ЕГЭ

Даже от ЕГЭ мог бы быть толк при некоторых условиях.
1. За школьное обучение нужно выдавать аттестат по результатам работы в течение 11 лет и экзаменов (хоть в форме тестов, это не важно), а ЕГЭ вообще нужно проводить отдельно от школ. 
2. ЕГЭ нужно проводить для тех, кто планирует поступить на работу или в вуз, для тех работающих, кто должен получить аттестацию. Нужно разработать разные комплекты заданий в каком-то едином центре. Для филологов, математиков, будущих врачей, экономистов, поваров, сантехников, гастарбайтеров ...
3. В ЕГЭ должен быть обязательный компонент. Но если кто-то хочет стать скульптором, стоит ли от него требовать то же знание математики, что и от будущего физика, то же знание русского языка, что и от филолога? А вот историю русского искусства он знать обязан. Это значит, что должны быть разработаны нормативы для четырёх уровней знания математики и алгебры, русского языка и литературы: (А) минимум для иностранцев неспециалистов (рабочие, прислуга, торговцы и т.п.), (Б ) минимум для не-филологов / не-математиков, поступающих в вузы и проходящих аттестацию, (В) минимум для абитуриентов-филологов / абитуриентов-математиков, (Г) минимум для  специалистов-филологов / специалистов-математиков (выпускников вузов, поступающих на работу (вместо государственного экзамена), проходящих аттестацию специалистов, кандидатов и докторов наук). Дифференцированный подход в связи с ЕГЭ в последнее время был похоронен. Мы можем погубить многое и многих, если не вернёмся к дифференцированному подходу в аттестации населения.
4. Должен быть единый центр ЕГЭ, а филиалы по всей стране должны заниматься проведением экзаменов. В специально приспособленных помещениях, со специальным, высокооплачиваемым и независимым персоналом. Для того чтобы следить за людьми, не обязательно быть учителем математики или профессором филологии. Вот Вам и рабочие места, кстати. А у нас всё шаляй-валяй и по дешёвке стремятся сделать!
5. На такой ЕГЭ люди должны записываться самостоятельно, в индивидуальном порядке и в течение всего года, с указанием должности или места в вузе, на которое претендуют, поскольку задания подбирать будут индивидуально, для данного уровня образования и для данного места учёбы/работы. (А не так, как в этом году, - сдали два экзамена и разослали свои документы по всем вузам страны - куда попадут. Неразбериха была страшная!)
6. Разрабатывать нормативы для ЕГЭ должны специалисты.
7. Для уровня А (см. пункт 3) минимум должна установить комиссия, представителями которой могут стать учёные-педагоги, вузовские специалисты-филологи/математики, психологи. Нужно выяснить, какой уровень знаний необходим и достаточен для иностранца, чтобы он комфортно чувствовал себя в России, понимал русскую речь, умел считать.  Третьим обязательным экзаменом для иностранцев, приезжающих в Россию на работу, должен быть несложный ЕГЭ по истории и праву, поскольку незнание иностранцем своих прав делает его лёгкой наживой для аферистов и обманщиков).
Если государство будет считать это целесообразным, можно разработать также ЕГЭ для уровня А+, то есть ЕГЭ для решивших закончить образование и приступить к трудовой деятельности выпускников девятых классов школ. Возможно, это больные дети, дети с отставанием умственного развития, дети, семья которых не способна дать им полное школьное образование по каким-либо причинам. Выпускникам девятого класса следует предоставить возможность сдавать ЕГЭ уровня Б, то есть они сразу после девятого класса, в случае успешной сдачи соответствующих экзаменов, получат возможность обучаться в вузе. Последнего не следует бояться, это всего лишь даст возможность талантливым детям продолжить обучение.
Для уровня Б (см. пункт 3) минимум должен разрабатываться школьными учителями, психологами, вузовскими специалистами по педагогике и тем дисциплинам, ЕГЭ по которым проводится. Уровень Б предполагает присоединение ЕГЭ по любой дисциплине (любым дисциплинам), которые желают сдать абитуриенты.  Количество этих дополнительных ЕГЭ  может быть любым, оно ограничивается только набором изучаемых в школе предметов + сольфеджио для музыкантов + история искусства для музыкантов, художников и артистов (со специализацией, т.е. будущий художник, скульптор будет сдавать экзамен по истории изобразительного искусства, артист балета – по истории балета и так далее).  Возможность сдать любое количество таких экзаменов заложена в том, что ЕГЭ принимают круглый год. См. пункт 8.
ЕГЭ по основной специальности для уровня В должны разрабатывать представители соответствующих вузов. Следует составить реестр дисциплин, по которым будут сдаваться дополнительные ЕГЭ. Уровень В предполагает, что «дополнительными» в данном случае можно считать все экзамены, кроме профильного. Второй обязательный экзамен в данном случае сдаётся по уровню Б. Если специальность, интересующая абитуриента, находится на стыке наук (например, СТРУКТУРНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА - филология и математика), то обязательные ЕГЭ по математике и по русскому языку сдаются в соответствии с требованиями уровня В.
Уровень Г, рассчитанный на аттестацию высококвалифицированных специалистов, предполагает только один сложный экзамен по специальности, разработанный и утверждённый Академией Наук. Предполагается, что специалист в процессе получения образования и прохождения предыдущих аттестаций неоднократно сдавал другие обязательные экзамены.
8. ЕГЭ можно сдавать многократно и по любым дисциплинам, соблюдая условия подачи документов. Особенно важно это для школьников, поскольку не всегда подростки адекватно оценивают свои способности, и безнравственно загонять их в жёсткие рамки выбора, который они, может быть, не способны сделать за короткое время.  В течение года выпускник может пройти тестирование по многим предметам и сформировать для себя набор успешно сданных экзаменов.
9. «Проваленные» ЕГЭ не влияют на аттестат, они только не дают возможности получить то образование или ту аттестацию, на которую человек первоначально рассчитывал. Если кто-то не сдал ЕГЭ по основным предметам (русский язык, математика) на уровне Б, он может сдать экзамены на уровне А+.
10. Требуется создать реестр факультетов вузов и профессий Российской Федерации с перечислением требований к условиям ЕГЭ. Следует указать профессии и учебные заведения, не требующие сдачи обязательного ЕГЭ для россиян (для иностранцев – см. пункт 7, уровень А) и довольствующиеся предъявлением школьного аттестата за девять или одиннадцать классов обучения.
11. Военным (в том числе – солдатам-срочникам) следует предоставить возможность прохождения ЕГЭ по месту несения службы. Сдавать экзамен можно специальным выездным комиссиям в предназначенных для прохождения экзамена помещениях. Военные должны иметь возможность свободно подавать заявки для сдачи экзаменов в любое свободное от службы время. Руководству военных частей следует поддерживать связь с приёмными комиссиями ЕГЭ, выполняя роль опекунов солдат и офицеров, находящихся в части, обеспечивая возможность оформления документов, справок и так далее.
12. Учащимся и тем, кто готовится к аттестации, необходимо дать возможность прохождения «ПРОБНОГО» ЕГЭ для тренировки и для оценки собственных возможностей. «Пробный» ЕГЭ можно проходить заочно, но при условии, что результат такого пробного ЕГЭ не засчитывается в случае успешной его сдачи.
 13. Результатом ЕГЭ должно быть официальное извещение о том, сдал человек этот экзамен или нет. Можно - с указанием баллов. Но в любом случае положительный ответ должен подразумевать возможность достижения желаемого результата. Хотел поступить на один из факультетов МАИ - сдал ЕГЭ - получил положительный ответ - поступил. Тогда учащийся выпускного класса за последний год обучения без спешки может попробовать сдать экзамены в разные вузы, если первая попытка окажется неудачной.
14. При центрах, принимающих ЕГЭ на местах, должны работать психологические консультации и профориентационные кабинеты. А вот КУРСЫ открывать им точно нельзя разрешать. Такие курсы неизбежно будут подталкивать заинтересованные стороны на путь правонарушений. И на местах должны работать люди даже без высшего образования, чтобы их "на репетиторство" не "тянуло". Только бумажная работа. Принимать документы, оформлять их и пересылать в центр, получать разработки, организовывать экзамен, следить за порядком, принимать работы и пересылать факсы этих работ в центр. Оригиналы следует оставлять на месте и под охраной - для проведения различных экспертиз, если они потребуются.
15. В центр проверки ЕГЭ  документы должны поступать без имён, только зашифрованные – то есть с номерами, а не с фамилиями. Информация о сдавших экзамен должна оставаться на местах.
16. Для абитуриентов срок хранения выполненных работ - 5 лет (срок обучения в вузе). Срок, когда действительна оценка – учебный год, не дольше. Для работающих нужно установить строгие сроки аттестации и работы следует хранить от одной аттестации до другой.
17. Каждый факультет каждого вуза должен принять участие в формировании пакета экзаменационных документов. Каждый пакет документов должен включать в себя не только вопросы, тесты, но и справочную литературу такого качества, чтобы любой грамотный человек мог за определённое время подготовиться к данному комплекту тестов. Тогда уже при подготовке претенденты на место в вузе или должность начнут отсеиваться. Видит, что не может освоить материал, значит, нужно искать себя в чём-то другом... А освоил материал - отлично! При каждом центре приёма ЕГЭ должны храниться в читальном зале специализированной библиотеки (на бумажных носителях и в компьютерных версиях) и продаваться в магазине все изданные пособия для подготовки, утверждённые министерством в согласовании с работодателями (аттестация), вузами (абитуриенты) и Академией Наук (специалисты).
18. Гастарбайтеры обязательно должны проходить аттестацию. Для желающих работать в России должны быть хотя бы минимальные требования по знанию языка и той специальности, в которой они планируют обрести себя. Не знаешь технологии укладки шпал, так и нечего идти в шпалоукладчики... Не умеешь стены красить - не ходи в маляры. Можно сделать даже рисуночные тесты: фотография окрашенной стены и вопрос, какие ошибки допущены при её окраске, или фото работающего маляра и нужно дать ответ, правильно ли он держит кисть, или изображение и к нему вопрос, чего на картинке не хватает. Может быть вопрос, какие краски нужно смешать, чтобы получился такой-то цвет, или какую краску можно класть на влажную стену...
10. Центры приёма ЕГЭ для гастарбайтеров должны находиться недалеко от границ, но на российской стороне. А то они там у себя "на сдают" экзаменов… Не сдал экзамен - и не нужно тратиться на поездку в Москву. Вот примерно так. Тогда это будет ЕДИНЫЙ экзамен. И ничьи права не будут ущемлены. И дети, проучившиеся в школе 11 лет, с радостью и гордостью будут получать свои аттестаты. Может быть, они и не захотят сдавать экзамены, а захотят в армии служить или детей рожать? Зачем мучить всех поголовно?


Рецензии