Крестный отец истории
Цицерон, конечно, не без основания назвал Геродота «отцом истории».
Ну, а отец такой серъёзной дисциплины как история, просто не может не быть "крестным".
"...царь послал вестников по всем городам и велел объявить, что обещает вору полную безнаказанность и даже великую награду, если тот явится перед его очи. А ВОР ПОВЕРИЛ И ЯВИЛСЯ К ЦАРЮ. Рампсинит же пришел в восхищение [от вора] и отдал за него замуж свою дочь, как за умнейшего человека на свете" Геродот. История. Книга 2 :122.
По-русски это называется "вор в законе".
"Более того, смотрим подробнейшую карту мира по Геродоту, приложенную к берлинскому изданию Геродота 1964 г. и воспроизведенную (в виде вкладки) в Геродот. История. М.: Наука, 1972. На этой карте отмечены все, даже мелкие города и поселения, упомянутые в книгах Геродота. Но ни КРЕСТОНЕИ, ни КРЕСТОНЫ, ни город Крестон, ни область Крестония, ни область Кроссея не отмечены на этой карте. Составители карты предпочли почему-то умолчать обо всех этих племенах и областях!"
Почему "почему-то"? Отец истории сам прибегал к умолчаниям, правда, специально оговариваясь при этом; например:
"О том, почему в другие праздники они пренебрегают свиньями, а в этот приносят их в жертву, у египтян существует сказание. Я знаю это сказание, НО не считаю благопристойным его рассказывать";
"Учение это заимствовали некоторые эллины, как в древнее время, так и недавно. Я знаю их имена, НО не называю";
" Это, однако, неверно: ведь эти кропильницы – посвятительный дар Креза. Надпись же на ней вырезал какой-то дельфиец, желая угодить лакедемонянам. Я знаю имя этого человека, НО не хочу называть"...
Однако, кроме умолчаний о "крестоносцах", История Геродота предлагает четыре рассказа о функциональном, так сказать, применении как персами, так и эллинами креста, а именно:
"Сатасп оскорбил насилием девушку, дочь Зопира, Мегабизова сына. Царь Ксеркс хотел распять его за это на кресте" 4:43;
"Артафрен, правитель Сард, и Гарпаг, захвативший его (Гистиея) в плен, велели привезти его в Сарды [и казнить]. Там тело Гистиея распяли на кресте, а голову, набальзамировав, отослали в Сусы к царю Дарию" 6:30;
"На Херсонесе (что на Геллеспонте) между городами Сестом и Мадитом находится скалистый выступ против Абидоса. Это то самое место, где незадолго до этого афиняне под начальством стратега Ксантиппа, сына Арифрона, захватили перса Артаикта, сатрапа Сеста, и живым распяли на кресте, того самого перса, который велел согнать женщин в святилище Протесилая в Элеунте и там поступил с ними нечестиво" 7:33;
"Начальником этих варварских кораблей был Сандок, сын Фамасия, правитель Кимы в Эолиде. Это был тот самый Сандок, которого прежде царь Дарий велел распять на кресте вот по какой причине. Он был одним из царских судей и за деньги вынес несправедливый приговор. Когда Сандок уже висел на кресте, Дарий одумался, решив, что заслуги [несчастного] перед царским домом превышают его вину. Придя к такому заключению, царь решил, что поступил слишком поспешно и потому неблагоразумно, и велел отпустить несчастного. Так-то Сандок избежал гибели при царе Дарии, а вторично, когда он подплыл к эллинам, это ему уже не удалось" 7:194.
Свидетельство о публикации №209111501205