует машину, руки его в мазуте, на голове - кепка. "Куда лучше свернуть, чтобы быстрее доехать до продуктового магазина, на Запад или Восток?"- спрашивает девушка-водитель. "Какая разница? Вы всё равно приедете в продуктовый магазин" - отвечает герой Тарантино. "А что вы делаете?" - задает второй вопрос девушка. "Чиню машину, просто чиню машину", - печально заключает режиссер. Сходство с реальным персонажем, то есть с самим Тарантино безусловно должно присутствовать. Человек, разрешивший одни вопросы методологии мирового кинематографа и поставивший другие представлен в виде простого водителя, который в свободное время занят решением совершенно потребетельской проблемы. Не желая отвлекаться или просто не зная ответа на вопрос, он напоминает и китаянкам и зрителю, что все мы заключены в одной потребительской реальности, которая не ставит высоких духовных задач. И совсем не обязательно снимать подобный фильм. Из эпизодических ролей Тарантино, явно сыгранных не ради гонорара и так видно, что решать глобальные в том числе философские вопросы - не функция современной культуры и в частности кинематографа.   
 Подводя итог всему вышеозвученому, нельзя не отметить, что философия развивается, она стала намного интереснее и чувствительнее к отдельным моментам бытия. Просто общество, распавшись на эгоистичных индивидуумов сегодня почти не нуждается в философии. Когда-то мы вышли из плена рабства и задались вопросом о том как жить. Один-два раза наткнувшись на грабли свободной идеологии, мы сбросили путы рассуждений, обустроили быт и больше думаем о мягком диване и вечернем футболе, чем о возвышнных вещах.


Рецензии
Уважаемый Лев!
Ваши "Предчувствия",к сожалению,уже описаны в рассказе великого философа А.П.Чехова "Письмо к учёному соседу".Что же касается другого великого философа С.Есенина,цитату которого Вы исказили,то он был больше специалистом по стихам,пьянству да мордобою.

Валерий Хорошун Ник   20.09.2010 17:41     Заявить о нарушении