Обошлись без Путина

Наверное, это не публицистика, а скорее, взгляд на событие изнутри по горячим следам, причём взгляд женский. Сразу приношу извинения тем, кто будет это читать, за некоторый сумбур и возможные неточности. Напряжение, знаете ли, не покидает до сих пор.



16.11.09 в Ульяновске ожидалось прибытие ВВП для торжественного открытия моста через Волгу. Этого события (в смысле, открытия моста) все жители города ждали более двадцати лет. Но не сложилось. Мост пришлось открыть на несколько дней раньше под аккомпанемент совсем не праздничного «фейерверка». Взорвался «Арсенал» - склад боеприпасов ВМФ, до сих пор находящийся НА ТЕРРИТОРИИ города.

Ульяновск расположен на обоих берегах Волги, поэтому Правобережье довольствовалось ролью наблюдателя, а вот нам, жителям левого берега, который делится на три района – Верхняя терраса, Нижняя терраса и район Авиастроителей – пришлось принять невольное участие в том, что стало происходить буквально на наших глазах.

Взрывы сотрясали воздух почти каждую минуту, клубы чёрного дыма заволокли небо, и на этом фоне вспыхнуло зарево пожара какого-то совершенно неестественного яркого цвета – то ли малинового, то ли ярко-розового – как будто это не огонь горел, а плазма!

Сначала мы просто не знали, что происходит: могла взорваться бензоколонка или газопровод – в той части района есть всё – но интенсивность зарева, поднявшегося выше десятиэтажного дома, заставила усомниться в этом, ведь в той стороне находился «Арсенал», и в непосредственной близости от него обычные улицы, где проживали наши родные и знакомые!

После нескольких звонков  догадки подтвердились: взорвался склад с боеприпасами, подготовленными к утилизации. В общей сложности склад имеет протяжённость около трёх километров, поэтому можете себе представить, наше состояние, когда мы подумали, что начнётся, если с пожаром не смогут справиться! От нас и мокрого места бы не осталось! Ведь нашу Верхнюю террасу можно пересечь менее чем за час, если двигаться спортивным шагом; а если к этому добавить, что в нескольких километрах от «Арсенала» находится ещё и химсклад с запасом химического оружия в контейнерах, которые, говорят, давно пришли в негодность, то… весёлого совсем мало.

Конечно, мы старались сохранять спокойствие, насколько это было возможно, но когда от очередного взрыва наш девятиэтажный дом ЗАШАТАЛСЯ и мне показалось, что с потолка что-то посыпалось, я, двое моих детей,  свекровь и мой ученик, с которым мы ещё пытались продолжить занятие, эвакуировались мгновенно, буквально за две минуты, прихватив с собой деньги и документы, хотя прежде в подобные ситуации нам попадать, слава Богу, не удавалось! Похоже, человек умеет действовать здраво, особо не утруждая себя размышлением…

Спустившись вниз по хрустевшим под ногами осколкам (в подъезде вылетели все стёкла) после третьего взрыва, мы влились в возбуждённую толпу. Многие жители вышли на улицу и стояли около своих подъездов. Мы, вспомнив уроки ОБЖ, отошли подальше от домов, чтобы не попасть под продолжающие вылетать стёкла. Витрины двух супермаркетов, один из которых ещё не успел  открыться, были разрушены.

Сотовая связь была парализована: то ли из-за того, что десятки тысяч человек пытались прояснить ситуацию, то ли из-за взрывных волн. Около часа мы были на улице, пытаясь принять какое-то решение и просто представить себе картину происходящего из обрывочных сведений. Полностью это удалось сделать через несколько часов. Вот эти обрывки.

Жилые улицы в районе «Арсенала» просто перестали существовать – дома были сметены взрывными волнами. В уцелевших выбиты стёкла, двери, снесены крыши, пошатнулись стены.
На улицах Димитрова и Гоголя, расположенных через дорогу и в небольшом отдалении от эпицентра, выбиты стёкла вместе с рамами и балконные двери. Сразу же появились мародёры: молодёжь, желавшая легко поживиться, начала подбирать наиболее уцелевшие пластиковые рамы, были попытки пробраться в квартиры на первом этаже. Во избежание этого дом № 10 по улице Димитрова был оцеплен милицией.

На улице Жуковского, где находится старый фонд – двухэтажные «сталинки», повыбивало окна, сорвало шифер с крыш, повреждены дымоходы.
А ведь там были не только жилые дома, но ещё и садики! Взрывы начались в районе 16-16.30 часов! Дети были ещё в своём дошкольном учреждении без мам и пап!
Крайне перепуганная мама с ребёнком, которую мои друзья подобрали и довезли до дома, сказала, что дети все очень напуганы и плачут, что в детском саду с потолка посыпался песок, всё дрожало и вылетели окна.

Школа, где я работаю и где учатся мои дети, не начнёт функционировать в понедельник, потому что половина стёкол в классах разбито, а в актовом и спортивном зале – выбито всё. Перекошены двери, а между одним из кабинетов и книгохранилищем теперь щель шириной в ладонь – разошлись стеновые блоки или как  их там называют! А школа находится  на противоположном конце района, между прочим,  чуть ли не в десяти километрах от взрывов, закрыта со всех сторон высотными домами!

На следующий день узнали, что всего пострадало 9 школ.
В тот же вечер мне позвонила подруга (с трудом, сказала, что не менее двадцати раз набирала номер) и предложила добраться до них и там заночевать: они живут в Новом городе (так в быту мы зовём район Авиастроителей),  значительно дальше от «Арсенала», чем мы, тем более что перекрыли дорогу   и из Нового города на Верхнюю террасу  никого не выпускают!

Решив пойти к ним пешком, мы вернулись домой, чтобы забрать кошку, причём сын был так напуган, что в квартиру не поднялся; он же сказал нам на полном серьёзе: «Я не хочу, чтобы была война»,- мальчику десять лет и он читает книги только о Великой Отечественной войне.

Служба такси на звонки не отвечала, маршрутки, в которых люди, казалось, сидели друг у друга на голове, мчались мимо, и мы пошли пешком, но удача улыбнулась в виде троллейбуса. Такого количества людей этот древний вид транспорта не принимал в себя уже очень давно!

Со скрипом мы всё же добрались до друзей и отправились на поиски воды, потому что пока мы бродили по улицам, прервалось водоснабжение.
Времени было уже около семи, но почти все супермаркеты закрылись, видимо, из соображений безопасности, - где-то вылетели витрины, где-то не хотели, чтобы пострадали случайно оказавшиеся рядом с витринами люди. Там же, куда мы ещё умудрились попасть, воды не было никакой – ни пятилитровых бутылей, ни двух и полуторалитровых, лишь штук пять по триста грамм – те, что для маленьких детей. Мы собрали все. Хлеба не было вовсе, взяли последнюю связку баранок. В другом магазине купили булку. Тоже последнюю.

Что удивительно: в магазинах не было никакой паники! Абсолютно спокойные, вежливые люди уступали друг другу место, терпеливо выстаивали длиннющую очередь в кассу, и не было никаких криков с просьбой посадить ещё кассира, что в обычные дни – правило!

Но даже тут, в достаточном отдалении, земля под ногами содрогалась от взрывов.
 Подруга рассказала, что они с мужем поехали посмотреть, что творится у «Арсенала» - насколько удалось приблизиться.  Немыслимо! На остановке стояли люди,  за их спинами горело, летали ракеты, а они лишь оглядывались назад – и продолжали ждать транспорт! Хотя находиться там было невозможно – закладывало перепонки. Земля дрожала так, что приходилось прикладывать усилия, чтоб удержаться на ногах.

Старый мост сразу перекрыли, движение остановилось – дорога, по которой идут автобусы, проходит аккурат между химскладом и дальше – «Арсеналом». С правобережья добраться до нас стало невозможно, а жители Нижней террасы оказались вообще в каменном мешке: им тоже перекрыли все пути и велели готовиться к эвакуации, поскольку возникла опасность повреждения дамбы и весь район был бы затоплен. Жители Нижней террасы оставались без информации долгое время,  сначала они вообще были уверены, что это взорвался химсклад; многие пошли домой, на Верхнюю террасу, пешком – а это путь очень неблизкий.

Информации о том, что реально произошло, практически нет. Может, это и правильно, ведь нет информации – нет паники, но всё же хочется знать, что в действительности случилось. Версию о диверсии  власти отмели сразу -  а кому охота иметь в городе теракт! Списывают всё на небрежность работников, на пренебрежение мерами безопасности: курили на рабочем месте. Или на неисправность проводки, что опять-таки мера безопасности.

Количество погибших в официальных источниках варьируется от двух до четырёх, без вести пропало – 35, госпитализировано около тридцати. Но медсёстры ЦГКБ, которая расположена от нас в десяти минутах ходьбы, в частной беседе говорили о 300 пострадавших, в основном мирных жителях, раненных осколками стёкол.

В доме моей мамы вылетевшим стеклом пробило голову пожилой женщине, но скорая помощь так и не приехала, по крайней мере, в течение часа её точно не было – они все находились в районе "Арсенала"– так что своими силами пришлось обрабатывать довольно глубокую рану.

Постепенно взрывы становились всё реже, и около шести утра воцарилась напряжённая тишина – поспать, наверное, никому толком и не удалось.
Жизнь в городе продолжается! Как говорится, война войной, а обед по расписанию! К сыну в девять утра приехал педагог по баяну, который живёт на Нижней террасе, и рассказал всё о том же – о выбитых стёклах, об отсутствии нормальной информации, о том, как люди пешком уходили домой.

Сарафанное радио посоветовало пить вино и молоко и не выходить на всякий случай из дому – в целях профилактики. Хоть по телевизору нас убеждают, что никакой химической угрозы нет, люди думают иначе. Своими силами убирали из подъездов стёкла и затягивали окна плёнкой, чтобы было потеплее.

На улицах всюду под ногами хрустят осколки стекла и видны следы разрушений – страшно! А что же тогда творилось в Грозном?! Не дай Бог испытать такое никогда!

В напряжённом ожидании прошёл весь день, ведь пожар локализован, но очаги тления полностью не устранены, и вечером раздалось ещё два приглушённых взрыва, от которых вновь бросило в жар – неужели снова?! Но нет, больше не было ничего.
Новый мост открыт, школы силами учителей избавлены от осколков, витрины магазинов и аптек потихоньку обновляются. Нет взрывов и чёрного дыма. Но чего ждать от будущего?

Шойгу, кстати, к нам не приехал.


Р.S. Сегодня около двух часов дня был ещё один взрыв; говорят, утилизуют устаревшие боеприпасы.


Рецензии
Добросовестно и без лишних эмоций Вы исполнили свой гражданский долг,проинформировав о случившемся общественность.Жму Вашу руку,вернее,целую ее.Россия не пропадет с такими женщинами.

Леонид Силаев   16.11.2009 22:40     Заявить о нарушении
Признательна Вам, Леонид, за искренний отзыв! Спасибо за добрые слова!

Светлана Любимая   18.11.2009 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.