Маленький гном

Летняя сказка

Литературный сценарий анимационного фильма
Продолжительность: 14 мин..
Техника: персонажи: карандаш;
фоны: карандаш, пастель.
Песня «Маленький гном»:
слова и музыка С. Левкин, О. Жуков (ВИА "Синяя птица").
http://www.retroisland.net/P_Levkin.html


Памяти С.Левкина
(1952-2006)



Темнеющее к сумеркам небо.
- Ла-ла-ла-ла. Ла-ла. Ла-ла-ла…
Мужской голос негромко напевает простую запоминающуюся мелодию.
По полю идет человек в длинной, порыжевшей от времени и солнечных лучей шинели, в широкополой выгоревшей фетровой шляпе и с небольшим вещевым мешком за спиной…
Вдалеке впереди чернеет полоска леса.
Густеют тучи. Сверкает молния и, через некоторое время раздается оглушительный раскат грома.
Первые крупные капли падают в дорожную пыль…

Ночь. В лесу горит небольшой костер. На сучке повалившегося дерева висит шляпа.
Человек в шинели потянулся и пошевелил палкой угли в костре. В небо поднялся столб искр. Затем аккуратно положил на угли несколько толстых корявых  веток.
Языки огня облизали их и со звонким  треском приняли.

Откинувшись спиной к стволу березы, человек в шинели потянув за лямку мешка, развязал его и достал оттуда продолговатый футляр.
Широкая огрубевшая ладонь медленно «прошлась» по его поверхности»…

Дождь кончился. Тучи ушли за горизонт. Над лесом и костром в его глубине раскинулось узорчатое звездное небо.
Звучала флейта. Несложная запоминающаяся мелодия  словно заполнила весь мир. Оттого ночь казалась еще более сказочной.
Теперь в свете появившейся луны и в бликах костра хорошо было видно лицо человека в шинели: осунувшееся усталое с большими глубоко запавшими темными глазами. Слегка заросшее седой щетиной, еще не старое, но уже изрезанное коварными бороздами морщин. Длинные, до плеч седые волосы,  делали его похожим на доброго сказочника. (Может быть это действительно так, и мы будем отныне звать его Сказочником)...
Он играл на флейте. Влажные глаза отражали огненные блики. Наброшенная на плечи шинель со спины придавала всему его облику   особую загадочность.
Вдруг сквозь мелодию послышались негромкие всхлипывания. Человек престал играть, и чуть отстранил флейту от губ.
Мелодия же не смолкла, лишь стала немного тише, по-прежнему окутывая костерок в ночном лесу и все вокруг.
Сказочник приподнял голову, вслушиваясь в лес. Всхлпывания стали громче, отчетливыми, становясь чьим-то совсем близким тоненьким плачем.
Он обернулся. За его спиной на поваленном дереве сидел крохотный, ростом не более спичечного коробка, человечек.
Мужчина скинул с плеч шинель и  протянул человечку руку. Тот перестал всхлипывать и осторожно шагнул на ладонь…

Костер в глубине сказочного леса под сказочным небом весело потрескивал, то и дело, выбрасывая в черное небо новую порцию искорок-звезд... Взлетая, они таяли где-то в вышине… А некоторые цеплялись за небо и повисали там, теряясь среди сотен миллионов сестричек-близнецов…

Сказочник бросил в кружку щепотку чая.
- Гном. – Не то утвердитеьно, не то с вопросом произнес он,  обращаясь к ночному гостю.
- Почему – Гном? – удивился юноша.
- Ну, я не знаю… Такой маленький… В лесу… Наверняка ведь, очень добрый? – хитро прищурился Сказочник.
- Не знаю, - буркнул Гном (а теперь мы будем звать его именно так), но подвинулся поближе к огню и негромко пробормотал:
- Гномы, между прочим, бывают и злые…

Где-то высоко над ними,  в полном звезд ночном небе среди склоненных к луне высоченных сосновых макушек ухнула сова…
 
- …  Так вот, уже продолжал Гном свой рассказ. – Я очень давно живу в этом лесу…
Он вдруг стянул с головы свой берет, протерев им лицо. Стал комкать его в руках.
- Ну, по крайней мере, мне так кажется, что давно. Словно целую вечность… Я жил один… Точнее, нет, не совсем так… У меня был фонарик. Маленький, но очень-очень яркий. И каждую ночь я показывал дорогу заблудившимся в лесу путникам, грибникам, детям, которые пошли за ягодами и не заметили, как стемнело…. Один раз, я даже помогал почтальону… У него была больша-а-ая сумка, наверное битком набитая письмами… А он был уже пожилой и часто останавливался передохнуть. Ведь сумка была очень тяжелая… Так и стемнело, а он не прошел еще и половины дороги через лес. А ведь где-то его очень-очень ждали. И его самого, и его большую сумку…
- Ну вот, я отвлекся… Жил я в лесу. И у меня был фонарик… И так продолжалось до тех пор, пока однажды… - Гном всхлипнул.
- Хочешь чаю?.. Сказочник открутил от своей фляжки крышку и, зачерпнув ей немного чая из кружки, подул на нее и осторожно пристроил рядом с Гномом. Она казалась рядом с ним гигантской кастрюлей.
И все же Гном, опершись ручками о края , наклонился и, отхлебнув немного, улыбнулся:
- Вкусно. Такой душистый… Я очень люблю чай… Особенно, по вечерам, когда бывает грустно…
- Так вот, смахнув слезу, продолжил он. – Однажды рано утром мне почему-то не спалось и я решил немного погулять по лесу. И вдруг я вышел на большую поляну, на которой раньше никогда не был…  На ней было много цветов и солнца.
И там, на поляне, я увидел Её! Она была так красива, бесподобна, просто божественна!!! Я никогда раньше не видел никого и ничего прекраснее!!!  Как она парила над цветами… - Гном мечтательно поднял глаза к ночному небу и покачал головой. – Она могла видеть мир сверху! Это так чудесно!!! Я полюбил ее с первого взгляда и с того утра, стал приходить на эту поляну каждый день, чтобы просто полюбоваться ей. Она долго не замечала меня, но однажды все-таки спустилась ко мне… - Гном замолчал.
- И что же дальше?
- А дальше… Мы познакомились, и я окончательно понял, что не могу без нее жить! – Гном снова всплакнул и сделал большой глоток из – крышки-кастрюли. – Это были самые счастливые дни…

...На цветочной поляне кружилась девушка в тонком белом платье.
 Прозрачная ткань кружась вместе с ней, то взлетала, то опускалась. Словно большие легкие крылья…
Её длинные светлые волосы вились за ней золотым шлейфом.
Неподалеку, обняв колени и не отрывая взгляда от прекрасной танцовщицы, сидел юноша в бордовой куртке и пёстром берете.  Глаза его светились почтительным восхищением, нежностью и любовью…

Сказочник внимательно слушал рассказ Гнома.
- Ну что ж, вполне… - начал было он.
- О, если бы так продолжалось вечно! – вздохнул Гном. – Однажды…

...Они стояли на берегу реки. Девушка в тонком белом платье и юноша в бордовой куртке и пестром берете.
Он взял ее ладони и поднес к губам.
- Почему… почему ты не можешь остаться? – умоляюще смотрел он на нее.
- Ну что ты снова…- она чуть вынула свои ладони из его рук. Отбежала в сторону и, закружившись, подняла руки к голубому небу.
- Посмотри! – воскликнула она. – Посмотри, как красиво! Как же это здорово, вот так порхать, летать с цветка на цветок. И перед тобой открывается весь мир! Он огромный, яркий. Намного больше этой поляны!!! И ты летишь над ним и наслаждаешься этой радостью!!! Я обязательно облечу его весь, весь мир! Все-все страны! Там должно быть тоже очень красиво! И, наверное, совсем по-другому. Другая трава, другие цветы, другое небо… Я обязательно хочу все это увидеть!!!
- Но, разве тебе не нравится это небо? – взмолился Гном! – Оно такое светлое, такое солнечное!
- Да при чем тут «нравится – не нравится»… - девушка махнула рукой и скрестив руки на груди встала на краю обрыва,  всматриваясь куда-то вдаль. -  В конце концов, - обернулась она обиженно, - я – бабочка или колорадский жук!!! Я не могу сидеть всю жизнь на одном листе, пока он не кончится…
Она подхватила стоявшие рядом босоножки и пошла по тропинке к лесу. Юноша медленно побрел за ней…

На следующее утро они стояли на том же берегу.
- А хочешь, полетели со мной! – сказала Бабочка.
- Я не могу, - тихо ответил Гном. – Я нужен здесь.
- Здесь? – усмехнулась она и развела руки в стороны. – Кому???
- Не знаю. Точно не знаю. Но, нужен! Каждый обязательно кому-нибудь нужен! И ты нужна. Мне. Очень…
- Ах, брось… Ладно, давай, что-ли,  прощаться? Мне пора.
- Ты знаешь, - Гном взглянул ей в глаза. Большие. Красивые. Широко раскрытые, словно чуть удивленные… - Если тебе когда-нибудь, где-нибудь вдруг станет темно… Вот, возьми! – от протянул ей маленький фонарик. У меня больше ничего нет…
- Зачем? – девушка взяла фонарик за кольцо и повертела его перед собой, разглядывая. – Спасибо, конечно, - пожала она плечами. – Ну, ладно. Пока.
- Она поцеловала его в щеку и, кружась и высоко подпрыгивая, побежала по поляне. - Может, еще увидимся… - она обернулась, помахала ему рукой. Снова закружилась и, взвившись вверх, скоро исчезла из вида.
Гном поднял глаза к небу. Там, высоко, в голубой дали кружилась белая бабочка…

- Да… - задумчиво протянул Сказочник, поворошив тлеющие угли костра.
- И вот теперь, - продолжал гном свой рассказ, - когда я остался без фонарика, я стал действительно никому не нужен. Она была права…
Он поднялся и наклонившись, набрал полные ладони чаю из крышки-кастрюли и стал пить. – Теплый… И такой вкусный…
- … И вот теперь я изо всех сил стараюсь уснуть утром и спать весь день, но не как когда-то… А лишь для того, чтобы не видеть света, солнца, цветов и голубого неба. А по ночам сижу и представляю все это и думаю о том, как это прекрасно… И не могу удержаться от слез...
- А знаешь...  – тихо сказал  Сказочник, – Все будет хорошо, вот увидишь! А она… Она вернется! Обязательно вернется!
- Вы что, волшебник?
- Нет. Мой друг… Я, скорее, сказочник… А знаешь, чем отличаются сказочники от волшебников? Сказочник лишь придумывает сказку, а есть те, кто верят в нее, живут ей… И тогда происходят чудеса. Сказка становится явью… Вот они, эти люди, и есть настоящие волшебники..
- Что же это, выходит, волшебником может стать каждый?
- В общем, да. Но для этого нужно очень-очень верить в свою сказку, беречь её, дорожить ею, жить ради нее… А это далеко не всем под силу… Да, и немногие хотят… 
Гном задумался. Поджав колени к подбородку и обхвтив колени рука
- Знаешь, что я придумал? – окликнул его Сказочник. Он взял в руки флейту. -  Я подарю тебе песенку!
- И что я буду с ней делать? – удивился Гном.
- Ты будешь ее напевать, когда захочется. И тебе не будет так одиноко. И ОНА обязательно услышит ее, и прилетит…
- Здорово! – улыбнулся Гном.
- А еще… Еще я дам тебе совет. В той стране, откуда я пришел… Это далеко… Намного дальше твоей поляны...  Так вот, там живут люди. Такие же, как те заблудившиеся путники, которым ты помогал в своем лесу…  Только там их очень-очень много. И они зачастую даже сами не знают, что заблудились… Порой, даже не догадываются… Им тоже нужна помощь. И, мне кажется, им там очень не хватает тебя!
- А разве они могут заблудиться, если их много? Там, в твоей стране?
- Конечно, могут. Заблудиться ведь можно не только в лесу… Заблудиться можно где угодно… Иногда даже в самом себе…
- Спасибо! – воскликнул Гном. – Но, где же, где эта страна?
- Эта страна начинается там, где кончается твой лес. А люди… Люди живут везде. Я думаю, что ты сам поймешь где, когда и кому нужна твоя помощь!
- Спасибо! – еще раз поблагодарил Гном. У меня больше нет фонарика, зато теперь есть песенка и новый друг! Правда?
- Конечно, - улыбнулся Сказочник (а это был не просто сказочник, а  самый настоящий сказочник, но и волшебник, который не сочинял сказки, а просто в них верил. И помогал верить в них остальным вокруг).  – А теперь садись ко мне на ладонь и закрой глаза. Откроешь на счет «три»!
- Гном вскарабкался на широкую мозолистую ладонь и, устроившись поудобнее,  изо всех сил зажмурился.
- Раз… Два…

- Ля-ля-ля-ля. Ля-ля. Ля-ля-ля... - зазвучала песенка...

ПЕСНЯ ПРО ГНОМА
Музыка С.Лёвкин, слова О.Жуков

В чаще леса густой под зеленым листом
Жил трудяга смешной, добрый, маленький гном.
Под землею он днем самоцветы искал,
Свой фонарик в лесу по ночам зажигал.
Тот фонарик служил светлячкам маяком,
Гном со всеми дружил, каждый знал его дом,
В те спокойные дни дружбой счастлив был гном,
Расскажу вам, что с ним приключилось потом.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля

Как-то ранней весной за рекой голубой
Он увидел её и утратил покой,
Крылья бабочки той были так хороши,
Он пошел вслед за ней и сказал от души:
"Если, что хочешь возьми, всё, что есть у меня!
Мой фонарик мечты, радость каждого дня!"
Все отдал, а её ветром в даль унесло.
И в лесу как-то вдруг стало очень темно.
 
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля.

С той поры по земле бродит маленький гном,
Ищет счастье своё в шумном мире людском,
Он живёт средь людей и вам тоже знаком,
Очень грустный, смешной, добрый, маленький гном.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля-ля-ля-ля.

 И пока звучала эта песенка, Гном оказывался в большом, огромном городе.
Вот он на шумной вечерней улице, кругом огни, пирамиды домов, машины. Холодно, он ежится, озирается по сторонам...
Вот пожилая женщина неловко споткнулась и выронила из рук палочку на которую она опиралась. Гном поднял ее, и сидя на  воротнике пальто женщины вместе с ней перебрался через дорогу.
Вот маленькая девочка плачет возле угла одного из домов. Гном «ныряет» в темноту двора и видит возле песочницы забытую куклу. Вот девочка, прижимая куклу, уже подьегает к взволнованной маме, растерянно глядывающейся по сторонам. Радостные, они обнимаются, целюются... Плачут...
Вот в сквере он видит мужчину, прикорнувшего на скамейке. Гном из-зо всез сил теребит его, человек просыпается, непонимающе оглядыватся по сторонам, но поднимается и идет к одному из домов...

Предполагается добавление других аналогичных мини-сюжетов «пребывания Гнома в городе» (прим. АМ).

 Вот высоченный дом с множеством темных окон-квадратов. В одном горит свет. В окне силуэт. Двое, юноша и девушка. Они стоят рядом и молча смотрят друг другу в глаза, не решаясь двинуться с места. Гном сотрит на сих, сидя на шкафу в комнате, ловко подпригивает и гасит свет...
Теперь в доме все окна темные. В городе - ночь...
И песенка стихает.

Утро. Чуть тлеющие угли костра.
Сказочник молча смотрит на  розоватое небо.
- Три, - Вдруг громко произносит он и разжимает ладони.
Гном сидел на его ладони, поджав колени и обняв их руками. Задумчивый и серьезный, он тоже смотрел на просыпающийся рассвет.
- Да, - он поднял глаза на Сказочника. – Ты был прав. В твоей стране очень много заблудившихся людей и им тоже нужна помощь.
- Светает. Я пойду. Мне пора спать…
- Тебе незачем больше спать днем!
- Но… Как же?..
- Ты разве забыл? Во-первых, у тебя теперь есть песенка! А во-вторых, ты же знаешь, что еще очень и очень многим нужен!..
- Да, но…
- Тсс…  - Сказочник приложил палец к губам. – А в третьих, закрой-ка глаза и сноса сосчитай до трех! Давай вместе. Раз, два… Три!..

Они оказались на окутанной рассветом большой поляне. Сквозь щебетание давно проснувшихся птиц в воздухе слышалась уже хорошо знакомая всем мелодия.
- Смотри! – Сказочник показал Гному на раскрывающиеся повсюду с первыми солнечными лучами цветы, на поднявшуюся и влажную от росы, высокую сочную траву. На чистое голубое небо, с которого, медленно кружа к ним спускалась большая белая бабочка.

И вот уже сам Гном, соскочив с ладони Сказочника в траву, побежал раздвигая, что есть силы ее высоченные стебли громадные листья. Он бежал по поляне и с каждым шагом превращался в стройного красивого юношу, только ослепительно белая рубашка и остававшийся на его голове и «растущий»  вместе с ней пестрый берет выдавали в нем еще надавно такого печального сказочного гнома.
- Ты? – подбежал он к прелестной девушке, которая расправила плечи и скинула белые крылья… - Ты вернулась???
- Да, - девушка опустила глаза. – Прости меня. Я очень многое поняла. – Девушка кинулась юноше на шею. – Прости меня! Ты был прав! На свете нет ничего лучше этой поляны, этого леса, речки… Твоей поляны. Твоего леса и твоей речки… Мне нигде и никогда не было так хорошо, как здесь... С тобой… - добавила он, спустя мгновение.
- Нет, он приложил указательный палец к ее губам. - Не  так. НАШЕЙ поляны… Нашего леса… - поправил он ее. Побежали?
Он взял ее за руку и они помчались через поляну. И через лес и через луг. Туда, к речке.
Его пестрый берет соскочил с длинных вьющихся волос и упал на оставшиеся лежать тут же большие белые крылья…

А они уже бежали через луг, к речке… К искрящейся водной глади...
- А как же твой фонарик? – кричала она. Я принесла его тебе. Только он остался там, на поляне…
- Ничего, - смеялся он. – Он пригодится только ночью!!!
Сбрасывая на бегу одежду в прибрежную траву, они, все так же звонко смеясь, упали с прозрачную воду, подняв столбы брызг…

Наверху, на крутом косогоре сидел Сказочник. Рядом с ним стоял старинный фонарь с кованой ручкой-кольцом. Он шевельнул ручку, и она гулко цокнула в ответ.
Сказочник улыбнулся, надел свою фетровую шляпу и поднявшись, взглянул на речку.
Молодой человек и девушка веселились и плескались возле берега.
Он снова улыбнулся и натянув шляпу поглубже на глаза, закинул за спину мешок и пошел по пыльной тропинке к лесу.
- Ля-ля-ля-ля... Ля-ля... Ля-ля-ля... - неслось ему вслед, и разносилось повсюду, над лугом, над рекой, над лесом, над сказочной цветочной поляной и по бескрайнему голубому небу, в котором кружились тысячи больших белых бабочек.


2009 г.


Светлой памяти музыканта и композитора Сергея Левкина (1951-2006)


Рецензии