Репка. Кровавая жатва
Его лицо, искажённое мученической гримасой, было обращено к огороду,посереди которого,отсвечивая желтыми боками, чудовищная в своей нелепости и грузности возлегала Репа, словно бы бросая вызов скудному окружаюшему пейзажу,покосившейся избёнке, крытой взъерошеной, серой соломой,изломаным будто в страшном сне яблонькам и самому серому небу, роняющему жгучие слёзы уныния на раскисший глинозём Запустошенских Выселок..
- Мааыйка ака не дааааа!!!
Дедко обернулся и посмотрел на Внучку,выглядывающую из хлева, и показывающую дно пустого подойника.На её языке,языке обиженного умом подростка это значило - Марийка (корова) молока не дала !
"Тьфу ты господи, твоя воля!" подумал старик с тоской и ленясь тащиться по грязи в нужник, забарабанил струёй с крыльца, прямо по крыше Жукчкиной будки..
Взойдя обратно в избу, и шагнув через порог, Дедко вдруг высоко и неловко подпрыгнул, от истошного мява брызнувшей из под ног кошки, взлетевшей на печь и обиженно трясущей отдавленым хвостом.
- Твою мать!!!
- Захаровна, чтоб тебя !!! - вне себя от ярости и испуга заорал дед.
- Ох ти! Туточки я чяго орёшь то, животина то в чём виноватая?! Киса, Киса, подь суды, я вот те молочка..
- Молочка?!! вскинулся опять дед, Молочка гришь?! Гамна те на лопате не хошь? "Кормилица" то твоя, одно прозванье что корова а даёть как коза!
А сёдни и вовсе шиш !!!
- Подымай задницу,я в заготконторе обещал к завтрему репу сдать, тянуть надоть..
Старуха молча сгребла с лавки заплатаную телогрею, всунула ноги в опорки и замоталась в драный серокоричневый платок.
Мышь осторожно выглянула из подпечка услышав поднявшуюся, непонятную суету, в надежде в этой неразберихе стянуть кусочек макухи (жмыха) или огрызок драника. О сыре, она только слыхала, когда долгими зимними вечерами, под вой и неистовое шуршание вьюги, Бабка неспешно и монотонно пересказывала сказы Внучке, застывшей в тусклом свете лучины, с серебристой ниточкой слюны, тянущейся из угла рта куда то к полу, во мрак...
Распахнув дверь в сараюшку, подпирающую или скорей опёршуюся об избу,дед ничего не видя со свету в потёмках, однако уверенно протянув руку вправо,снял с гвоздя немудрёную сбруйку, смастерённую на досуге изо всякик ненужных ремков и обрывков старой лошадиной сбруи (эх помер Савраско то..).
- Жуча ! Жуча ! Иди сюда, старый ты друг!
Из будки вылезла, потянувшись и встряхнувшись, чёрнорыжая собачонка, непонятных статей и родословной, но более всего напоминающая гигантскую таксу, с ушами добермана. Собачонка посмотрела на Дедко с укоризной и не спеша потрюхала к нему..
..Еле выдирая ноги из размазни , в которую превратились перекопаные картофельные грядки, старик приближался к монстру, который подобно чудовищной свинье,зарывшейся по пояс, нагло попирал родную плоть земли-кормилицы..Обмотав вожжами ботву, отдельные черенки которой были толщиной в руку человека, дед накинул через плечё шлею, пришитую к вожжам толстой дратвой, вторую,точно такую же, но расположенную чуть далее протянул старухе, доковылявшей наконец то от избы.
- Ну старая, давай, с богом.. Р-р-р-азз!!
Вожжи натянулись и задрожжали, старик низко перевесился вперёд, выпучив глаза в усилии, на лбу надулась толстая раздвоенная жила..
Старуха, оскальзываясь. семенила ногами на одном месте, платок сбился, сухонькая рука вцепилась в ремень пересекающий грудь, в надежде дать измученым лёгким глоток сырого воздуха.. Всё было тщетно.
Наконец совершив последний,безрезультатный рывок , старик обессиленно опустился на колени. Впалая грудь его ходила ходуном, тонкие руки, покрытые старческими пятнами, с неожиданно мощными и широкими кистями, цвета навек въевшейся земли,дрожжали.
Прерывистым голосом, старик окликнул собаку:
- Жу-чка, Жучка..
Собака подошла, и участливо заглянув ему в глаза, попыталась облизать лицо,но старик отстранился.
- Без тебя никак.. грустно произнёс Дедко - Подмога твоя нужна..
Жучка шевельнула левым ухом, пару раз махнула толстым хвостом, и повернулась боком, словно приглашая старика надеть сбруйку.
Продев голову пса в промежуток между ремнями, он застегнул небольшую пряжку на груди и похлопал Жучку по боку:
- Давай чё ли, потрудися, во славу соцалистицкого ирода, тьфу, грехи наши тяжкие!!
Ты чё нясёш !!?- страшнным шепотом, округлив глаза и встревожено озираясь выдала старуха: - За Можай невтярпёж !? Старик не ответил, горько прищурившись..
- Не сдюжим, продолжила старуха уже нормальным голосом: - Внуку зови.
- Много с няё толку то?
- Зови ! неожиданно проявила твёрдость старуха, обычно не осмеливавшаяся перечить мужу, но тут то ли от усталости, то ли от какого то предчувствия недобро сжимавшего сердце, она решила не сдаваться.
- Ну.. дед немного растеряно пожал плечами и крикнул: Внуча ! Внученька ! Иди милая сюды ! Иди вот помоги нам с бабушкой репку вынуть, а я тебе завтре ситра в лавке куплю !
Внучка, высокая девочка, сутулая с покатыми плечами и явными признаками болезни Дауна на одутловатом лице, подошла с усилием вытягивая ноги из грязи. Остановившись, она с полминуты помолчала, глядя на Репу, а потом отрывисто произнесла в пространство:
- И паник!
- И пряник куплю, слааадкой! закивал обрадованно старик.
- Вишь ты все здеся, и бабушка и я и Жука вон помогат, мы ужо всем миром..
- Тут в голову больной вдруг пришла мысль,на миг оживившая обычно бессмысленые. круглые глазки.
- А охка ?
- Кошка!? дед зачесал в затылке рукой, поставленый перед новой проблемой.
Пока он соображал что ответить девочке, она неуклюже развернулась, и пошлёпала к хате. Дед, плюнув в сердцах под ноги, терпеливо ждал, не видя иного выхода.
Вскоре, Внучка вышла из избы, поправляя силно оттопыривавшуюся на груди, неопределённого цвета куртку, носившую в русских пределах название"болонья", подпоясаную широким флотским ремнём,оставшимся ей в наследство от непутёвого и лихого отца, дедова сына- морячка, сгинувшего на северах, то ли в поножовщине то ли сгоревшего от душевной русской болезни - водки.Пришел однажды утром в дедову хату, жёлтый казённый квиток с синим расплывшимся штемпелем, и не стало у деда сына а у внучки отца.
Из под куртки доносилось недовольное мяуканье, но на какие нибудь действия по освобождению кошка не решалась, зная вспыльчивый и мстительный характер младшей хозяйки.
- И охка ! произнесла она с восторженой и трогательной улыбкой, как по волшебству изменившей расплывшиеся черты лица идиотки.
- Ну ладноть, согласился дед: - И кошка нам поможет, давай ка детка, становися вот тута, и подталкивай, ты же у нас вон кака, сильная!
Девочка обошла Репу и упёршись плечем с противоположной стороны, по команде деда " Поехали" ! навалилась на упрямый овощ изо всех своих немалых сил.
Репа чуть заметно дрогнула, но осталась стоять.
Дед, бабка и Жучка тянули, а внучка толкала что есть сил, Репа шевелилась. показались первые корни, некоторые из них, самые тонкие начали обрываться.
В это время, мышь, обшарившая в отсутствии людей всю хату в поисках съестного, не нашедшая ровным счётом ничего и осатаневшая от голода, решила предпринять вылазку, и перебегая от укрытия к укрытию, мелькая среди сухой картофельной ботвы, приблизилась к месту действия.
Кошка, порядком задохнувшаяся за пазухой, придавливаемая всей массой тела к каменному боку Репы, с трудом высунула морду из отворота куртки и попыталась вздохнуть. Вдруг, острый взгляд её упал на метнувшуюся, серую тень и события понеслись вскачь..
Следуя охотничьему инстинкту, мигом выплеснувшему в кровь хищника огромную дозу адреналина,кошка бешено рванулась всем телом, вонзив кривые иглы когтей в тело несчастной.
От невыносимой боли, пронзившей тело до самых глубин, девочка дико вскрикнула и мгновенным усилием вытолкнула Репу прямо на тянущих родных ей существ. Ни дед ни бабка не успели издать ни звука, подмятые невыносимой тяжестью, лишь Жучка, хрипела и тяжело ворочала враз налившимися кровью глазами, не в силах пошевелиться, с переломаным в трёх местах хребтом. Репа, подмяв под себя несчастных, равнодушно покатилась далее с пригорка,расшвыривая ошмётки рыжей грязи, кое где окрашеной ярко алой, на фоне серого дня, кровью.
Походя снеся гнилой заплот, Репа гулко вдарила в стеныу хаты. Хата содрогнувшись до основания, медленно,начала клониться вбок, истошно скрипя всеми своими сочленениями, и наконец грянулась о землю, подняв целую тучу пыли и сенной трухи, и лишь печь, закопченая как тело грешника в аду, осталась стоять часовым на могиле разбитых судеб..
Когда вдребезги раздолбаный "уазик" с участковым и председателем, с трудом взобрался на пригорок и остановился возле того, что ещё так недавно было домом, приехавшие увидели дурочку, в оцепенении стоявшую на коленях возле останков тех единственных людей, которым до неё было хоть какое то дело, и с недоумением вглядывающуюся в лицо бабки, почти не пострадавшее, с одной лишь кровавой слезой, прочертившей извилистую борозду среди морщин старческой щеки..
- Ну чего, Савельич, будем бедолагу в приют определять, я полагаю ? - обратился участковый к председателю, брыластому,восьмипудовому детине, выпивающему на завтрак пару десятков сырых яиц, и однажды, на спор, задушившему голыми руками годовалого подсвинка.
- Да уж куда ещё то Вить, с досадой откликнулся председатель, сильно расстраивающийся по поводу ч.п.. когда до пенсии осталось три месяца!
Участковый подошел к девочке, стараясь не наступить в мокрое, и тронул её за плечо:
- Вставай ка милая, да пойдём, неча тебе тут, мёртвые они..
Внучка тряхнула головой, и стала подниматься, опираясь о протянутую руку милиционера. Когда он повёл её к машине, она безучастно переставляла ноги,и лишь перед тем как кануть в прокуреную тьму нутра "уазика", уперлась, силясь оглянутся через плечо, и вдруг издала низкий, протяжный, нечеловеческий стон-вой, сыпанувший ледяными мурашками по дублёному загривку председателя, защемивший сердце участкового, заставивший отозваться заполошным лаем поселковых собак и исторгнувший в закатное небо, стаю оглушительно галдящих галок, взвившихся над липовым парком, старой помещичьей усадьбы.
Последний,случайный луч, на миг прорвавшийся сквозь серую хмарь, блеснул и погас, солнце умерло, и рухнув, покатилось багровой репой куда то во тьму...
октябрь - ноябрь 2009. Питер.
Свидетельство о публикации №209111400159
Эх умеете вы писатели из культурной столицы Эффектоно завершить..
В целом произведение впечатлило свим реализмом событий глубиной образов и чувством необыкновенного, грустного юмора, присущего человеку бывалому.
Василий Лыков 01.09.2011 14:40 Заявить о нарушении