Со злыми ветрами. часть 1 гл. 11

Историко-приключенческий роман. Рабочий материал.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СКОЛ.



Глава одинадцатая.

1

Возлежа на шелковых подушках, Исайя подсчитывал доход первого дня праздника. Торг превзошел все его ожидания. Нежданный приезд из дальней степи в Киев богатых куманских князей и, в общем-то, не присущая на Подоле малочисленность греческих рядов, позволили сбыть почти весь имеющийся товар. Впереди еще целая торговая неделя, а продавать, кроме дутой стеклянной мелочи да немногих отрезов самого дешевого китайского шелка, было нечего.
Купец выпустил из груди тяжкий вздох. Поскреб короткими пальцами по животу и произнес:
– Хал, позови Анну.
Застывший в позе сфинкса, возле дверей на коврике, смуглолицый слуга ожил. Выпрямившись, словно пружина, он с поклоном удалился.
Прошло четверть часа, пока Хал снова зашел к хозяину. На возмущено-вопросительный взгляд Исайи, слуга блеснул черными на выкат глазами и ответил:
– Ее нет, господин.
– Как так, нет!
Слуга в растерянности развел руками.
Купец ухватил со стены плеть и ожог широкую спину раба. На лице Хала не дрогнул не один мускул, он только ниже склонил голову. Занеся руку для второго удара, Исайя услышал со двора лай собак и стук по воротам.
– Пойди, узнай, кто там! – произнес он, опуская плеть.
Слуга выскользнул в дверь мгновенно. Не успел Исайя повесить плеть на место, как Хал появился. Склоняясь, он соединил на груди ладони и проговорил:
– Арон, купец из Кракова, просит принять его.
– Арон?.. Проведи его в большую комнату.
Когда слуга удалился, Исайя облачился в новый шелковый халат, нежно голубого цвета, прикрыл темя шапочкой из парчи и прошел навстречу гостю, в главные покои.
– Шелом тебе, благородный Исайя. Да сбудутся заветы пророка Моисея, – увидев хозяина, изрек гость на иврите.
– Шелом и тебе, Арон, да войдут твои слова золотом в Пятикнижие, да отзовутся в сынах Израиля радостью и весельем, – ответил Исайя, обнимая купца. – Что привело тебя ко мне в столь поздний час?
– Забота о ближнем…
– Тебе, Арон, не о чем беспокоится. Дела мои, хвала Моисею, идут хорошо. Мне грех жаловаться.
Слуга внес низкий круглый столик, уставленный сладостями, фруктами и легкими яствами. Приглашая гостя присесть на богатый персидский ковер, Исайя взял в руки вытянутую греческую амфору - разлить золотистое вино в серебряные кубки.
– Я бы с большим удовольствием отведал крепкого кумыса, – остановил его гость. – У благородных панов Кракова кобылье молоко пить не в чести.
Исайя подал знак Халу. Раб внес еще один столик, его содержимое резко отличалось от первого. Посреди круглого стола, горой наваленная на подносе, парила сочная молодая баранина. Большая круглая чаша с жирной шурпой располагалась рядом с маленькими. Туго налитый бурдюк с хмельным кумысом, появился у столика чуть-чуть позже.
Отведав, обжигающее нутро мясо, гость с удовольствием припал к чаше, с прохладным напитком из кобыльего молока.
– Удачный день сегодня, – изрек он, ставя чашу на стол.
– Удачный... – вторил ему хозяин.
– Жаль только, предпочитая кобылье молоко, князья куманские мальвазию приобретают весьма неохотно. Ядреный кумыс для степняка милее забродившего виноградного сока. Сто бочек лучшего вина! На свою несчастную голову привез я из Кракова.
–  Сто бочек!
– По два четверика в каждой! – Арон сокрушенно вздохнул. – Ты бы взял половину? Я дешево отдам. Не везти же обратно в Краков. Боюсь, пропадет товар.
Исайя приложил усилие, чтобы от удивления не разинуть рот. Пятьдесят бочек великолепного венгерского  вина, в первый день большого недельного торга, мог продать только глупец. Арон глупцом не был. Значит или цена велика или ему что-то надо. Первое, – вряд ли. Исайя тоже был не без головы.
 – Арон, мы знаем друг друга не первый день, – широко улыбнувшись, мягко произнес Исайя. – Еще в Семендере Арон из древнего рода Ободии слыл не только богатым, но и умным человеком. Многие его считали своим равви, почитая за честь сидеть рядом со столь мудрым богословом. Святослав разрушил Семендер, сделав Арона незаметным купцом из Кракова. Но, он же не решил богослова, проповедующего Пятикнижие и заветы Моисея, рассудка.
– Ты прав, Исайя. Вино изначально везлось не для торга. Оно для князя Ярополка.
– Князь отказался от дара?
– Нет. Вино на телегах возле твоих ворот, Исайя.
– Но здесь не Теремной двор! И я - не князь!
– Зато ты хорошо знаешь большого киевского воеводу Блуда. Умеешь на него воздействовать. Рабы, привезенные им из Вручия, были целиком и полностью отданы тебе. В Дербенте, Иосиф не скупясь купил их…
Арон замолчал, приложившись к чаше.
Торг в Дербенте, о котором упомянул Арон, прошел для купца на редкость удачно. Крупный работорговец из Хорезма - Иосиф, взял всех рабов, даже не взглянув на товар. Хотя после долгого перехода через знойную, сухую  степь, многие полоняники были в весьма в плачевном состоянии. Более того, он выдал Исайи небольшой задаток, в счет будущего, половина которого должна была перейти Блуду. Туманно – по-восточному, намекал он и про Арона, к зиме, желавшего посетить Куябу.
Исайя подлил себе кумыса и спросил:
– Иосиф переплатил намеренно? 
– В первые же дни, половина рабов издохло. Иосиф очень огорчен. Надеюсь, данные для Блуда дирхемы, нашли своего хозяина?
– Как и было договорено. 
– Поговори с киевским воеводой. Соглашайся, льсти, уговаривай и покупай. Надо чтобы князь Ярополк согласился на предложения короля Оттона, привезенные в Киев преподобным отцом Арнульфом. Сколько понадобиться вина, решай сам. Бери, хоть все сто бочек! Залей мальвазией весь Теремной двор, но, опои князя, одурмань.
Арон поднялся из-за стола, и прошелся по комнате. Сухое лицо с прямым орлиным носом, стройное моложавое  тело старого воина выдавали в нем иудея-равиниста, последователя своего предка Ободии.
– Брать без уплаты? – осторожно уточнил Исайя.
– Деньги не главное. Когда сделаешь, как сказано, можешь безбоязненно бывать в Дербенте. Иосиф простит тебе обман – Арон улыбнулся. – Пойди, определи моих людей на постой. Да прикажи снести бочки с вином в подклеть. А за товар, – уступи мне комнату до утра и пришли красивую молодую женщину.
Быстро почитав в уме прибыль, Исайя чуть не подпрыгнул от радости. Почтительно поклонившись, уже хозяину большой залы своего дома, он вышел на свежий воздух.
Распорядившись открыть ворота и впустить торговый обоз с людьми Арона, купец оглядел обширное подворье.
Увидев идущую от ворот Анну, купец крикнул:
– Где ты была?
– Убиралась в нижних клетях, господин.
– Возьми постель, подушки и иди к гостю. Останешься с ним на ночь. Да смотри, чтобы гость остался доволен тобой!
– Слушаюсь, господин. 

2

Отдав курей торговке, Бранка с Ярославой буквально протолкались к реке. Поднялись на крутой берег и присоединились к девушкам в березовом колке.
Кулачный бой был в самом разгаре. Меря шагами деревянный помост Ярополк нервно расхаживал взад-вперед. В азарте он выкрикивал какие-то слова и свистел. Рядом со светлым князем, стоял конунг скандинавов. Не в меру спокойного Сигвальда, князь иногда толкал в плечо и указывал перстом на реку Почайну, но, словно изваяние Тора, ярл оставался невозмутим.
Пробравшись к качелям, девушки завладели одной, что поближе, и стали раскачиваться на них, поочередно подпрыгивая вверх.
Находясь спиной к княжескому помосту, подбрасывая Ярославу ввысь, Бранка опустилась на резную доску и произнесла:
– Видишь?
– Вон, он! – Яра указала на Сигвальда. – Стоит словно ворон, только глазами и водит.
– Женщины рядом нет? – снова спросила Бранка. – Нам она сейчас не с руки.
– Ты про белокурую нормандку? – Яра опустилась, настал черед взлететь Бранке.
– Про нее.
– Здесь. Но, по-моему, она уходит с каким-то упитанным чужаком, в длинных черных одеяниях.
– По-твоему? Или точно уходит?
– Погодь…– Яра снова воспарила вверх. – Уходит по ступеням…
Опускаясь, девушка подбросила подругу. Ожидая ее возвращения, она взмахнула руками, точно крыльями, и потянулась к небу, как можно выше, чтобы увидеть происходящее за помостом.
– Подалась с чужаком в сторону городища.
– Пошли наряжаться.
Бранка спрыгнула с качелей и увлекла Яру в глубину березовой рощи.
Отыскав в лесу высокое, приметное дерево, они разрыли под ним сугроб и достали оттуда два холщевых мешка солидных размеров.
– Обряжайся, Яра, – весело проговорила Бранка, доставая из них богатую соболью шубу.
Раздевшись догола, Ярослава обтерлась чистым снегом, расчесала, заново заплетя в косу, пышный волос и стала надеваться. Вскоре, перед Бранкой стояла молодая северянка в красном бархатном платье с позолоченными пуговицами, собольей шубе и шапке. Из-под пушистых хвостиков горностая закрывающих уши виднелись золотые височные кольца, из распахнутой шубы обвивая шею трижды, свисала на грудь крупная цепь того же металла. Запястья девушки охватывали браслеты с драгоценными каменьями.
– Прямо, княгиня! – любуясь, ахнула Бранка.
– А вдруг, не глянет? – смущаясь, спросила Яра.
– С такой сбруей, да не зануздать! Неспроста Ладонна нам сие снаряжение выдала. Жаль, обратно продеться вернуть. Ты главное дыши глубже, чтоб грудь вздымалась.
– Сумею ли? – Яра широко улыбнулась. – Ведь нет у меня в таких делах сноровки.
– Сноровка, тут только во вред, – ответила Бранка, доставая из мешков, стальную кольчатую рубаху и шелом. – Мужик он тертый. А такие, Ярослава, наивность и простоту любят. Ну, пошли, краса-девица – млада-посадница из Новогорода.
Стараясь быть незамеченными, девушки спустились к реке Почайне, и перешли ее супротив торговых рядов.
Из лесной опушки, поодаль от качелей, вышла богато одетая женщина в сопровождении рослой воительницы, – при оружии, в ратном снаряжении. Отряхнув ноги от глубокого снега, они направились к Подолу и стали рассматривать товар, охотно предлагаемый купцами.
Попав в торговые ряды кривичей, девушки слушали лопотание смолян, зорко подмечая передвижения норманнского конунга. Кулачный бой уже закончился. Расставшись с князем, Сигвальд рассматривал обоюдоострый меч с позолоченной рукоятью, предлагаемый смоленским купцом.
Вернув продавцу очередную ненужную вещь, Ярослава подняла взор в сторону Меченого, но вместо него увидела Скола, идущего рядом с незнакомым коренастым воином.
Растерявшись, от неожиданной встречи, Яра резко обернулась и дернула подругу за рукав.
– Бранка, Скол!
– Вижу… Со спины он нас не признает. Давай, Ярослава, бочком, бочком… к другому ряду.
Боясь обернуться, девушка попятилась, уходя в сторону. Миновав, таким образом, два прилавка она уперлась. Чьи-то руки обняли ее за талию и развернули. Уверенная, что попалась Сколу, Яра подняла на него взор. 
– Почто обнима?..
Глаза девушки расширились до придела, окончание фразы вылетело из уст, лишь легким дыханием. В объятиях ее держал ярл Сигвальд, растянув тонкие губы в широкой, доброжелательной улыбке. Правда, из-за шрама на лице она больше походила на усмешку... 


Рецензии
С большим удовольствием прочитал все главы. Получил истинное наслаждение. Спасибо.

Владимир Шевченко   28.01.2011 12:27     Заявить о нарушении
Роман к сожалению завис. Все собираюсь к нему вернуться, но никак не соберусь. Надо начать сначала, многое из написанного сегодня требует дополнения, мои исследование и осмысление не стоят на месте. В общем, если начну работать, то снова с первой главы.

С уважением.

Сергей Вершинин   28.01.2011 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.