Евреи в революции 1905 года

Никольский Е.А.
Евреи в революции 1905 года.

Образовался так называемый Совет рабочих и крестьянских депутатов, стремившийся взять в свои руки власть. Офицерам было опасно ходить по малолюдным улицам. Меня по дороге в штаб два раза затронули хулиганы, но угроза револьвером останавливала нападавших.

К Витте явилась депутация представителей от редакций всей периодической печати с требованием отмены цензуры и изменения государственного строя. Меня поразило, что глава этой депутации был еврей Проппер, издатель газеты «Биржевые ведомости».

Демонстрации учащейся молодежи и рабочих с красными флагами стали регулярными на улицах столицы.

17 октября в Главном штабе был табельный* день — день спасенья царской семьи в 1888 году при крушении поезда на станции Борки.

 Несмотря на выходной, я должен был идти в штаб. Вечером этого дня царь подписал манифест об учреждении Государственной думы, который был объявлен на следующий день.

Перейдя Дворцовый мост, я нагнал толпу студентов в двести-триста человек, распевавших революционные песни. Во главе толпы медленно ехал на рысаке субъект ярко выраженного еврейского типа, одетый в дорогое пальто с бобровым воротником и в бобровой шапке. Я прошел около толпы.

По случаю табельного дня улицы были украшены национальными флагами. На углу Б. Морской и Невского проспекта вожак-еврей заметил трехцветный флаг. Он остановил рысака и студентов, и прокричал: «Сорвать царскую эмблему!» Молодежь сорвала флаг, разорвала его и затоптала ногами.

Я не выдержал, вскочил на стоявшего извозчика и крикнул, чтобы меня выслушали. Еврей и толпа оборотились ко мне и затихли, очевидно, ожидая, что я, офицер, скажу что-то революционное. Взволнованный виденным, я сказал им приблизительно следующее:

— Господа студенты!

Раздались крики: «Мы — не господа, а товарищи!»

— Я сейчас был свидетелем возмутительного действия, произведенного вами. Вы сорвали свой собственный трехцветный флаг, цвета которого обозначают наше национальное отличие от других народов. Если вы рвете и втаптываете в грязь этот флаг, то вы тем самым топчете свое собственное лицо, грязните свою честь, честь русского человека. Посмотрите внимательно на того, кто вас ведет и кто приказал вам топтать в грязи вашу честь — еврей в бобрах.

Все головы оборотились к еврею, который толкал кучера в спину, веля ему ехать.

— Нигде в мире ни один иностранец — все равно какой национальности — не сделает того, что делаете вы, русская молодежь, студенты университета.

Голос из толпы: «Мы рвали царский флаг».

— Нет, не царский, — ответил я, — а ваш собственный. Царский флаг находится недалеко от вас, на Зимнем дворце. Он — желтый с черным орлом. А это — русский.

Неужели вы можете себе представить, чтобы жид заставил вас грязнить его флаг? Никогда, никогда. Ваша собственная совесть должна вам подсказать, прав я или нет

Полное молчание было ответом на мои слова. Толпа, немного постояв, медленно разошлась.
Примечания:

* Выходной.

Печатается по кн.: Никольский Е.А. Записки о прошлом. Сост. и подгот. текста Д.Г. Браунса. М., Русский путь, 2007. с. 138-139.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Поразительно просто, что к данному очерку нет ни одной рецензии, ни одного отзыва. Как у А.С.Пушкина: "...Таков и ты поэт!" Здесь можно добавить, как: Поэт России!..

Примечательны и замечательны "исторические записки-заметки" Никольского Е.А., как один из исторических фактов, касательно причин и подводных течений революции в России (1905-07 и 1917г.г.).

("Никольский Е.А.
Евреи в революции 1905 года.

Образовался так называемый Совет рабочих и крестьянских депутатов, стремившийся взять в свои руки власть. Офицерам было опасно ходить по малолюдным улицам. Меня по дороге в штаб два раза затронули хулиганы, но угроза револьвером останавливала нападавших.
К Витте явилась депутация представителей от редакций всей периодической печати с требованием отмены цензуры и изменения государственного строя. Меня поразило, что глава этой депутации был еврей Проппер, издатель газеты «Биржевые ведомости»...

Несмотря на выходной, я должен был идти в штаб. Вечером этого дня царь подписал манифест об учреждении Государственной думы, который был объявлен на следующий день.
Перейдя Дворцовый мост, я нагнал толпу студентов в двести-триста человек, распевавших революционные песни. Во главе толпы медленно ехал на рысаке субъект ярко выраженного еврейского типа, одетый в дорогое пальто с бобровым воротником и в бобровой шапке. Я прошел около толпы.

По случаю табельного дня улицы были украшены национальными флагами. На углу Б. Морской и Невского проспекта вожак-еврей заметил трехцветный флаг. Он остановил рысака и студентов, и прокричал: «Сорвать царскую эмблему!» Молодежь сорвала флаг, разорвала его и затоптала ногами.
Я не выдержал, вскочил на стоявшего извозчика и крикнул, чтобы меня выслушали. Еврей и толпа оборотились ко мне и затихли, очевидно, ожидая, что я, офицер, скажу что-то революционное. Взволнованный виденным, я сказал им приблизительно следующее:

— Господа студенты!
Раздались крики: «Мы — не господа, а товарищи!»
— Я сейчас был свидетелем возмутительного действия, произведенного вами. Вы сорвали свой собственный трехцветный флаг, цвета которого обозначают наше национальное отличие от других народов. Если вы рвете и втаптываете в грязь этот флаг, то вы тем самым топчете свое собственное лицо, грязните свою честь, честь русского человека. Посмотрите внимательно на того, кто вас ведет и кто приказал вам топтать в грязи вашу честь — еврей в бобрах.
Все головы оборотились к еврею, который толкал кучера в спину, веля ему ехать.
— Нигде в мире ни один иностранец — все равно какой национальности — не сделает того, что делаете вы, русская молодежь, студенты университета.
Голос из толпы: «Мы рвали царский флаг».
— Нет, не царский, — ответил я, — а ваш собственный. Царский флаг находится недалеко от вас, на Зимнем дворце. Он — желтый с черным орлом. А это — русский.
Неужели вы можете себе представить, чтобы жид заставил вас грязнить его флаг? Никогда, никогда. Ваша собственная совесть должна вам подсказать, прав я или нет
Полное молчание было ответом на мои слова. Толпа, немного постояв, медленно разошлась.
Примечания:
* Выходной.
Печатается по кн.: Никольский Е.А. Записки о прошлом. Сост. и подгот. текста Д.Г. Браунса. М., Русский путь, 2007. с. 138-139))...

Но разве Никольский Е.А. одинок в своих исторических заметках, разве до и после не было других фактов, касательно русской революции и особенной роли еврейства в ней?..

Вот, например, кАк перекликается рассказанное Никольским Е.А. с увИденным, как нечто, В.В.Розанова (между прочим, которые были современниками и свидетелями революции)...

И вот еще касательно проблемы "К истории русского нигилизма-либерализма"...
Василий Розанов "русским всеевропейцам", русским либералам сквозь столетие:

"...У нас нет совсем МЕЧТЫ своей родины.
И на голом месте выросла космополитическая мечтательность.
У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть.
У француза - "chere France", у англичан - "старая англия". У немцев - "наш старый Фриц".
Только у прошедшего русскую гимназию и университет - "проклятая Россия".
Как же удивляться, что всякий русский с 16-ти лет пристает к партии "ниспровержения государственного строя".
Щедрин смеялся над этим. "Девочка 16-ти лет задумала сокрушение государственного строя. Хи-хи-хи! Го-го-го!..
Но ведь Перовская почти 16-ти лет командовала 1-м марта. Да и сатирик отлично все это знал. - "Почитав у вас об отечетсве, десятилетний полезет на стену"... (Прим. В.Г. - здесь, пророчество Розанова на счет девиц в Храме Христа Спасителя в 2012 году, именно, вот это: "Девочка 16-ти лет задумала сокрушение государственного строя. Хи-хи-хи! Го-го-го!..", как и сатирическое отношение либеральных умов к этому факту-поступку)...
У нас слово "отечество" узнается одновременно со словом "проклятие".
Посмотрите названия журналов: "Тарантул", "Оса". Целое издательство - "Скорпион". Еще какое-то среднеазиатское насекомое (был журнал). "Шиповник".
И все "жалят" Россию. "Как бы и куда ей запустить яда".
Дивиться ли, что она взбесилась.
И вот простая "История русского нигилизма".
Жалит её немец. Жалит её еврей. Жалит армянин, литовец. Разворачивая челюсти, лезет с насмешкой хохол.
И в середине всех, распоясавшись, "сам русский" ступил сапожищем на лицо бабушки-Родины... (за шашками с детьми)..."
(В.В. Розанов "Опавшие листья").

Так, ведь, это ж и есть самое пророчество Василия Розанова, касательно 1917-го года, как и действительности России после 1991 года по текущий 2013 год. Но чтО нас ждет впереди - не роковой ли год 17-й???

Но еще до революции 1905 года В.В.Розанов провидчески увИдел проблему еврейства в России и выразил её в статьях ок. 1900-х г. (а по сути В.В.Розанов выразил ту проблему, на которую еще до него указал Ф.М.Достоевский):

"...Если взять еврейские органы русской печати, еврейские явно или еврейские замаскированно, мы увидим, как едко относятся они к коренным и специальным особенностям русизма, и повсюду рекомендуют, указывают и считают единоспасительным для нас переход к общечеловеческому облику идей и чувств. "Будьте просто люди", - говорят они нам. Но мы видим при этом, что сами они имеют для себя совсем другой лозунг: "Будем непременно евреями", и в этой двойственности лозунгов мы не можем не видеть фальшивой игры. Мы давным-давно "вообще люди", даже, может быть, с излишне крупной потерей индивидуальных черт, и даже нельзя представить себе, куда еще дальше идти по пути национального обезличения... Мы читали, как в Бельском уезде, Смоленской губернии, огромный % земель захватывается еврейством; читали, как в Орловской губернии евреи становятся землевладельцами; видели и знаем, как в Ельце мучная торговля, а в Брянске торговля лесом или захвачены целиком, или захватываются евреями. И когда мы читали об этом или сами это видели - мы спрашивали себя невольно: а что же русские? где русские власти? где законы русские?.." (В.В. Розанов).

Не правда ли, кАк созвучны мысли Розанова и Достоевского, если исходить из "Дневника" Достоевского (что в Европе мы лишь стрюцкие и многое другое), и кАк же актуальны сегодня в начале 21 века эти мысли и свидетельства Достоевского, Розанова и Никольского???

P.S.
Провидческим свидетельством последних можно считать еще и тот факт, что к сему очерку до сих пор не было ни одного отзыва. А как же, ведь, могут сказать: а что же подумают о нашей репутации "общественное мнение" и люди именитые, ведь нас запозорят в антисемитизме и для нас тогда закрыт вход в "высшее общество" в элиту страны... Здесь вопрос как раз о духовном содержании элиты и "высшего общества", как: каковы они и чтО из себя значат для судьбы России???

С уважением,

Бармин Виктор   03.12.2013 13:00     Заявить о нарушении
Виктор, добрый день. Спасибо Вам за столь развёрнутый отзыв. Конечно Вы правы. Мне давно навесили ярлык отпетого антисемита, хотя таковым не являюсь. Поражает другое. Если кто-либо критикует любую часть еврейской истории или поведение евреев, или же нетерпимые аспекты их религии, или даже сионистскую политику государства Израиль, то ему неизбежно приклеивается ярлык «антисемита», причем это именно тот термин, который не может быть более дискредитирующим или ущемляющим. Те же самые средства массовой информации, которые запрещают малейшую критику евреев, не испытывают никакого отвращения к унижениям других расовых групп.
С уважением,

Александр Голенко   04.12.2013 12:16   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр,
спасибо за ответ.
В сущности, я солидарен с Вашей позицией, как человека-личности, в которой есть несомненная доля правды, и как человека, который восстает против всеядной и всеопутывающей лжи, распространяющейся по всему обществу.
И вот здесь я хочу высказаться вполне. Мне по существу понятна Ваша озабоченность и Ваша позиция, как человека патриотичного, любящего своё отечество-родину, как и понятна мне проблема, что Вами затронута, касательно некоторых обвинений человека-патриота (славяниста или русиста) в антисемитизме со стороны космополитов и либералов. Понятна мне потому, что когда я вплотную занялся изучением творчества Достоевского и его публицистики в "Дневнике писателя", как и постижением той "русской Идеи", которую выражал творчески Достоевский, то меня поразила одна существенная тенденция и некое сходство, которое вытекает из неё. Именно, что некоторая критика Достоевского, как критика современных либералов и критика советских идеологов-культурологов (вплоть по 80-е г.г.) совпадает в одном сходстве: они вместе обвиняют писателя в империалистических процарских взглядах, в ксенофобии и в антисемитизме. И меня поразило, именно, сходство и совпадение этих взглядов (укажу источники: например, книга Е.И.Высочиной "Пушкин в памяти поколений", конечно, сама по себе уникальная книга, касательно постижения творчества Пушкина, и книга проф. И.И.Гарина (Папирова) "Многоликий Достоевский", как и некоторые публицистические статьи профессора на "Прозе.ру", касательно твор-ва Достоевского и понимания образа России).
Но поразительно только с первого впечатления, когда не копнешь вглубь, но когда углубленно изучишь творчество Достоевского, то самораскроется в ясности то понимание, что кАк же глубоко и причем умышленно искажается и извращается самая потаенная Идея Достоевского, искажается именно либералами и бывшими советскими идеологами-культурологами. Почему? Ответ прост: "русская Идея" Достоевского, выраженная в "Пушкинской речи", несовместима с лжемессионизмом советской идеологии и с космополитизмом умов либерального толка, потому-то "русская Идея" для них в корне враждебна и потому прикладываются, подчеркну до сих пор, различными силами некоторые усилия для искажения и извращения её истинного Образа. Вот очевидность реалий и современной действительности, которой мы свидетели до сих пор. И очевидность эта для нас трагична и переживается трагически. Но должен быть выход и разрешение трагизма. В чем?..

Национализм и национальный Вопрос есть проблема, которая с новой силой набирает обороты и штормит страны Европы (особенно восточной Европы), как и штормит Россию. Касательно же темы и проблемы, которую Вы подняли и которая мной поддержана, то это на самом деле есть сложнейшая тематика в переплетении проблем еврейства, революции, национализма, расизма, интернационализма, мессианства и лжемессианства и т.д.

Но, как это не покажется для кого-то парадоксальным, странным и поразительным, вся эта сложнейшая проблематика разрешается в простейшей христианской формуле, выраженной русским философом Владимиром Соловьевым в книге "Оправдание добра" в разделе "Национальный вопрос с нравственной точки зрения" и которая звучит так:

"Люби все другие народы, как свой собственный" (В.С. Соловьев).
И христианская формула Вл. Соловьева исходит из второй заповеди: "возлюби ближнего твоего, как самого себя", но после первичной заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим" (от Луки 10:27).

И здесь, исходя из формулы Вл. Соловьева, ясна позиция и ясно возмущение В.В. Розанова, как и прежде Ф.М. Достовского, в том, что некоторые космополиты-евреи, как и космополиты-либералы любой нацилнальности (например, Лев Толстой), призывают к любви всех народов, но странным образом одновременно призывают отречься от своего собственного народа, от традиций, пророков и заповедей, которых почитает и придерживается свой народ. Притом поразительно, что космополиты-евреи для себя самих исключительно оставляют правило любить свой собственный народ, свои религиозные традиции и т.д.
Именно, что против этой лжи космополитов-евроеев и направлено возмущение и обличение Василия Розанова, как:
"..."Будьте просто люди", - говорят они нам. Но мы видим при этом, что сами они имеют для себя совсем другой лозунг: "Будем непременно евреями", и в этой двойственности лозунгов мы не можем не видеть фальшивой игры. Мы давным-давно "вообще люди", даже, может быть, с излишне крупной потерей индивидуальных черт, и даже нельзя представить себе, куда еще дальше идти по пути национального обезличения..." (В.В. Розанов). Вот в чем Вопрос-то!..

Но я хочу сказать важное и главное, что В.В. Розанов и Ф.М. Достоевский, как истинные патриоты, любящие свое Отечество, все-таки чуждались национализма, им глубоко чужд всяческий национализм, расизм и всяческое обособленчество в виде особой исключительности, которое как раз проявляется в еврействе после отказа и отречения от Христа, от мессианской Идеи. И это легко и просто доказать, исходя из мысли самих писателей, тем самым легко разоблачить либеральных "обличителей", которые искажают образ Достоевского.

Но также есть и другая проблема, как проблема национализма и националистов, которые, исходя из тех же исторических фактов Никольского, могут делать и делают в своих умыслах некоторые выводы, что приводят к умалению и искажению образа писателей и поэтов, как, например, Пушкин, Тютчев, Достоевский и Розанов.
Просто смешно, когда например некоторые националисты, исходя из расистких и националистических своих лозунгов, возводят в кумиры поэта Пушкина, когда сам Пушкин был по национальности метис, как русско-эфиопского генезиса. Или например поэт Виктор Цой, который также, как и Пушкин, метис и смешанной национальности.
Мне, например, глубоко чужды бритоголовые националисты, хоть какой масти (хоть русские, хоть поляки, хоть французы или немцы), у которых нет ни малейшей умной извилины в голове и которые, если внимательно присмотерться к мелким деталям, то как раз похожи друг на друга по своей бритоголовости, по форме одежды, по лозунгам и по внутренней ожесточенности, вот как раз эти признаки и выдают в них нечто интернациональное и совершенно чуждое истинному национально-культурному достоянию своего народа, хоть французов, немцев, поляков или русских. Вот в чем парадокс и скрытная изнанка современного национализма. Ибо современный национализм на самом деле и сам по себе изнутри и внешне интернационален и неразличим (попробуйте различите внешне националиста французского, немецкого, польского и русского, - все они бритоголовые и не способные к творческой самостоятельной мысли), и совершенно чуждается и враждебен истинному национально-культурному Источнику любого народа и народности. Вот в чем парадокс современного национализма-расизма.
Но еще опасней и страшней, когда националисты-фашисты разных мастей "притягивают за уши" в свой лагерь таких писателей как Достоевский и Розанов, тем самым подавая повод для либералов и космополитов в том, чтобы обвинить писателей в ксенофобии и антисемитизме.
Вот в чем подводные течения сей проблемы, которая есть острейшая проблема современности.

Всего лишь два факта ярко вскрывают эту проблему современности, как национальный праздник в Польше, при котором чуть ли не разбомбили посольство России крайне радикальные националисты, как и праздник в России 4 ноября под названием и лозунгом "национального единства", на котором какие-то властные заинтересованные силы дали добро и разрешили выпустить на улицы различные националистические движения, которые мало имеют общего к самой сути праздника в России как "национального единства" и явление которых дает повод для либеральной критики (например, на радио "Эхо Москвы", которое по сути есть антироссийское и антирусское радио по содержанию мысли и вопросов и ответов), для либеральной критики, которая с озлобленным мщением и с ликованием смешивает всё и всех под одну гребенку в пламя своей критики - и плевелы, и пшеницу. (Именно, 4 ноября 2013г. почти весь день слушал радио "Эхо Москвы", изучал содержание мысли инакомыслящих)...

Ответ Иисуса Христа на вопрос еврейского-иудейского законника: "а кто мой ближний?" - однозначно раскрывает духовную суть и Смысл понимания "ближнего человека". И Смысл ответа Иисуса Христа открывает суть "ближнего человека" в том, что "ближний" человек открывается не по национальности, не по одежке, а по духовному качеству самого человека, в том, что каково самое сердце человека: способен ли человек к совершению милости и любви к другому, который страдает и мучается, который присмерти, хоть и инаковерующий и инакомыслящий.
Вот в чем и где духовный водораздел или водораздел Духа, вИдящий где пшеница, а где сорняки... (от Луки 10:25-37).

С уважением,

Бармин Виктор   06.12.2013 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.