Литературное молитвословие Н. Языкова-2

Очень откровенным является и другое его стихотворение, которое так и называется- «Молитва»(с. 147).

Молитва.

Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.
                12 апреля 1825.

В нем нет экспрессии, оно спокойно, ровно и серьезно. «… будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам», по  слову Спасителя (Матф 6,33). Лирический герой Языкова желает «неизменным», т.е. «достойным» прийти к « таинственным вратам» Царствия Небесного, потому что истинное « наше житие на небесех есть» (Филипп 3,20). А так как Царствие Божие приобретается многими скорбями, то он готов страдать, только бы терпение было. ( Исаия говорит: « Терпящие Господа изменят крепость, окрылатеют, аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут»(Ис.40,31).(Ср. «И как орел ширококрылый/ Взлетит до неба твоего!» из подражания псалму XIV» Языкова)) Что и просит лирический герой.

Стихи Языкова, в которых незримо присутствует Сам Господь Бог, наполнены особым смыслом, они- прорыв в иной мир, беседа с небом, вечностью, которую человек ощущает уже здесь, на земле, особенно ясно в пограничной ситуации или условиях болезни. Здоровье от Бога, но и болезни- проявление Божией милости- посылаются человеку, чтобы открыть глаза на неправедную жизнь:

Велик Господь! Земля и неба своды-
Свершители судеб его святых!
Благословен, когда казнит народы,
Благословен, когда спасает их…(с.248)-

Писал поэт в 1830 году по поводу прекращения эпидемии холеры в Москве.

Велик господь! К нему сердца и руки!
Ему хвалу гласи тимпана звон!
Ему хвалу играйте песен звуки!
Велик господь! И свят его закон!(с.249)

Данное стихотворение является реминисцентным, оно обращает нас к хвалебной молитве Господу Богу: « Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»(Слава Богу!).

В 1835 году Языковым написана еще одна молитва («Моей лампады одинокой…»). В ней поэт обращается с мольбой не лично к Богу, но к светилу, которое переняло у Него Божественную суть:

Позволь еще вкусить отрады
Молиться богу за нее,
Его прелестное созданье,
Мое любимое мечтанье
И украшение мое.(с.300)

Светило является здесь своеобразным посредником между поэтом и  Владыкой. Стихотворение посвящено сестре Языкова Екатерине Михайловне (1817-1852), которую он горячо любил и о которой проявлял неустанную заботу: высылал ноты, рекомендовал книги для чтения, желая, чтобы сестра сидела не только с французскими романами. Тревогой за ее судьбу проникнута и «Молитва». Языков молит в числе прочего дать сестре «верного супруга, / Младого, чистого душой,/И с ним семейственный покой,/ И в нем приветливого друга», « почтительных детей,/Здоровых, умных и красивых,/И дочерей благочестивых,/И веледушных сыновей(там же). Стихотворение написано, возможно, при известии о сватовстве Хомякова, друга Языкова. 24 апреля 1836 года Н. Языков писал сестре: «Не знаю, как выразить тебе радость, которая во мне кипит и блещет, когда читаю и перечитываю теперешние твои письма. Эта радость так сильна и действительна, что я не могу ничего делать, ничего на ум нейдет: весь я занят тобою, все мои помыслы слились в одну благодарственную молитву Богу, и предмет этой молитвы-ты, моя милая, добрая моя, голубица моя… Это так и должно быть, этого я ожидал, надеялся и теперь это вижу. И все вы, начиная, как мне кажется, с тебя, моя милая, полюбили его, и я разумеется, тем паче, что знал его еще прежде…»(цит. по:5,с. 173-174). Таким образом, и аллюзийное начало играет немаловажную роль в стихотворении.
                (Продолжение следует)


Рецензии