Авиаархеология или 64 года после войны...

Вспоминая прошлое, всегда вспоминаешь события, врезавшиеся в память, вспоминаешь старых друзей, горечь поражений и радость побед. Теперь в свои неполные 50 лет, я могу с большой долей здравого смысла оценить «вехи» международной археологии.

 Рассматривая современную историю - под давлением современности тяжело и всё это происходит из-за того, что она переписана N-ое количество раз. Этот рассказ будет о второй великой войне и археологии в разные времена после этой войны.
Я был всегда в той среде, которая изучала историю «изнутри», каждый раз пытаясь изучить её маленький период, вплоть до одного дня. Такова «работа» каждого из тех, кто пытается найти погибших солдат этой или другой войны.

Моя история началась в 1980 году, я будучи комсомольцем попал на военно-патриотическое мероприятие, посвященное перезахоронению советских воинов. Впервые у меня промелькнула мысль о поиске пропавших без вести солдат той войны. Я очень сильно загорелся этой идеей, начались изучения энциклопедий, фото и многого другого связанного со Второй Мировой.   В этот период я ушёл с головой в изучении истории, но мне всегда казалось, что во всех книжках была недосказанность в отношении той «другой стороны» находящийся по ту сторону фронта от нашей. Я наверное и остался бы «теоретиком» если бы не встретил в 1982 году «золотого человека» Юрия Смирнова, который уже не первый год на общественных началах занимался поиском и перезахоронением солдат Второй Мировой войны. Я стал «рядовым копарём» в группе «Поиск». Те годы вспоминаются теперь особенно - с теплом на душе, моими учителями были настоящие профессионалы занимающиеся поиском ещё с 70-хх годов. Все шло хорошо, пока в 1985 году страну не начало «лихорадить» внутренними проблемами и передрягами. Именно тогда из поисковых движений ушло очень много людей, я был среди них.

В 1990 году я перебрался в Германию, отчасти в поисках хорошей жизни и страха за будущее своих детей. Спустя несколько месяцев, уже железно «осев» в Германии, я начал заниматься старыми делами – массовой скупкой «западной» литературы по истории Второй Мировой войны. Я не смогу описать те чувства и передать свои мысли, посещавшие меня после прочтения многих книг, которые очень сильно противоречили «официальной» советской литературе, которую я читал с детства. Достаточно «начитавшись» я начал искать контакты с поисковиками здесь в Германии. Начав общаться, с разными «здешними» поисковиками я быстро понял, что  «поиск» здесь поставлен не лучше, чем у нас на Родине. Единственный плюс европейского поиска – это доступность к архивным данным и материалам, плюс бюрократическая сторона «поиска» тут немного проще. Начинать, что называется «с нуля» заниматься своим любимым делом было не просто, т.к. просто поехать «покопать» тут было нельзя. Я понял, что если я не вольюсь в какую-нибудь поисковую группу, то на деле можно ставить крест. Потратив около трех месяцев на знакомства и подробного изучения местной специфики поисковой работы, я случайно познакомился с человеком назвавшимся мне Бертом Хартманном, каково было моё удивление, когда я узнал, что мой собеседник дворянских кровей и что он давно занимается изучением авиации Второй Мировой войны. Это встреча оказалась значимой в моей жизни, т.к. мое увлечение повернулось на курс изучения авиации той войны, наверное немаловажную роль в этом сыграло детское желание быть летчиком и память о дедушке сражавшимся в те годы.

То, что гордо теперь именуется «авиархеологией» - тогда было лишь случайное нахождение обломков самолетов  и останков их экипажей, т.е. проще говоря «работы» в этом направлении не велись вообще, не считая послевоенную уборку нападавших на поверхность самолетов, не чём все и закончилось. В то время я с компанией друзей, любил собраться в баре и за кружечкой пива поспорить о войне в небе Второй Мировой. В один из таких прекрасных дней «на словах» была создана одна из первых групп авиархеологии, мы назвали себя «Феникс» - ассоциируя себя с неким «возрождением». А это время стало настоящей «эпохой возрождения», т.к. в это время создавались такие же негласные группы будущих профессионалов авиаархеологов. Я некогда не забуду свой первый самолет, хотя так назвать его не у всех повернется язык, тогда мы нашли только несколько крупных частей двигателя Bf-109. Прекрасно разбираясь в «железе» мы не разбирались в том, как можно узнать хотя бы принадлежность этого самолета к какому-нибудь подразделению Люфтваффе, не говоря уже летчике, который его пилотировал. Все «авиаархеологи» того времени, столкнулись с такой же проблемой. Как говориться, появилась проблема – нужно решать способ её разрешения. Тогда же что называется «впервые» появились первые группы исследователей авиации, называвшиеся «группы идентификации авиации». Забегая вперед могу сказать, что  они почти не сохранились до нынешнего времени, т.к. в большинстве своем «влились» в группы авиаархеологии, стали «независимыми» экспертами, писателями… Но самое интересное в этом всём то, что люди из этих групп идентификации – и стали настоящими первыми настоящими профессионалами своего дела, совместив тем самым сложную работу идентификации и «черновую» работу археологов.

Прошло уже около трёх лет с того момента, как я переехал в Германию, «поиск» самолетов принимал всё большие масштабы, причем основной фактор в этом стал как не прискорбно – «финансовым», в погоне за большими деньгами и контрактами с коллекционерами, без смысла – «без души». В это же время появилась международная группа поиска и идентификации под названием «L.W.A.G.» - она существует и сейчас, но уже с большим уклоном в «теорию». Все это упрощало работу по определению экипажей и самолетов. Время шло, а ряды нашей группы росли в геометрической прогрессией, всех тянула слава и солидные деньги. Всё это очень плохо влияло на работу группы, где прежний «энтузиазм» был заменен денежной выгодой. Это очень было надоело тем, кто работал не за деньги и из группы начали уходить её «отцы создатели», среди которых был и я.

Так для меня закончилась авиаархеология и я как и многие стал сторонним наблюдателем, следившим за новыми успехами и поражениями «своей» группы. Продолжалось это не долго, «Феникс» превратился в «пепел» - вернее его превратили в «пепел», те кто погнался за деньгами. Я думал, что этим и закончится история авиаархеологии в Европе, да и во всем мире. Я был приятно удивлен, узнав что «новое» поколение пришедшее в тот момент, когда группу начали покидать ее создатели, оказалось сильнее и лучше многих из нас. Как это не парадоксально, но в 1999 году моя группа авиархеологии «Феникс» в итоге просто распалась, дав миру отличных специалистов в области истории авиации. Но это был не конец, «Феникс» что называется «восстал» в лицах тех, кто остался верен традициям. Тем самым это «новое» поколение «восстало» виде многих разных групп, их названия известны теперь всему миру: «Северный ветер» - Кжел Соренсен, занимающейся поиском в Скандинавии и России; «Одиссей» - Димитриос Кастанис, занимаются поиском в Средиземноморье; «Черное сердце» - Михаэль Шаль, занимаются поиском в Европе и России;  «Восточный ветер» - Леонард Весс, занимаются поиском в Европе; «Сокол» - Михаэль Свейгаард, занимаются поиском в Скандинавии и Европе.

Со многим из них у меня утеряна связь, хотя я с большим удовольствием встретился со всеми из них и пожал бы им руку. У каждой из этих групп на счету огромное количество найденных летчиков и огромный опыт работ. Теперь, я могу с гордостью сказать, что наши «детские» увлечения в свое время, не прошли даром.

Послесловие…

За все существования групп авиаархеологии начиная с послевоенных лет по наши дни, в разных частях мира этими людьми было найдены, подняты и перезахоронены останки около 4000 экипажей самолетов погибших во время Второй Мировой войны.

Мы помним!


Рецензии