Печатать или не печатать? - отрывок из романа
(отрывок из романа «Юкка»)
На следующий день, разбирая дорожную сумку, она увидела между стеллажей, на пухлой пачке газет, тот самый выпуск «Красной строки», за которым он ходил к Комаровской.
- Что же он у тебя в таком небрежении валяется? Как-никак твоя первая публикация…
- Думаю, что и последняя, – он забрал у неё альманах и сунул на книжную полку.
- Отчего же? Ты раздумал печататься?
Он сморщился, как от зубной боли:
- Раздумал…
Ну, это уж перехлёст! Раз с Комаровской расстался, так и стихов не надо? Стихи-то здесь при чём?Лариса смотрела на него неодобрительно. Володя походил по кухне, засунув руки в карманы.
- Понимаешь… то есть что «понимаешь»… я сам не понимаю. Я только чувствую совершенно отчётливо, что вся эта возня с напечатанием, переговоры с какими-то тузами от литературы… суета сует! Тщета.
- Но ведь ты сам это затеял?
- Затеял…
- Чего же ты хотел, когда затевал?
- Не знаю, – он пожал плечами. – Хотел, чтобы они как-то… просто были, что ли…
- Были… – усмехнулась Лариса. – Они и так – есть. Без печати.
- Мне хотелось, чтобы их кто-то прочёл.
- Значит, всё-таки грезил о публичности и признании?
- Может быть… что-то подобное мне представлялось.
- Чтобы тебя приглашали «в телевизор» на разные ток-шоу, и какой-нибудь развязный охламон дико выкликал: «А сейча-а-ас… в студи-и-и… известный и всеми любимый паэ-э-эт… Владимир Никитин!! встречайте, встречайте! аплодисменты!!» Чтоб на улице шушукались девицы: вон, вон, смотри, Никитин стоит! пойдём автограф возьмём!
Володя смотрел на неё хмуро: она решила иронизировать?
- Да нет, Володя, я не издеваюсь. Я констатирую грустную для поэтов реальность: время всенародной славы и любви к поэтам миновало лет сорок назад. Это тогда, в шестидесятые, Вознесенский или Ахмадулина собирали громадные аудитории. Сегодня «всенародную славу» даёт только частое появление в «ящике», хоть в рекламе таблеток от поноса… Самые гениальные стихи не дадут тебе популярности и признания – их просто перестали читать. Спроси на улице сто человек: какие современные поэты вам известны? Никакие. В крайнем случае назовут дельцов от эстрады, которые шлягеры для умственно отсталых тинейджеров штампуют. А старики – всё тех же шестидесятников, кто ещё в живых остался.
- Да не нужно мне этой «популярности». Зачем мне признание и любовь тупого быдла? Стихи изначально – не для всех. Даже гениальные. Или тем более – гениальные.
- Совершенно с тобой согласна. Ищи тех, кто может и захочет тебя услышать. Есть же в городе какие-то ЛИТО, какие-то клубы, где стихотворцы сбиваются в стаи и слушают друг друга…
- Нет, это мне уже предлагали. Нет! ты сама знаешь, я читаю своё отвратительно. Ты сама говорила.
- Хорошо. Для скромников, желающих анонимности и при этом отклика, изобретён Интернет. Есть же какие-то сайты по интересам, для любителей поэзии. Выкладывай туда плоды своего творчества – у тебя будет куча отзывов. Правда, поэзией ныне интересуются в основном те, кто сам пишет. А они все болезненно самолюбивые и конкурентов не любят. Как и писатели – писателей, художники – других художников. Сожрать готовы. Собственно, так спокон веку было. Вон старик Толстой всё Чехова шпынял, а Тургенев про «Войну и мир» нецензурно выражался…
- Да и это мне не нужно… никакие отклики, никаких поэтов.
- Про кого же ты говоришь: чтобы прочли?
- Ну вот… ты чтобы прочла… Ещё пара-тройка друзей.
- А знаешь, Володя, я ведь прочла. Брала туда с собой твои стихи, и читала. Всю ночь читала.
- Всю ночь? – Он присел перед ней, взял её за руки. – Это уж слишком… неужели понравилось?
- Пожалуй, да. Я от них в какой-то транс впала. И окрылилась, и упала духом.
- Почему – «упала духом»?
- Они всё-таки не для меня. Мужские очень. То, что тебя мучает и томит, мне как-то чуждо. Если бы раньше… лет на двадцать! Это тогда я страстей искала, чего-то неясного, огромного, противоречивого, приоткрывающего лазейку во что-то надмирное, нездешнее… А сейчас – только покоя. Укатали сивку крутые горки. Обыденности хочу, простоты, а не сложности… Сложность тревожна, а у меня нет сил на тревоги. Мне прочность нужна, надёжность, «устоялость»… Но что – я… Нашлось бы кому тебя слушать. Не стоит отказываться от публикаций.
- Да публикации эти… всё равно что в полный амбар горсть зерна швырнуть. Или в море помочиться…
- Ну и сравнения у тебя! – коротко рассмеялась Лариса. – Но ты прав. Я об этом подумала, там, в командировке. Канут бесследно, растворятся, как и не было. Да ещё накланяешься, выбивая местечко в журнальчике… Я хотела тебе предложить… почему бы тебе не собрать воедино то, что ты хотел бы не оставить без следа, что считаешь сам удачным, набрать на компьютере – они уже будут существовать… да ты это и начал делать… И издать свой сборник – за свои деньги, чтоб никому не кланяться, ни к кому не подлаживаться, никому в рот не смотреть. Вот твои стихи и будут. Пусть минимальным, крошечным тиражом – а зачем тебе тысячные тиражи? Подаришь близким, друзьям, коллегам… А если хочешь в вечности остаться – разошли в большие и специальные библиотеки, туда, где их не спишут через пять лет, а станут хранить… Вот и всё.
- Котёнушка, а ты у меня умничка… Ты одна понимаешь меня, как никто.
Ох уж это пресловутое мужское «понимаешь – не понимаешь», неприязненно подумала Лариса. Я и раньше тебя понимала, но это не помешало тебе счесть себя «одиноким» и искать понимания в другом месте…
(начало романа "Юкка" см.http://proza.ru/2010/01/12/788)
Свидетельство о публикации №209111300433
Екатерина Адасова 22.05.2013 14:29 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Катерина!
Вчера читала у Вас про Виктора Кирилловича, оторваться не могла. Понравилось, спасибо Вам!
Анна Лист 22.05.2013 01:55 Заявить о нарушении