Лето в деревне продолжение Жестокого романса

                ***
-Харита Игнатьевна, а что Вы теперь думаете о своей дочери?
-Да я право и не знаю, Мокий Парменыч, а только Лариса очень изменилась. Я сама ее не узнаю. Это уже не тот «эфир», о котором Вы изволили говорить.
-Да, пожалуй, Вы правы. Отчасти в этом есть и моя вина.
-Да будет Вам, Мокий Парменыч! Если бы не Вы, Лариса погибла бы. Ведь все нас бросили в трудную минуту. И этот ее хваленый Сергей Сергеевич бежал как трусливая собачонка. Не будь Вашего горячего участия в судьбе Ларисы, неизвестно что бы с нами было.
-А что Паратов, часто отсутствует в имении? Говорят, его снова принимают во всех домах в городе. Я ведь стараюсь с ним не встречаться.
-Да мы его почти и не видим совсем. Говорит, что дел много. А какие дела-то? Известное дело – пьянки, да гулянки, вот и все его дела. Бизнес у него налажен, так там и без него справляются.
-Вы к нему не справедливы, Харита Игнатьевна. Говорят, он изменился.
-Да не верю я в эти волшебные изменения. Мое мнение, он на Ларисе женился, чтобы снова в приличное общество быть вхожим. Ведь после той истории, его нигде не принимали.
-Может и так. Да только Лариса Дмитриевна любит его. У них сын. Когда я смотрю на Глебушку, мне кажется, что это мой сын.
-Да полно Вам терзаться то, Мокий Парменыч! Уже столько времени прошло, а Вы все надеетесь на что-то. Вот ездите к нам. Все это пустое, поверьте. Лариса никого не любит кроме Паратова и Глеба.
-Да я ни на что и не надеюсь. Ноги сами несут меня к Вам. Ведь не прогоните?
-Да господь с Вами!
В конце березовой аллеи показалась фигура молодой женщины в легком летнем платье и соломенной шляпке. За руку она держала очаровательного карапуза лет трех. Светловолосый, голубоглазый, он был точной копией матери. Такая же очаровательная улыбка, румянец на щеках.
-А вот и Лариса с Глебушкой
Кнуров вышел из беседки, где вот уже час беседовал с Харитой Игнатьевной. Быстрой походкой он направился навстречу Ларисе.
-Лариса Дмитриевна, разрешите засвидетельствовать Вам мое глубочайшее почтение!
-Здравствуйте, Мокий Парменыч! Вы проездом или в гости к нам пожаловали?
-Проездом, Лариса. Я не могу долго злоупотреблять Вашим вниманием. Вы же знаете, мне довольно просто увидеть Вас, узнать, что с Вами все хорошо. И этим уже я доволен. А сейчас, разрешите откланяться.
-Как, Вы уже уезжаете?!
-Да, Лариса Дмитриевна. Разрешите Вашу ручку?
Кнуров склонился в легком поклоне, целуя руку Ларисы. Его взгляд остановился на Глебе. Ребенок смотрел на него своими чистыми голубыми глазами. «Какой милый, - подумал Мокий Парменыч, - я бы полжизни отдал  за то, чтобы это был мой сын». На глазах у него навернулись слезы, но он вовремя овладел собой.
-Прощайте, Лариса! Берегите себя и сына.
Через минуту Кнуров скрылся из виду. Лариса смотрела ему в след, и горькая улыбка появилась на ее лице.

                ***

-Маменька, папа приехал, папа приехал! – воскликнул малыш и с радостным криком бросился навстречу отцу.
Лариса обернулась и увидела, как от усадьбы к ней направляется Паратов, на ходу он подхватил Глебушку на руки и посадил ребенка к себе на плечи.
-Осторожно, Сережа, не урони его, пожалуйста.
-Лариса, не волнуйся, ничего с ним не случится, я его крепко держу.
-Ты надолго к нам?
-На денек, завтра у меня важная встреча в городе. А что, у нас были гости? Я встретил Кнурова.
-Да, он заезжал. Побыл совсем немного и откланялся.
-Лариса, я уже не раз говорил тебе, что мне не нравятся эти его визиты. Ведь он даже не скрывает, что приезжает к нам в дом ради тебя.
-Не начинай. Мы уже обсуждали с тобой это. Я не могу отказать ему от дома. Возьми и поговори с ним сам, вместо того, чтобы мне выказывать свое неудовольствие. Мою репутацию испортить нельзя, она уже и так испорчена. Это ты можешь появляться в обществе, а я сижу в деревне. При этом я не жалуюсь!
-Ну хорошо, Лариса, оставим эту тему. Пойдем в дом, я соскучился.
Лариса, Паратов и Глебушка направились в сторону усадьбы. Харита Игнатьевна смотрела им вслед «Вот дьявол, все такой же молодой, подтянутый, элегантный, любезный. Наплачется с ним Лариса, ой наплачется!».

                ***

         В доме Бутырских готовились к балу-карнавалу. Праздник затевался в честь совершеннолетия младшей дочери Натальи. Был приглашен весь цвет общества. Приглашения на торжество были заранее разосланы лучшим людям города. Семья графа Андрея Сергеевича Бутырского переехала в город недавно. Поговаривали, что граф занимал высокий пост при дворе, по неизвестным причинам впал в немилость и был сослан в провинцию,  купил шикарный дом в городе, поместье в деревне, где и поселился со своими дочерьми Натальей и Анной. Несколько лет назад граф овдовел, но жениться, вновь, не спешил. Его богатство привлекало к нему множество невест, но он никого не отличал, и никто не мог похвастаться его особым расположением. В свои сорок пять лет он выглядел как молодой человек, всегда подтянутый, шикарно одетый. Везде, где бы он ни появлялся, Андрей Сергеевич привлекал всеобщее внимание. Неудивительно, что Паратов быстро сдружился с ним, стал часто бывать в его доме и, конечно же, покорил его дочерей. Бутырский придерживался свободных правил, своих дочерей баловал и ничем  не ограничивал их свободы. Паратов стал часто бывать в их доме, где его всегда встречали с радостью. Именно с легкой руки Бутырского, Паратова стали принимать и в других домах города. Однако приглашали его всегда одного, без жены. Бутырский же придерживался более демократических взглядов и не раз приглашал Сергея Сергеевича к себе в дом с Ларисой Дмитриевной, но Паратов каждый раз отшучивался и говорил, что Лариса предпочитает городу деревню. Вот и в этот раз Бутырский заговорил с Паратовым о предстоящем торжестве:
-Сергей Сергеевич, надеюсь, на бал Вы пожалуете со своей супругой, и я наконец-то познакомлюсь с Ларисой Дмитриевной.
-Право же, не знаю, что Вам и ответить. Я думаю, Лариса не поедет.
-Но почему?
-Это старая история.
-Наслышан, наслышан. Но я считаю, что бал-маскарад как раз замечательно подходит для того, чтобы вернуться наконец-то в общество. Все гости будут в маскарадных костюмах, никакой неловкости Лариса Дмитриевна не испытает. Опять же в моем доме никто не посмеет обидеть ее, а там кто знает, возможно, удастся переломить мнение общества. Ну сколько можно ворошить старое. И опять же, Сергей Сергеевич, не будет же молодая красивая женщина вечно сидеть в деревне. Так что, Вы приедете с женой?
-Пожалуй. Вы меня убедили.
-Отлично, ловлю Вас на слове.


                ***

         Праздник был в самом разгаре, когда Паратов и Лариса подъехали к дому Бутырского. Лариса была одета в костюм восточной принцессы. Лицо ее было почти полностью закрыто, видны были только глаза, удивительные, сияющие. Паратов был в костюме раджи, который удивительно шел ему. Навстречу им вышел хозяин дома, который лично встречал всех гостей.
-Добрый вечер, Сергей Сергеевич. Рад видеть Вас. Представьте меня Вашей спутнице.
-Лариса, познакомься, это мой друг, Андрей Сергеевич Бутырский.
-Очень приятно, я много слышала о Вас.
Лариса встретилась с ним взглядом, и он не смог скрыть своего восхищения.
-Очень рад видеть Вас в моем доме. Сергей Сергеевич, я должен похитить Вашу жену. Сегодня у меня в доме нет жен и мужей. Есть только принцессы и их  рыцари. Позвольте, сегодня мне быть в роли рыцаря очаровательной восточной принцессы.
-Разрешаю, - ответила Лариса, даже не взглянув на мужа, и протянула руку Андрею Сергеевичу. Вдвоем они проследовали в дом. Паратов от неожиданности опешил.
-Лариса Дмитриевна, позвольте мне представить Вам моих дочерей.
.-Андрей Сергеевич, никогда бы не подумала, что у такого молодого человека могут быть взрослые дочери.
-Вы мне льстите.
-Ничуть.
-Я хотел бы, чтобы Вы подружились с ними и часто бывали у нас в гостях. Я с дочерьми на лето собираюсь переехать в имение, мы будем с Вами по соседству. Заезжайте к нам, прошу Вас.
-Благодарю Вас. У нас очень красивые места, но молодым барышням, привыкшим к светской жизни, будет скучно.
-Да долго в деревне они и не задержатся, поедут в Европу.
-Вы заботливый отец.
-Спасибо Вам на добром слове. С тех пор как умерла моя жена, я балую девочек. Вот выдам их замуж, тогда и о себе подумаю. А теперь разрешите пригласить Вас в дом.
Пока Лариса и Андрей Сергеевич любезно беседовали, Паратов разыскал именинницу.
-Наталья Андреевна, разрешите поздравить Вас с совершеннолетием.
-Спасибо, Сергей Сергеевич! Я Вас ждала. Почему Вы так долго не ехали?
-Я заезжал в имение за женой.
-Ваша жена здесь?
-Да, Ваш батюшка похитил ее у меня, едва мы переступили порог Вашего дома.
-А, это он может!
-Значит, мне следует опасаться его?
-Непременно, Сергей Сергеевич. Он известный сердцеед. Скажу Вам по секрету, из-за его похождений нам пришлось уехать из столицы.
-Неужели?
-Да, это так, но я вам ничего не говорила.
Паратов улыбнулся, ему было очень приятно общество очаровательной девушки. Чем- то она напоминала Ларису в те дни, когда он впервые увидел ее. Та же очаровательная невинность, восторженный взгляд. Наталья была влюблена в Паратова и не пыталась этого скрыть. Ему льстило внимание молодой девушки, рядом с ней он чувствовал себя молодым и счастливым.
-Пойдемте танцевать, Сергей Сергеевич, бал в самом разгаре.
-Я в Вашем распоряжении!

                ***

         Дом Бутырского состоял из трех этажей. На последнем этаже размещалась картинная галерея, Андрей Сергеевич был страстным коллекционером.
- Лариса Дмитриевна, не желаете взглянуть на мои картины?
-С удовольствием!
Бутырский провел Ларису в зал, где располагалась коллекция картин. Здесь было безлюдно и как-то торжественно. Лариса долго рассматривала картины и, наконец, остановилась около портрета молодой женщины.
-Какая красавица! Кто это?
-Это моя жена.
-Великолепный портрет, кажется, что он живой.
-Да, Вы правы. Я сам каждый раз вздрагиваю, когда вижу его. Я очень любил свою жену, наверное, я уже никого не смогу так полюбить.
-Я Вас понимаю! Я тоже очень люблю своего мужа и не представляю жизни без него.
Бутырский вдруг почувствовал, что ему неприятны слова Ларисы. Обычно дамы с восхищением смотрели на него, а эта женщина, казалось, его не замечала и была полностью поглощена картинами. Он еще раз внимательно взглянул на нее. «Как она хороша! Сколько в ней скрытой страсти».
-Пойдемте к гостям, Лариса Дмитриевна, а то Вы пропустите самое интересное. В саду будет фейерверк, должно быть очень красиво.
Когда Лариса и Андрей Сергеевич спустились в сад, все гости были уже там. Через минуту раздались выстрелы, и великолепное зрелище предстало глазам собравшихся. В небе разрывались фонтаны ослепительных брызг. Возглас восхищения вырвался из уст всех гостей.
-Великолепно! Грандиозно!
К Ларисе подошел Вожеватов.
-Рад видеть тебя, Лариса! Ты великолепно выглядишь!
-Спасибо, Вася. Много времени прошло с нашей последней встречи. Ты совсем нас забыл, не приезжаешь. У меня уже сыну три года.
-Я виноват, Лариса, признаю. Я в городе редко бываю, все дела, дела, да и с мужем твоим я последнее время не дружен.
-Это ты зря. Приезжай к нам запросто, ты ведь мой друг, я на тебя зла не держу, столько времени прошло. Кнуров вот недавно был, не забывает нас.
-Скорее тебя. Ни для кого не секрет, что он влюблен в тебя, Лариса. А дела-то у него пошатнулись. Поговаривают, он разорился. Да и в семье у него все плохо. Жена его при смерти, а сын попал в какую-то нехорошую историю.
-А мне он ничего не рассказывал!
-Он никогда тебя не стал бы волновать.
К Ларисе стали подходить другие старые знакомые, все радовались встречи с ней, расспрашивали о сыне и звали в гости. Фейерверк закончился, и танцы перенесли в сад. У Ларисы не было отбоя от кавалеров. Бутырский с трудом пробился к ней.
-Лариса Дмитриевна, Вы пользуетесь успехом! Я тоже мечтаю о танце с Вами. Не откажите!
-Вам невозможно отказать, Андрей Сергеевич!
В следующую минуту они кружились в вальсе, звучала обворожительная музыка. Бутырский вдруг почувствовал сильное притяжение к этой потрясающей женщине. Их глаза встретились.
. «Я пропал!» - только и успел подумать Андрей Сергеевич.  «Завтра же перевезу своих дочерей в имение, чтобы быть поближе к ней, там можно будет встречаться без помех».
Вечер подходил к концу. Паратов все время находился рядом с Натальей, но не сводил глаз с Ларисы. Он видел, что она счастлива и был очень рад, что общество вновь приняло ее в свои ряды. Но ему крайне неприятен был повышенный интерес, которым пользовалась его жена. Он обратился к имениннице:
-Я вынужден оставить Вас, большое спасибо за замечательный вечер.
-Спасибо Вам, Сергей Сергеевич! Когда Вы теперь заедите к нам?
-На днях.
Паратов откланялся и быстрым шагом направился к Ларисе. Наталья с горечью заметила про себя, что Лариса и Сергей Сергеевич смотрятся очень красивой парой. «Ты будешь мой, эта женщина недостойна тебя! - подумала юная красавица, - и мой отец поможет мне в этом».

                ***

        Паратов и Лариса возвращались домой после бал-маскарада. Уже наступила ночь, но было очень тепло. У Ларисы было великолепное настроение.
-Сережа, спасибо, что вытащил меня в общество, я так хорошо провела время!
-Это Бутырский настоял на том, чтобы я приехал к нему с женой. Так что его благодари, тем более, что он даже не пытался скрыть своей симпатии к тебе.
-Хорошо, обязательно отблагодарю, - Лариса рассмеялась. – Не знала я, что ты такой ревнивый муж. А сам весь вечер не отходил от юной именинницы. Она, кажется, влюблена в тебя? Теперь понятно, почему ты зачастил к ним в дом.
-Лариса, ну что ты такое говоришь?
-А я тебе вторю.
Паратов обнял жену, заглянул в ее удивительные фиалковые глаза.
-Как же я тебя люблю! Иногда я и сам не верю в свое счастье.
-Сережа, я обожаю тебя, ты для меня все, никто и ничто не сможет разрушить наше счастье.

                ***

-Лариса Дмитриевна, я в восторге от здешних мест. Какая великолепная природа!
-Я рада, Наталья Андреевна, что вам нравится. Я, признаться, думала, что Вам будет скучно.
-Что Вы, батюшка не даст нам скучать. Завтра он устраивает скачки. Вы будете?
-Непременно.
-А Сергей Сергеевич?
-Он в отъезде.
Бутырский с дочерью Натальей несколько дней назад переехал в усадьбу, где успел развить бурную деятельность. У него была лучшая конюшня, наверное, во всей России. Поэтому, чтобы, отчасти похвастаться перед друзьями, а отчасти, чтобы произвести впечатление на Ларису, он затеял скачки, на которые пригласил все местное общество. По приезду в имение, первый визит он нанес Паратову. Встретила его Лариса и Харита Игнатьевна, которую он покорил в тот же миг. Бутырский так и сыпал комплиментами, всячески стараясь угодить  Ларисе Дмитриевне и ее матушке. С ним приехала его младшая дочь Наталья, которая в тайне надеялась увидеть Паратова. Старшая дочь Анна осталась в городе, ее совершенно не привлекала жизнь в усадьбе.
-Харита Игнатьевна, я так рад нашему соседству. Обязательно приезжайте к нам в гости завтра к обеду. Будет все лучшее общество. Я обещаю, скучать Вам не придется!
-Андрей Сергеевич, мы обязательно будем.
-Берите с собой Глебушку. Мальчику будет интересно посмотреть на лошадей.
Вскоре Бутырский откланялся.
-Очаровательный мужчина, будь я помоложе, обязательно закрутила бы с ним роман.
-Матушка, этот человек не так прост, как кажется.
-Давно ли ты, Лариса, стала разбирать людей?
-Давно, маменька.
-А он, кажется, не равнодушен к тебе, как ты думаешь?
-Я не хочу об этом думать.
-От чего же? Разве тебе не льстит внимание такого роскошного мужчины? Или ты так поглощена своим мужем, что ничего не видишь вокруг?
-Я не понимаю, матушка, к чему Вы затеяли этот разговор.
-А к тому, что пора тебе на себя внимание обратить, больше бывать в обществе, а то твоего Паратова дома совсем не бывает, не удивлюсь, если он завел себе кого-нибудь на стороне.
-Да что Вы ссору хотите затеять? Так напрасно стараетесь.
-Смотри, Лариса, тебе жить!
Лариса, не скрывая своего раздражения, направилась к дому. Последнее время Харита Игнатьевна все чаще стала высказываться против Сергея. «Может быть, стоит прислушаться к ее словам? Возможно, в чем-то она права».

                ***

          Бутырский украдкой разглядывал Ларису. Вот уже полчаса, как она беседовала о чем-то с Кнуровым. Вот-вот должны были начаться скачки, гости заняли места на импровизированной трибуне. Наконец, он не выдержал и подошел к Ларисе.
-Лариса Дмитриевна, разрешите предложить Вам более удобные места для просмотра. Сейчас начнутся скачки. Мокий Парменыч, Вы не возражаете, если я украду Вашу спутницу?
-Конечно, Андрей Сергеевич, я и так слишком долго занимал внимание Ларисы Дмитриевны.
Бутырский знал историю, которая когда-то произошла с Ларисой. Роль Кнурова в тех событиях тоже была ему известна. Поэтому, он предпочел тактично промолчать и не спрашивать Ларису о Кнурове. Она сама заговорила с ним на эту тему.
-Мокий Парменыч мой старинный друг, он  много сделал для нашей семьи. Сейчас у него большое несчастье, мне хотелось поддержать его.
-Я понимаю.
-Ничего Вы не понимаете и ничего не знаете. Наверное, сплетники порассказали Вам обо мне всяких небылиц?
-Зачем Вы так, Лариса? Я не давал Вам повода, или я чем-то обидел Вас? Тогда, прошу прощение.
-Это Вы меня простите. Я что-то сегодня раздражительна. Мне нет, нет, да дают понять, что я в прошлом совершила ошибку.
-Лариса, поверьте, я так не считаю. Я безмерно уважаю Вас.
-Спасибо, Андрей Сергеевич.
Больше Бутырский и Лариса не касались в разговоре этой темы.
-Лариса Дмитриевна, а Вы любите конные прогулки? – внезапно спросил Бутырский.
-Я не умею держаться в седле.
-А хотите я Вас научу?
-А это возможно?
-Для Вас нет ничего невозможного. У меня есть на примете одна кобыла, у нее замечательный нрав. Я подарю ее Вам.
-Нет, Андрей Сергеевич, это совершенно неудобно. Я не приму от Вас такой дорогой подарок.
-Хорошо, мы сделаем по-другому. Я сначала научу Вас держаться в седле. Когда Сергей Сергеевич вернется из поездки, он будет удивлен Вашими успехами, и, конечно, купит у меня для Вас эту лошадь. Вы согласны?
-Да, согласна. А когда же мы приступим к урокам?
-Завтра, если Вам угодно. Я велю отогнать к Вам кобылу, и сам лично научу Вас верховой езде. Вот увидите, Вы получите истинное удовольствие. Не пройдет и недели, как Вы будете уверенно держаться в седле. Конные прогулки очень полезны, они разгонят все Ваши негативные мысли, поверьте мне, Лариса.
-Хорошо, Вы меня убедили. Завтра же начинаем уроки.

                ***

         Прошло десять дней. Лариса и Бутырский каждый день совершали конные прогулки. Сначала на небольшие расстояния, а затем и на более дальние.
-Лариса Дмитриевна, Вы очень способная ученица!
-Просто у меня очень талантливый учитель!
-Вы мне безбожно льстите, но мне приятно. Предлагаю Вам завтра отправиться со мной на более дальнее расстояние. Я хочу показать Вам здешние места, которые Вы никогда не видели. Туда попасть можно только верхом на лошади.
-Вы меня интригуете. Что это за места?
-А вот поедемте, и сами увидите. Не боитесь?
-С Вами я ничего не боюсь. Я уверена, что Вы сумеете меня защитить.
Бутырский в который раз поймал себя на мысли, что влюблен в Ларису, как мальчишка. Нет, не так, как когда-то в свою жену. То было более светлое и глубокое чувство. Здесь же он чувствовал скорее страстное влечение, ничем не преодолимое, да он и не хотел подавлять его в себе. Бутырский отдавал себе отчет, что предмет его страсти замужняя женщина, но этот факт не останавливал его. Препятствия еще больше разжигали его желания, и он не хотел думать о последствиях. Лариса, конечно же, видела, какие чувства вызывает в нем. Бутырский нравился ей, она не могла не попасть под его обаяние. Он был блестящим кавалером и ни разу не позволил вольности в отношении к ней, поэтому Лариса с легкостью согласилась отправиться с ним в конное путешествие.
Ранним утром Бутырский заехал за Ларисой. Она уже была готова.
-Предупредите домашних, что вернетесь не раньше вечера.
-Вы, что же похищаете меня на весь день?
-Да, если бы было можно, я похитил бы Вас на всю жизнь!
-Андрей Сергеевич, я начинаю Вас опасаться. Что Вы такое говорите?
-Все, молчу, молчу…
К полудню Лариса и Бутырский очутились в очень живописной местности. Когда они поднялись по узкой тропинке на холм, им предстало замечательное зрелище: река делала здесь разворот, холм напоминал остров, со всех сторон омываемый водами.
-Какая красота, Андрей Сергеевич! Никогда бы не подумала, что в наших местах есть такие удивительные сказочные виды. Вы просто волшебник!
-Для Вас я готов стать кем угодно, одно Ваше слово. Что Вы желаете?
-Если честно, я что-нибудь съела бы.
-И это я предусмотрел. Сейчас мы устроим пикник, у меня с собой есть замечательный коньяк и пирог.
Бутырский мгновенно извлек из походной сумки коврик, расстелил его на земле, достал пирог и фляжку.
-Присаживайтесь, Лариса Дмитриевна.
-Спасибо, Андрей Сергеевич, какой у Вас аппетитный пирог!
-Угощайтесь. Непременно выпейте коньяку, это придаст Вам сил. Нам еще предстоит обратный путь.
Лариса неожиданно  поймала себя на мысли, что вот так вот она хотела бы сидеть с Сергеем. Как давно они не выбирались одни, чтобы никого не было рядом!
-О чем Вы думаете, Лариса? Вы вдруг стали такая грустная.
-Я подумала, что как же хорошо вот так очутиться на природе, где никого нет.
-А мне самое главное быть рядом с Вами, Лариса! В толпе ли, или как сейчас, но только рядом.
-Андрей Сергеевич, мне надо запретить Вам говорить такие речи.
-Нет, не запрещайте, прошу Вас. Ведь Вы не можете не видеть, что я Вас люблю!
Бутырский взял Ларису за руку, еще минута, и он притянул ее к себе. Все случилось так внезапно, что она не успела отстраниться от него. Выпитый коньяк ударил в голову, тело стало каким-то ватным, непослушным. Его поцелуй обжог ее. Лариса вскочила на ноги.
-Вы забываетесь!
-Простите.
-Это неслыханная дерзость! Вы отдаете себе отчет?
-Не отдаю, я ослеплен, Лариса!
-Это Вас не оправдывает! А если я все расскажу мужу?
-Он убьет меня. Вам меня не жаль?
-Жаль, но что же делать, придется Вами пожертвовать.
Лариса рассмеялась, она не могла долго злиться на этого мужчину, который стоял сейчас перед ней на коленях и молил о прощение.
-Так я прощен?
-Пока я не решила. Сначала доставьте меня домой, а там посмотрим.

                ***

         Паратов возвращался в усадьбу в приподнятом настроении. Все дела были успешно завершены, прииски приносили ощутимую прибыль. С радостными криками к нему выбежал Глебушка.
-Ура, папочка приехал!
-А где мама?
-Мамочка уехала с дядей Андреем кататься на лошадках.
Паратов ничего не понял и пошел за разъяснениями к Харите Игнатьевне.
-Где Ваша дочь?
-А Вы дольше отсутствуйте, тогда и вовсе ничего не поймете. Лариса уехала на конную прогулку с Бутырским, будет к вечеру.
-Вот как.
Паратов был удивлен. «Когда Лариса успела научиться верховой езде? А этот старый ловелас так и вьется около нее. Надо навестить Наталью и все подробно разузнать ».

                ***

-Сергей Сергеевич, как я рада Вас видеть! Когда Вы приехали?
-Сегодня. Первый визит, конечно же, к Вам.
Наталья порозовела, она не скрывала своей радости, глаза ее так и светились счастьем.
-А где Ваш батюшка?
-А Вы разве не знаете? Он с Вашей женой отправился на конную прогулку. По-моему, он собирался устроить что-то вроде пикника на природе.
-И давно они совершают такие прогулки?
-Да вот уже дней десять. Батюшка как с утра уезжает к Вам в дом, так только вечером возвращается. Он лично учит Ларису Дмитриевну верховой езде.   
-Для меня это новость. Лариса никогда не проявляла интереса к лошадям.
-Ну я же Вам говорила, что мой батюшка кого угодно может уговорить. С тех пор как  Лариса побывала у нас в гостях на скачках, она и загорелась этой идеей.
-Вы устраивали у себя скачки?
-Да, было очень весело. Собралось все общество. Лариса Дмитриевна была у нас с сыном и матушкой. Кнуров не отходил от нее, пока мой папенька не увел ее. Сергей Сергеевич, зачем Вы позволяете Вашей жене общаться с Мокий Парменычем? По-моему это не очень удобно.
-Это старая история. Когда-то Кнуров очень помог семье Огудаловых и Лариса благодарна ему.
-А я слышала совершенно другую историю.
-Наталья Андреевна, я думаю, что Вы не вправе судить об этом.
-Вы обиделись?
-Да, признаться, мне неприятна эта тема. Лучше давайте поговорим о Вас. Как Вам нравятся здешние места? 
Паратов специально перевел разговор в другую плоскость. Ему были неприятны высказывания молодой девушки. Вдруг, он в очередной раз осознал какое мелкое, ханжеское общество его окружает. Ему захотелось вырваться отсюда, уехать с Ларисой в Европу и почувствовать себя свободным от всех этих условностей. «Надо завтра же сказать Ларисе, чтобы она собиралась. Мы давно не были вместе, в этом все дело. Сначала все ее мысли были заняты сыном, она даже отстранилась от меня. Но сейчас ему уже три года, можно оставить его на попечение нянек. А я слишком много времени проводил вне дома».
-О чем Вы думаете, Сергей Сергеевич? Вы совершенно меня не слушаете!
-Извините, Наталья Андреевна. Я задумался о сыне.
-Милый мальчик, копия матери, он совсем не похож на Вас. Говорят, если мальчик похож на мать, то будет счастливым.
-Надеюсь, что так.
Паратов вдруг почувствовал острую неприязнь к Наталье. Она всячески хотела опорочить Ларису в его глазах.
-Разрешите откланяться, Наталья Андреевна, мне пора Вас покинуть.
-Вы уже уходите? Останьтесь, Сергей Сергеевич!  Я велю подать чаю.
-Нет, благодарю Вас. В другой раз.
Паратов с неприятным осадком на сердце отправился домой. Ему было крайне неприятно узнать, что Лариса столько времени проводит с Бутырским.
Уже начинало смеркаться, когда Паратов подъехал к усадьбе. Первое, что ему бросилось в глаза, это две лошади, мирно пасущиеся на лужайке перед его домом. Значит, Лариса вернулась. Он быстро вошел в дом. Лариса и Бутырский пили чай в гостиной.
-Сережа, ты вернулся! – Лариса радостно поднялась ему на встречу.
-Да я давно уже приехал, не нашел тебя дома, отправился в дом к Андрею Сергеевичу, и тоже не застал его дома.
Бутырский подошел к Паратову.
-Каюсь, каюсь, Сергей Сергеевич. Это я похитил Вашу жену. Она хотела сделать Вам сюрприз. Я научил ее верховой езде. Теперь Вы просто обязаны купить у меня лошадь для Ларисы Дмитриевны.
-Хорошо, я завтра заеду к Вам и мы все обсудим. А сейчас позвольте мне остаться с моей женой наедине, нам есть о чем поговорить.
-Конечно, Сергей Сергеевич, разрешите откланяться, жду Вас завтра у себя.
Паратов наконец-то остался с Ларисой один на один. Он внимательно заглянул ей в глаза. Она выглядела смущенно.
-Что происходит, Лариса? Я приезжаю домой, не застаю тебя. Наталья Андреевна говорит мне, что Бутырский постоянно находится у нас дома. Я начинаю думать, что тебе нравится его общество.
-Что ты хочешь сказать?
-Я хочу предупредить тебя, что не потерплю вольностей, и завтра же переговорю
с Андреем.
-Сделай одолжение.
Не так представлял себе Паратов встречу с женой. Настроение его резко испортилось, и он решил обязательно завтра переговорить с Бутырским.

                ***

-Добрый день, Сергей Сергеевич! Приятно видеть Вас в моем доме. Не хотите осмотреть мою конюшню? Мне известно, что Вы знаете толк в лошадях.
-В другой раз, Андрей Сергеевич. Я хочу в первую очередь расплатиться с Вами за кобылу, которая пасется на моей лужайке. Я принес деньги, сколько Вы за нее хотите?
-Да право же, смешно и говорить. Я хотел подарить ее Ларисе Дмитриевне, но она отказалась.
-Это нормально. Лариса не могла принять такой дорогой подарок.
-Но мы же не чужие люди, Вас я считаю своим другом, не так ли?
-Не хочу Вас обидеть, Андрей Сергеевич, но наша дружба, как Вы изволили выразиться, не дает Вам право уделять повышенное внимание моей жене в мое отсутствие. Мне это неприятно.
-От чего же?
-Хорошо, давайте начистоту. Ваше внимание носит такой характер, что я начинаю думать, не влюблены ли Вы в Ларису.
-А если влюблен?
-Ну тогда, я откажу Вам от дома и запрещу Ларисе видеться с Вами.
-Вы меня оскорбляете. Я не потерплю такого отношения!
-Замечательно, я вижу, что Вы хотите драться. Какое оружие предпочитаете?
-Я недурно стреляю.
-Какое совпадение, я тоже.
-Прекрасно, Сергей Сергеевич! Сегодня же ждите моих секундантов. На сим разрешите откланяться!
Паратов ничего не сказал Ларисе о предстоящей дуэли. Весь день он возился с Глебом, ничем не выдав своего волнения. Лариса первая заговорила с ним:
-Сережа, ты был сегодня в доме Бутырского?
-Был. Отдал денег за лошадь.
-И это все?
-Нет, не все. Завтра мы с Андреем Сергеевичем стреляемся.
Лариса побледнела.
-И ты так спокойно говоришь об этом!
-А что ты мне прикажешь, биться в падучей?
-Но почему? Что такого случилось? Зачем такие крайности?
-Так надо, Лариса. Я не хочу больше терпеть Бутырского в своем доме. Он даже не стал скрывать, что влюблен в тебя. Какая наглость! Я не удивлюсь, что он возомнил, что нравится тебе. Сегодня он вел себя неадекватно.
-Сережа, ну зачем подвергать свою жизнь опасности. Он того не стоит.
-А он здесь не причем. Это нужно в первую очередь мне, впрочем, ты не поймешь. Не волнуйся, Лариса, все будет хорошо. Я живучий. Мне есть ради кого жить. Я не умру, пока у меня есть ты и Глеб.
-Сережа, прости меня. Наверное, я виновата. Может быть, невольно я дала надежду Бутырскому.
-Не вини себя, ты не виновата, что нравишься мужчинам. Это мне наука. Нельзя надолго оставлять тебя одну. Такое сокровище надо беречь. А Бутырского надо поучить немного, а то он возомнил, что ему все позволено.
Всю ночь Лариса не могла заснуть. Паратов же, напротив, спал крепким здоровым сном. Лариса смотрела на него с глубокой нежностью. «Как же я люблю тебя, Сережа! Только бы судьба была к нам благосклонна».

                ***

Утро следующего дня выдалось прохладным. Небо покрылось зловещими черными тучами. Собирался дождь.
Бутырский и Паратов почти одновременно подъехали в условленное место.
-Доброе утро, Андрей Сергеевич. Неважно выглядите, плохо спали?
-Совсем не спал, признаюсь, мысли одолевали.
-Какие, если не секрет?
-Никакого секрета нет. Думал о Вас, Вашей жене и о том, что был не прав.
-Так Вы хотите попросить у меня прощения?
-Вы меня неправильно поняли. Я буду с Вами стреляться, этого уже не отменить.
-Ну что ж, тогда давайте займем позицию.
Секунданты отмерили расстояние. По жребию, первым должен был стрелять Паратов. Он прицелился. Паратов стрелял хорошо, мог с закрытыми глазами поразить цель гораздо более удаленную. Убивать Бутырского у него не было намерения, поэтому он прицелился противнику в плечо. Раздался выстрел, пуля прошла по касательной, едва задев Бутырского по руке. Однако рубашка окрасилась в алый цвет, Бутырский пошатнулся, но не упал.
-Андрей Сергеевич, Вы готовы продолжать?
-Готов.
Бутырский прицелился, но в последнюю минуту передумал и выстрелил в воздух. Нетвердой походкой он направился к Паратову и протянул ему руку.
-Давайте заключим мир.
-Или перемирие?
-Нет, Сергей Сергеевич, именно мир. Я понимаю, Вы могли убить меня, и правильно сделали бы. Если бы с моей женой кто-нибудь вел себя подобным образом, я бы поступил также. За то, что выпустили мне немного дурной крови, Вам отдельное спасибо. Впредь я буду лучше разбирать людей. Никакого права у меня не было вмешиваться в Вашу жизнь. Простите.
-Хорошо, Андрей Сергеевич, я рад, что мы поняли друг друга и при этом никто не убит.
-У меня к Вам одна только единственная просьба. Разрешите увидеться в последний раз с Ларисой Дмитриевной. Я хотел бы с ней объясниться.
-Надо спросить жену, захочет ли она Вас видеть. Я Вас извещу.
-Благодарю. Прощайте.
Паратов поспешил вернуться домой, где его с нетерпением ждала Лариса.  Когда она узнала подробности дуэли, то очень обрадовалась тому, что обошлось без жертв.
-Сережа, может быть нам уехать на время. Пусть вся эта история забудется.
-Я как раз хотел предложить тебе отправиться в Европу. Посетим Берлин, Париж, Рим. Ты согласна?
- Да я только об этом и мечтаю!
-Ну хорошо, а что мне передать Бутырскому, ты примешь его?
-Нет, к чему лишние разговоры.
-Я всегда знал, что женился на лучшей женщине в мире!
-А я недаром ждала тебя, я всегда знала, что буду счастлива только с тобой!
На следующий день Лариса и Паратов уехали в Берлин. Там они провели незабываемый месяц. Затем они направились в Париж и Рим. Более счастливых дней невозможно было и представить.
Бутырский довольно быстро забыл эту историю и вел привычную жизнь. Вскоре он вернулся в столицу, где ему был предложен высокий пост при дворе. Выдав дочерей замуж, он и сам вскоре женился на дочери банкира.


Рецензии