Артефакт

Artifact:(1) (любой) продукт, сделанный человеком; ( любой ) предмет, отличающийся от природного объекта 2) артефакты, памятники материальной культуры, остатки материальной культуры древнего человека

Вчера довелось мне переводить местное светило в области археологии – профессора Самахова. Мужик нашел того самого Золотого Человека, выставленного в местном музее на всеобщее обозрение и должного свидетельствовать высокий уровень цивилизации древних казахов, сама история которых без данного доказательства оставалась весьма блеклой, отнюдь не величественной и неубедительной. Этот Гольдман, ранее упомянутый уже в одном из моих рассказов, был неожиданно отрыт местными археологами в период правления в области Акима Тасмагамбетова, известного своим историческим образованием и жаждавшего прославить Атырау, а заодно и себя самого в связи с серьезными амбициями относительно своей миссии. Впрочем, именно благодаря этим амбициям блистательно проведенная кампания по благоустройству центральной части города на деньги все того же ТШО, в результате чего были ликвидированы помойки, побелены фасады и крыши старых домов довоенной постройки покрыты металлочерепицей, а окна, местами еще затянутые рыбьим пузырем и целлофаном, заменены на стеклопакеты, в итоге увенчалась переездом Акима в Центр, поближе к Самому. А недавно Имангали пересел в кресло премьера и еще более стал похож на отрытого им персонажа античной истории.

Случилось так, что наша начальница сосватала меня переводить женам экспатов, скучающим в американской деревушке Достык, профессора археологии, которому приписывается замечательное и столь своевременное открытие Золотого Человека.

Предварительное общение с аудиторией началось с того, что к нам подкрался американец пенсионного возраста с лицом сельского учителя, коих во множестве привозят сюда поднимать целину, т.е. пестовать молодой суверенный Казахстан. Эдакий трясунок из Кентукки. Он принес три деревянные копии языческих идолов - маленькие фигурки человекообразных существ размером и по форме напоминающие эрегированный мужской детородный орган, что впрочем является обычным делом, учитывая извечную тягу тюркских народов к фаллическим символам. Я давно заметил, что даже у современных казахов этот культ проявляется даже в повседневном пофаллическом отношении к работе. Так вот старикашка-американ тряс этими самыми идолами и стал пытать нашего ученого хитрыми вопросами, то ли намереваясь показать свою осведомленность в вопросах археологии, то ли испытывая казахского профессора "на вшивость". Но не на того напал. Услышав четкие, отточенно лаконичные ответы местного маститого ученого, я даже испытал гордость за всех ученых суверенного Казахстана. Посудите сами.

На первый вопрос, где на территории Казахстана были найдены такие античные божки, товарищ Самахов без тени колебания ответил - везде, отчего брови американского учителя взлетели поверх очков и там оставались на протяжении всего дальнейшего ученого разговора.

Второй вопрос требовал квалифицированной справки о назначении и смысле этих идолов. Наш ученый разразился длинной тирадой, повествуя о поминальном характере этих артефактов. В его научном объяснении этого и других явлений истории меня поразило, насколько глубоко казахский профессор овладел блестящим искусством диалектического анализа, позволявшего ему трактовать одни и те же явления в диаметрально противоположном смысле, допуская при этом справедливость обоих толкований. Так, в одном случае он заявил, что изображение идолов могло копировать погребенных, их черты лица и т.д., но тут же поспешил оговориться, что существует другая точка зрения, предполагающая, что идолы изображали врагов усопшего. Подобная диалектическая гибкость настолько понравилась мне, что при следующем вопросе старого кентукского скаута про смысловое назначение предметов, находившихся в руках у божков, я решил поддержать товарища ученого и позволил себе смелую трактовку этих артефактов уже от себя, чем безусловно "срезал" нападавшего. По поводу серповидного кинжала в руке одного идола я заявил, что совершенно очевидно это и было орудие убийства. Второй божок держал в руке нечто, что американец интерпретировал как книгу. Ученый отверг это предположение, как неуместное и со всей очевидностью свидетельствующее полную некомпетентность американца в вопросах истории и культуры Средней Азии. В итоге было заявлено, что то, что показалось американцу книгой на самом деле является... не книгой. Ответ был настолько исчерпывающим и блистательным по глубине знания, что поверг шевроида в шок. И чтобы окончательно утвердить превосходство советской и казахстанской науки археологии над невежеством янки, я решил забить последний гвоздь в этот гроб и на уже робкий вопрос американца по поводу предмета наподобие чашки в руках последнего идола заявил, почти смеясь ему в лицо, что этот последний урод был еще одним злодеем, который "подсадил на стакан" покойного перед совершением злодейского убийства. И вообще представил всю эту трагическую историю как очевидную "бытовуху" с трагическим концом. После такого научного объяснения, воспринятого американцем как профессионально точный перевод слов профессора, престарелого бойскаута сдуло от нас, и он затерялся в толпе скучающих жен. Мы вышли на сцену, и началось…

Заслуженный диггер был нуден до зубной боли. Американские дети просто встали и ушли после того, как он полчаса рассказывал об ожесточенном научном споре, где аксакалы-маразматики тщетно стараются решить, какой из сараев был столицей местного отделения Золотой Орды - Сарай Берке или Сарай Бату. Наш же мудрец нашел замечательный научный компромисс, предположив, что это лишь разные варианты названия одного аула. Далее из сказанного я понял, что достоверно неизвестно, кто же разрушил Сарайчик - возможно накурившиеся зелья калмыки, а может пьяные казаки, но свою лепту в это, безусловно, не мог не внести проходивший походом где-то мимо Тамерлан. Однако еще более меня удивила приведенная седым толкователем истории совершенно неожиданная параллель, от которой лица скучающих американских жен внезапно окаменели. Дед, очевидно "зайдя с бубей", перепутал аудиторию и, потеряв ориентацию во времени и пространстве, заявил, что вероятнее всего Сарайчик разрушился сам по себе, как опустели и вымерли сотни населенных пунктов в Казахстане, в глубинке после развала Союза и распада экономических связей. Данный пассаж явно выпадал из нынешнего политического контекста и шел вразрез с официальной линией Астаны на полное и бесповоротное отречение от советского периода истории Казахстана. Но потом, снова не понимая совершеннейшего авантюризма своих умозаключений, наш Гомер вдруг пропел дифирамбы премьеру Тасмагамбетову и выразил надежду, что Атырау примет историческую эстафету от Сарайчика и воспрянет из вековой грязи и помойки, превратившись в итоге в столицу независимого Казахстана. Я невольно хотел вскрикнуть при этом:" Да что там Казахстана - нового Кувейта, которым вот-вот он должен стать." И еще добавил бы про вожделенный golden shower из нефтедолларов, чем уж точно совсем развеселил бы бедных американских теток. К слову сказать, блаженные казахи, обращающие в экстазе свои взоры к небу в ожидании манны небесной, должной произойти от несметных нефтяных запасов, даже не представляют глубины культурной пропасти, которая разделяет их с американами при обращении к данному образу золотого дождя. Мне часто приходилось в разной аудитории переводить фантазии местных патриотов на тему этого самого золотого дождя, при этом я намеренно давал дословный перевод данного словосочетания, как это принято у нас - апостолов технического перевода в ТШО, сидящих в TCO Translation Center. Меж тем, на просвещенном Западе понятие golden shower давно уже имеет постоянную прописку на порносайтах и обозначает не что иное, как коллективную эякуляцию на счастливое лицо дамы, удовлетворившей до этого все мыслимые и немыслимые сексуальные фантазии данного мужского коллектива.   


Из всей лекции три эпизода особо привлекли мое внимание и, безусловно, свидетельствовали о высочайшей научной квалификации ученого археолога.
Во-первых, товарищ Самахов посчитал излишним принести и использовать какой-либо наглядный материал, как то карты, графики, фотографии артефактов и прочее, чем обычно грешат шевроиды, таким образом очевидно выразив свою тонкую оценку степени подготовленности аудитории.
Во-вторых, мое первоначальное глубокое впечатление о необыкновенной гибкости ученого ума профессора - блестящего последователя советской школы археологии далее только укрепилось. Свидетельством этому стало сначала изложение версий гибели Сарайчика, который мог быть многократно разрушен сначала воинами Тамерлана, проходившего походом где-то рядом с точностью до сотни тысяч километров, либо более поздними набегами обкурившихся калмыков, либо в результате пьяного дебоша уральских казаков, забредших сюда случайно и разваливших город без ведома царя Ивана Грозного. Естественно было сказано, что царь Иван Грозный был культурным человеком, поэтому наказал распоясавшихся малограмотных вояк, отрубив им головы. Разумеется, всякий раз приводя взаимоисключающие версии, которые, как и положено, должны были поддержать ту или иную гипотезу в зависимости от политической целесообразности, наш ученый муж ссылался на множественные доказательства, якобы хранящиеся "в разных местах".
Третьим выдающимся эпизодом было любопытное замечание, сделанное Самаховым относительно Сарайчика. Рассказав вначале о том, что по свидетельству многих известных путешественников (без упоминания имен), Сарайчик являлся великолепным городом с многочисленными минаретами, ажурными мостами, фонтанами и проч. чудесами древней цивилизации, он поспешил оговориться, что все упомянутые чудеса находились в центральной части города, которая к великому сожалению была полностью разрушена. То же, что было отрыто впоследствии и сильно напоминает земляные норы и встречающиеся до сих пор, виденные мною в Саркамысе глинобитные хижины типа shit and straw, было названо ученым дальними окрестностями некогда величественной столицы Поднебесной.

Единственным предъявленным аудитории свидетельством и иллюстрацией сказанного была толстая хорошо изданная книга, как выяснилось, написанная самим нашим ученым с соавторстве с нынешним премьером Тасмагамбетовым. При этом профессор посетовал, что у самого него такой книги нет (???), и он вынужден был позаимствовать ее в областном Акимате. Он просил обращаться с книгой предельно осторожно, потому что должен будет вернуть ее владельцу после того, как сам ее прочтет...

Да, чуть не забыл. Я все же высказал жене нашего генерального, что роскошный вид золотого пиджака сарайчикского Гольдмана, срочно пошитого по спецзаказу на деньги Акима и по его меркам, вызвал у меня немедленную ассоциацию со знаменитым шитым золотыми нитками клифтом Элвиса Пресли. Линн при этом прыснула и, замахав руками, сказала было, что она подумала то же самое... но потом опомнилась и восстановила политкорректную мину.


В конце мудрейший представил собравшимся некую Салтанат, бойкую, остроглазую толстуху, заведующую местным туристическим бизнесом. Женщина быстро объяснила женам, что за большие бабки готова отвезти их хоть к черту на кулички и показать чё хошь. При этом она обещала сплошное, я бы даже сказал тотальное двуязыкое сопровождение на маршруте. Тему подхватил вертевшийся тут же мелким бесом и ретиво фотографировавший американских жен штатный фотограф из ТШО, предложивший всем немедленно отправиться в поход с ночевкой на Белую Скалу. Одурманенный всем этим бредом и ощутив, что меня хотят вновь сделать заложником чьей-то дешевой инициативы, я как-то машинально невпопад хотел возразить, что у Белой Скалы нет клева, но потом поторопился оставить эту сумасшедшую компанию, дав понять, что моя миссия на этом закончена. Толстая казашка Салтанат успела-таки на прощанье всучить мне свою визитку от Казахстан Регион Таймс, уверив меня, что язык-то она конечно же знает, только говорить не может. Уже убегая, я сказал что-то про ее сходство в этом смысле с моим Денвером, которого она приняла за экспата и обрадовалась общности проблемы. Я же подумал, что наш Денвер наверное в это время лежит в своей конуре голодный и дожидается, когда моя супруга вернется с работы и покормит его, и с этой мыслью поспешил оставить этот шабаш.

Атырау
2004


Рецензии