Моя мамочка

                МОЯ  МАМОЧКА.
                Афтоназия...  А ваше мнение?

                Мама... Она всю свою жизнь хлопочет, вьётся над своими детьми. Часто забывая о себе, она идёт с ними по жизни, как что-то неотъемлемое, всегда существующее. И вот её нет... И ты теряешь стержень, который держал тебя крепко, теряешь целый слой, всю ауру, которая окружала тебя, когда была мама.
И ты понимаешь, что так и должно быть, что так она устроена, эта жизнь. Но смириться с тем, что мамы никогда уже не будет рядом – немыслимо... Что никогда ты её ни о чём не спросишь, никогда не ощутишь её ласку, никогда не услышишь её просьбы: “Посиди со мной, доченька”! И никогда больше не зазвучит её прекрасный, сильный голос в песнях, которые она так любила петь. “Твой уголок нам никогда не тесен, когда ты в нём, так в нём цветёт весна. Не уходи, ещё не спето столько песен, ещё звенит в гитаре каждая струна”... Или: “Тёмная ночь. Только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают”... Или: “Майн идыше мама... Или: “Нiч така мiсячна, зоряна, ясная, видно, хоч голки збирай. Вийди, коханая, працею зморена, хоч на хвилиночку в гай”... Разве все перечислишь?.. И всегда этот голос будет звучать во мне...
                Но хочу я поделиться с теми, кто прочтёт эти печальные строки вот какими мыслями. Мучает меня один вопрос: почему человек должен, как правило, уходить из жизни в таких мучениях, какие выпало испытать моей маме. Знаю, знаю: “В муках родился, в муках умрёшь”... Ну, закончилась твоя жизнь, ну, ляг и усни навеки. Так нет, легко с жизнью не расстаются. Редко кому выпадает счастье умереть во сне: вечером лёг, утром не проснулся. И всё.
                Я понимаю естественные причины смерти.Стареют и гибнут клетки, и мучают всю тебя, умирая. Или болезнь – страшная, неизлечимая вцепится в человека и грызёт, грызёт его изнутри... И он должен страдать до последнего вздоха! Но тогда, почему не помочь ему уйти, прекратить его муки, дать уснуть...
Да, АФТОНАЗИЯ! Та, за которую посадили в тюрьму Геворкяна,  доктора Смерть, как его называли за то, что он прерывал страдания обречённым на мучения людям, делая им смертельные инъекции. В некоторых странах афтоназия разрешена. Собирается консилиум врачей, представители Закона и пр. и решают судьбу страдальца... Но таких стран считанные единицы. Другие придерживаются принципа: “Не убий” Хотя спасения нет и человек всё равно умрёт, перед этим сильно настрадавшись...
                Моя мамочка очень боялась инсульта... “Ну, мамочка, - говорила я ей, - не будет у тебя этого, у тебя ведь давление низкое”! “Нет, - отвечала она, - у моей мамы был инсульт, брат умер от удара и сестру мою унесла эта болезнь”... Она часто повторяла слова знаменитого хирурга Амосова: Не боюсь умереть, боюсь инсульта... Мама долго болела, с каждым днём теряя силы, но она разговаривала с нами, улыбалась, и, казалось, не теряла надежды на то, что силы её вернутся, и она снова выйдет к океану, бросится в волну и поплывёт так далеко, что начнёшь за неё волноваться. А плавала она до 85-ти лет! Выросла на Днестре, в здоровой среде, в хорошей дружной семье и, несмотря на голод, войну, опять голод и прочие трудности, бесконечные заботы о детях, муже, родителях, прожила ДЕВЯНОСТО ОДИН С ПОЛОВИНОЙ лет! И всё-таки случился инсульт, который убивал её – медленно и мучительно...
Но за что?! Неужели нельзя по-другому? 
         Размышляю об этом часто, с тех пор, как два года назад мамы не стало. Если человек потерял сознание, а только ощущает страшные мучения, может, ему надо помочь избавиться от них? Может, Геворкян прав?

                2007-2009...


Рецензии
Дорогая Клавдия, я понимаю Ваши переживания. Очень сложная тема. Иногда люди не могут дать согласие на усыпление больной собаки, не то что решиться согласиться на смерть любимого человека. В этом есть и наш эгоизм, ну как же это - вот он рядом, родной человек, с которым хочется прожить ещё день рядом, ещё хоть час...Поэтому, наверное, у родственников не должны спрашивать согласия на афтоназию, это, действительно, должны решать врачи, подготавливая морально родственников к близкому концу. Я за афтоназию. С уважением. Катя.

Екатерина Журавлёва   24.11.2009 23:42     Заявить о нарушении
Здравствуй, Катюша!
Этот вопрос страшный, сложный, очень болезненный. Возник он у меня потому, что всё происходило у меня на глазах. Я видела, чувствовала, как она страдает... И мне казалось, что у неё эти муки только и остались... Может, и надо бы дать тихо уснуть человеку, у которого нет шансов никаких, кроме этих страданий... Но вот сегодня по Т.В. рассказали о человеке - молодом правда, который после автокатастрофы впал в кому и находился в ней около двух лет, и внезапно пришёл в сознание! Так что, кто его знает... Остаюсь я в растерянности...

Клавдия Семёновна Гребенщик   25.11.2009 05:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.