О творчестве Твардовского А. Т. часть 2

 Мы  рассмотрели  "основные  литературные  секреты",  мысли  о нашем  культурном  наследии ,которыми   делился известнейший поэт  и  писатель  земли  русской  А.  Т.  Твардовский, бывший  довольно  продолжительное  время  главным  редактором  литературного  журнала  "Новый  мир", с  многочисленными  почитателями   своего  таланта, собратьями  по  перу  в  переписке  за  1930-1959  годы. Эта  тридцатилетняя  эпоха  вобрала  в  себя: колхозное  движение с  его  перегибами,  голод  1933  года,  репрессии,  Финскую " кампанию"  1939  года , страшную,  кровопролитнейшую  Отечественную  войну,  послевоенное  восстановление  разрушенного  хозяйства, "холодную  войну". Однако  наш  народ  выстоял,  все  пережил,  и  в  1961  году  советский  человек  первым  полетел  в  космос.
  В своей переписке  А.  Т.  Твардовский    за  1960-1970  годы  анализирует  творчество
Куприна А. И.,Лермонтова  М.  Ю., Лескова  Н. С.,Бунина  И.  А.,и  других, общается  с  Исаковским  М.  В.,Маршаком  С. Я., Пастернаком  Б.  Л.,Соколовым-Микитовым  И.  С.,Т Троепольским  Г.  Н.


  "Претенциозность,  чаще  всего  сопутствующая  недостаточной  общей  культуре,  неотчетливости  мысли,...проступает  в  Ваших  стихах..."


  "...слово-то  Вы   недостаточно  хорошо  слышите,  иначе бы не  употребили  такое  плохое  сравнение...Но  самое  главное- не  нужно  ждать,  что  скажут  другие,  нужно  самому  думать  и  учиться  понимать,- этого  ничем  не  заменить,- нет  таких  консультаций  и  таких  редакций."


  "...резкие  оценки  весьма  редко  бывают  убедительны  для  того,  к  кому  они  относятся,  и  я  боюсь,  что  мало  чем  помогу  Вам. К  сожалению, весьма  характерным  для  авторов,  подобных  Вам (им  же  несть  числа), является  и  высокомерно-  пренебрежительное  отношение  к  скромным  и  добросовестным  рецензентам,  которым,  например,  я  многим  обязан  в  своем  развитии  в  пору  юности."

 
  "...от  одной  любви  к  стихам  поэзия  не  возникнет,  хотя  она,  конечно.  опирается,  как  всякое  искусство,  на  собственный  предшествующий  опыт. Но  тот  опыт,  т.  е.  прекрасные  создания  ее  в  прошлом,- они  возникали  не  из  одних  только   книг,  но  из  жизни. Уменье  угадать  поэзию  в  повседневной  "непоэтической"  действительности-  может  быть,  главный  и  труднейший  "секрет".


  "Бывает  так,  что  изложить  пережитое  словами,  способными  волновать  других,  не  удается  тому,  кто  полон  этим  пережитым...Основная  беда  их  авторов  в  том,  что,  пережив  личную  трагедию,  они  очень  часто  бывают  не  в  силахъ  подняться  над  только  личным,  взглянуть  шире, найти  в  своей  судьбе  образ  трагедии,  по  крайней  мере,  целого  поколения  наших  людей."


  "...то,  что  такие  поэты,  как О.  Мандельштам,  М.  Цветаева,  Н.  Гумилев  и  Б.  Пастернак,  у  нас  долго  не  издаются,  вовсе  не  полезно,  в  частности  для  молодой  поэзии,  которая  порой  слышит  звон,  да  не  знает  толком,  где  он  и  каков  на  самом  деле.
  ...часть  стихотворений  Мандельштама  производит  на  меня  впечатление  гораздо  меньшей  значительности, несмотря  на  то  что  в  них  как  будто  явственней  и  "признаки  века",  и  отголоски  личной  печальной  судьбы  поэта...кажется, порой  написано  без  малейшей  озабоченности  тем,  будет  ли  что  доступно  пониманию  какой-либо  другой  душе,  кроме  авторской.
   Может  быть,  особая  усложненность  и  внутренняя  притемненность  при  внешней  будто  бы  отчетливости  стихов  этого  периода  объясняется  отчасти  особым,  болезненным  состоянием  психики  автора,  о  чем  говорят  люди,  знавшие  его  в  последние  годы  его  жизни."


  "...рифмовка  слишком  уж  отдаленная  по  созвучию  слов,  когда  рифмы,  как  пуговицы  на  одной  нитке,  еле  держатся.  Этим  увлекаться  не  следует,  это  новаторство( Евтушенко  и  др.)  поверхностное,  дешевое  и  недолговечное."


  "...о  шолоховской  "Судьбе  человека" ( хотя  я  лично  не  считаю  этот  рассказ  знаменитого  писателя  вполне  достойным  его  пера.)"


  "...в  литературе  чаще  всего...широчайшие  "полотна"  являются  следствием  неумения  справиться  с  малой  задачей, неумения  написать  небольшое  стихотворение  или  рассказ,  очерк,  простую  корреспонденцию. Именно  тому,  кто  не  умеет  возвести  простого  деревенского  сруба  избы,  представляется  легким  и  возможным  построить  многоэтажный  дворец  со  всеми  сложнейшими  архитектурными  задачами."


  "...Маршак,  читатель,  может  быть,  самый  взыскательный  и  умный  из  наших  современников-литераторов."


  "...участие  автора  в  судьбе  того,  что  о  нем  пишут,  дело,  на  мой  взгляд,  вообще  не  очень  удобное  в  смысле  этическом."


  "...нельзя  новую  строфу,  четверостишие  или  двустишие  делать  того  же  "пола",  что  последняя  строка  предыдущей  строфы,  четверостишия,  двустишия.  ..." Онегин"  (  весь  Пушкин! ),"Горе  от ума",-  там  эта  дисциплина  музыки  строжайше  соблюдена. В  наши  времена- в  стихах  на  этот  счет  полный  разврат,  но  этому  следовать  не  нужно."


  "Самый  же  большой  секрет,  по-моему,  это  способность  сообщать  тому,  что  пишешь,  необходимость  написания,  обладание  чем- то,  что  не всем   известно  и  что  непременно  нужно  высказать."


  "Вы  увлечены..."образностью",  стремлением  тотчас  уподобить  всякий  названный  предмет,  явление,  понятие  другому  предмету,  явлению,  понятию.Все  это-  вчерашний  день  поэтических  поисков."


  "Очень  хорошо,  что  "английские  впечатления"  Евтушенки  так  отрезвили  Вас  в  отношении  к  нему  и  что  Вы  теперь  больше  согласны  со  мной,  чем  тогда,  в  поездке....Евтушенко  представил  целую  книгу  новых  стихов,  стоически,  благородно   выдержал  мою  двухчасовую  "разборку",  Почти  без  возражений,  и  в  результате  мы  намерены  дать  цикл  его  стихов. Да,  человек  он,  по-видимому,  талантливый,  но  мука  с  ним  в  том,  чтоон  не  знает  истинных  причин  своего  "успеха",  на  ощупь  идет  к  серьезности  и  взрослости (но  идет!), отягчен  самообожанием,  мало  начитан  даже  в  поэзии,  небрежен  к  слову,  не  испытывает  стыда  от  строчек  и  слов  случайных,  первых  попавшихся..."


  "...влияние  традиций  Маяковского? На  поэзию  вообще?-Да,  признаю,  конечно. На  меня?- Нет."


  "...точным  может  быть  только  свободный  перевод,  а  перевод  буквальный  никогда  не  может  быть  точным  и  существенным.
  ...знание  языка  оригинала,  конечно,  необходимо  для  переводчика,  но  еще  большее  значение  имеет  знание  им  родного  языка.
  И,  наконец,  переводчик  поэзии  должен  быть  поэтом,  хотя  бы  в  собственных  оригинальных  стихах  он  и  не  был  бы  ярок, но  обладал  бы  способностью  поэтического  проникновения  в  самое  существо  переводимого  им  оригинала."

   
  "Формально  стих  у  Вас  довольно  разработан,  но  вредит  ему  "умозрительность",  "логичность",  побольше  бы  того  ,  что  в  старину  называли  душой,  да  и  теперь  иного  слова  здесь  не  скажешь." 


   "...рифма  хороша,  которая  не  фиксируется  как  таковая...плохая  рифмовка  обнаруживается  при  отсутствии  яркого,  резкого,  значительного  содержания,  мысли."


   "...Бойся  другого,  когда  вдруг  попрет  и  станет  все  легко,  как  понос,- это  в  нашем  возрасте  бывает  куда  чаще. Словом,  покамест  писать  трудно-  все  еще  хорошо,  более  того,  особенно  трудно  бывает  как  раз  перед  взятием  новой  высоты. Это  я  знаю  отчасти  и  по  собственному  опыту."


  "Нужно  избегать  повторений  в  мотивах,  не  прикрепляя  музу  свою  к  ограниченному  кругу  явлений- снег,  дождь  и  т. п."


   "Поэзия- это  не  кап-кап  ,  а  нечто  мощное,  сильное  и  устремленное,  как  поток,  пробивающий  себе  русло."


   "Отношу  "Я  убит  подо  Ржевом..."  к  лучшим  моим  послевоенным  стихам  о  войне..."


    "Что  касается  конкретно   Есенина,  отвечаю  кратко:  я  не  испытал  его  влияния,  разве  что  в  самом  раннем  бессознательном  возрасте,  когда  только  что  начал  писать. Его  лирический  дар  я  признаю,  но  не  склонен  преувеличивать  его  значение,  влияние  на  развитие  нашей  поэзии.Для  меня  в  юношеский  период  куда  большее  значение  имел  Михаил  Исаковский  с  его  реализмом  в  изображении  деревни...хотя  сам  Исаковский  в  то  время  как  раз  был  под  заметным  влиянием  Есенина."


   "Я  Светлова  очень  люблю  как  поэта  и  всегда  буду  ему  признателен  как  редактору,  приветившему  меня  в  пору  моей  юности.Но  "романтики"...не  люблю  даже  у  Светлова..."


   "При  всей  моей  любви  к  Бунину,  которого  обожал  в  моей  литературной  юности...я  не  принадлежу  к  "секте  бунинистов"...


   "...Лермонтов- великий  продолжатель  Пушкина,  великий  предшественник  Некрасова  в  поэзии,  предтеча  Л.  Толстого  в  прозе."


   "...один  из  самых  трудных  "секретов"  поэзии- сответствие  "музыки"  содержанию."


Рецензии
С большим удовольствием прочел обе подборки о Твардовском и миниатюру о Пикуле. Порадовался не только самому чтению, но и тому, что послышался мне при чтении человек, с которым захотелось встретиться и потолковать - о литературе и не только - наяву, а не через копьютер. А такое желание, признаться, возникает в наши дни нечасто. Очень рад встрече - надеюсь, не последней, поскольку включаю Вас в свой круг "избранных".

Владимир Николаевич Любицкий   19.05.2010 16:24     Заявить о нарушении
Спасибо за оказанную честь, посещение и отклик!
С удовольствием будем встречаться.
С уважением

Петр Лобузнов   19.05.2010 18:42   Заявить о нарушении