Про Яшу. Мамины сказки

Мамины сказки. История малого еврейского бизнеса.

      -Яша, ты, конечно, знаешь, что в народе бытует мнение, что мы одна из самых предприимчивых наций. Деньги, золото якобы так и идут к нам в руки. И каждое столетие ознаменовывается новой звездой еврейского бизнеса: Ротшильды, Рокфеллеры, Соня Рикель, Абрамович, Лужков с супругой.
     -Мама, постойте, причем здесь Лужков? Он же вроде русский?
     -Яша, в брюки к нему я не заглядывала, но бизнес он ведет по-нашему. Яша, и перестань меня перебивать! Я постоянно теряю мысль! Так вот, речь сегодня пойдет совсем о другом, об исторических и тематических особенностях еврейского малого бизнеса.
     -Мама, вы так круто завернули. Может мне вас конспектировать?
     -Яша, замри и слушай.
   В XII—XIII веках польские короли стали активно покровительствовать развитию ремесел и торговли, чем вызвали массовое переселение евреев в Польшу из Германии и других стран Европы.
     -Мама, а откуда евреи взялись в Европе?
     -Яша, это не по теме лекции. Прекрати встревать! В XVI—XVII вв. в еврейских общинах Европы экономическая самостоятельность становится важнейшим критерием социальной значимости человека. К моменту вхождения большей части Польши в состав Российской империи, её еврейское население почти повсеместно было гешефтмахерами. Предпринимательская удачливость и стабильное материальное положение стали причиной гордого и независимого поведения польских евреев. Кстати, твои предки, по моей линии, Тарнопольские - родом из Кракова. А в Витебск они перебрались только в конце ХIX века.
   Итак, заносчивость и независимость польских коммерсантов очень сильно испугали Екатерину II и ее сановников, создавших для носителей иудейских традиций так называемую «черту оседлости». Однако, со временем, российские власти постепенно стали разрешать выход из черты оседлости еврейским ремесленникам, необходимым для развития ремесла в русских губерниях. Кстати, на рубеже ХIX—XX веков 35,4% евреев черты оседлости были заняты в ремесленном производстве, сбывая свой товар на местных ярмарках, как говорится, не отходя от кассы.
     -Мама, это какая-то лажа. Что же, по-вашему, евреи плели корзинки, лепили горшки, строгали табуреты? Ну, я еще могу представить себе еврея сапожника или портного. Но бондаря?
     -Яша, цыц! Не рви нить повествования. Конечно, основой местечкового бизнеса было торговое посредничество. Им занималось около 51,7% от общего числа евреев черты оседлости. Всего же из всех торговцев России – более трети были евреями. Жесткая конкуренция из-за невозможности выйти за черту оседлости сдерживала развитие ремесла и торговли. Как результат: большинство еврейских предпринимателей были относительно небогатыми людьми. Но малый бизнес был единственной возможностью зарабатывать на жизнь.               
Особенно активно включились евреи в хлебную торговлю, и скоро всю торговлю хлебом в черте оседлости вели только они. Практически в каждой отрасли черты оседлости были еврейские предприятия — от карликовых до огромных фабрик и заводов. Если в мукомольном деле, мыловарении и маслобойном производстве предприятия были маленькими, то в других отраслях евреи владели большими производствами.
   Евреи-коммерсанты не заканчивали коммерческих школ, не пользовались льготными ссудами и кредитами от государства. Каналом для постоянного воссоздания еврейского малого бизнеса стало семейное воспитание, передача профессиональных навыков по наследству. Другим элементом воспитания было традиционное религиозное образование.
     -Мама, посмотрите. Из ваших слов получается: 35,4% ремесленники +  51,7% менялы и торговые посредники = 87,1 %. А где были остальные 13% евреев?
     -Сынок, может быть они, как твой дедушка Моисей были революционерами и подпольщиками?
     -Мама, постойте, а куда подевались - врачи, адвокаты, музыканты, художники, писатели, наконец?
     -Яша, кому я битый час все это рассказывала? Я тебе толкую о евреях за чертой оседлости, а ты мне о «выкрестах», которые, приняв православную веру, прекрасно существовали в обеих столицах и в других крупных городах Российской Империи.
   Так, прекрати болтовню. С историей отечественного еврейского бизнеса мы разобрались. Пора перейти к западным странам.
   Евреи Пиренейского полуострова оказались такими же жертвами Реконкисты XV века, что и арабы. Часть из них оказалась в числе вынужденных мигрантов Османской империи и стран Магриба, другая часть переехала на территорию Фландрии (нынешней Бельгии) и Нидерландов. Они принесли сюда традиционное еврейское мастерство — навыки обработки драгоценных камней. Прошло всего пара десятков лет, и Антверпен превратился в крупнейший центр алмазной промышленности в Европе.
   Значительная ее часть состояла из небольших предприятий по огранке драгоценных камней. На одном из таких предприятий работал знаменитый философ Барух Спиноза, испортивший свое здоровье, обрабатывая алмазы кислотой.
     -Да, Спинозу мне всегда было жалко.
     -Сынок, торговля и обработка драгоценных камней (алмазов, жемчуга и других) были традиционным занятием евреев в эпоху Средневековья. Они участвовали в создании предприятий по торговле алмазами в Индии и Бразилии, в разведывании алмазных ресурсов Южной Африки, в основании Лондонской алмазной биржи.
   В Израиле основы алмазообрабатывающей промышленности были заложены до начала 2-й мировой войны еврейскими репатриантами из Бельгии и Голландии, обладавшими необходимыми техническими знаниями и коммерческими связями. Во время фашисткой оккупации Бельгии и Голландии, Палестина вытеснила эти страны с рынка, превратившись в мировой центр обработки алмазов. Небольшие еврейские предприятия получали необработанные алмазы от синдиката «Де Бирс» и сбывали свою продукцию в США, давая работу массе еврейских ювелирных магазинов.
   Послевоенное восстановление алмазообрабатывающей промышленности в Бельгии и Голландии и военные действия в Палестине привели к возвращению синдикатом «Де Бирс» основной массы сырья в эти страны и резкому сокращению израильской алмазной торговли и промышленности.
Однако, в начале 1960-х гг. Израилю удалось занять второе место в мире после Бельгии по обработке алмазов. Алмазная торговля Израиля составляет от четверти до трети всей мировой торговли алмазами. Количество шлифовальщиков, занятых в алмазной промышленности Израиля, пропорционально этим данным.
   В Израиле имеется около 400 шлифовальных предприятий. На шести крупных предприятиях работает более 100 человек в каждом. На 75 предприятиях занято более 30 человек в каждом, а на остальных в среднем около восьми рабочих. Таким образом, большая часть алмазной промышленности Израиля по-прежнему относится к малому бизнесу.
   Более половины предприятий сконцентрировано в районе Тель-Авива, где также имеется алмазная биржа, около четверти — в районе Нетании, а остальные — в Иерусалиме и некоторых других районах страны.
   Вот так, Яша, бизнес – малый, а деньги – огромные.
     -Мама, из вашей информации я извлек главное - слава Богу, я стал врачом!
     -Яша, в тебе никогда не было коммерческой жилки. Достойный сын своего отца, полного профана в вопросах купли - продажи. Светлая ему память.
   Мама, захлюпала носом и пошла к себе в комнату, вспоминать любимого супруга. Ну, а я, собираться на работу. У меня сегодня ночное дежурство.  Май 2008.


Рецензии
мой дедушка , светлой памяти, был бондарем в еврейской колонии. А потом - председателем реввоенкома.
ОБОЖАЮ !!! (Дедушку тоже )

София Павлова   09.02.2010 00:17     Заявить о нарушении