Шуринька и Толинька

 

Перед глазами мои деды.Шуринька и Толинька.Два светлоглазых и почти неимущих старика в очень старой,хотя и аккуратной  одежде,которую просто не на что было сменить.На лицах пыль пережитого.Там всё и революция,и погромы,и война,и облавы,и тиф,и разлуки, и огромная воронка в земле от разбомбленного Воронежского дома,и тюрьма, и репрессии,и медленная ,утонувшая в бюрократизме реабилитация,и сковывающий любые толки привычный и неизменный страх.Никаких повышенных голосов.Порой мне казалось,что они вообще не разговаривают,а просто молчат о своем и только слушают и смотрят.Взгляд на мне.Я чувствую теплоту и любовь родных людей и знаю,что я для них свет в окошке,что не мешает мне эгоистично предпочитать игру во дворе их общению.Стыдно,обидно,но поздно приходят к нам раскаяния.
19 ноября-именины бабушки ,Нечаевой Александры Васильвны-Шуриньки,как звал её муж,Анатолий Яковлевич Вдадимиров-Толинька,сын священника .Мы сидим за столом.Помню картошку,отварное мясо(это уже 50-е годы),консервы в томате и трёх-литровую банку мелко наструганного  и замаринованного очень вкусного лука.Не понятно,как дедушка нарезал простым ножом столько лука.Бабушка в темносиней с белыми полосками на рукавах единственной  и очень старой выходной кофточке.Черные с обильной сединой косы собраны в круглый пучёк на затылке.Позже я догадалась о пышности убранных волос.Бабушка в мокром виде,после бани заплетала их во можество косичек и так высушивала.Ну а в будни помню их сидящими вечерами за книгами или газетами.А еще, как дед регулярно в день пенсии шёл домой с овоськой  полной библиотечных книг и бутылкой водки,за которую по разговорам родителей ему попадало от бабушки.Его пенсия была 50 рублей,её 19.Немыслимая забота родного государства.Иногда они начинали рассказывать об их семьях.Воспоминания проносились передо мной какими-то большими зелёнами дворами,в которых было вольготно играть детям во всевозможные игры типа пряток,  столами на деревянных верандах,где по вечерам резались в карты и домино взрослые,множеством сестер и братьев.Последнее особенно вызывало моё восхищение,потому что я росла одним ребёнком в семье и очень сожалела об этом.А так же про строгие устои семей.Особенно дедовской,где под суровым взглядом отца затихало всё  многочисленное семейство,сидящее за обеденным столом.Мои дорогие Шуринька и Толинька,мир праху вашему.Наверное, именно вы заронили во мне  необъяснимую тягу и приверженность к постоянству и к крепости семьи, которая помешала если не предотвратить,то хотя бы смягчить удар судьбы,когда разрушилась моя собственная семья,а вместе с этим и жизнь,как разбитая чашка.Всё что я помню из ваших наставлений,это:" Ты умнее,отойди."Умнее ли я?Не уверена.
(продолжение следует)


http://stihi.ru/avtor/olga46


Рецензии