Об эмоциях и их проявлениях

Тема эта с такой длиннющей бородой, что конец ее уходит во времена доисторические. Об этом стали писать, как только писать научились. Но, по моему разумению, своё отношение и свою оценку высказал впервые Гомер:
"Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"
Да и как не воспеть, когда гневаться изволят не только герои, но и боги:
"О Ахиллес, о Зевса любимец! Велишь разъяснить мне
Гнев Аполлона владыки, далеко разящего бога."
Но к тому времени, когда Зевс становится Юпитером, воспевания стихают:
"Юпитер, ты сердишься, значит не прав!"
И чего же тут воспевать, когда гнев мешает принятию правого решения? Сама по себе эмоция неподсудна - не во власти человека и даже бога испытывать или не испытывать ее. Другое дело поддаться ей. Проявить так, что другим будет заметно.
Как бы ни было скромно и убого положение индивида, но и ему случается бывать Юпитером. Скажем, в воспитании детей. Кто станет отрицать необходимость в этом процессе наказания! Но кто станет на сторону родителя, наказующего во гневе?
Такое проявление эмоции недопустимо? Так ли? Все ли так думают? Не все так просто. Все громче в наши дни звучит голос, предупреждающий, что подавлять эмоции вредно. Не как-нибудь абстрактно вредно, а именно для здоровья. Так что, испытывая гнев от дурного поведения чада своего, родитель оказывается перед выбором: повременить, остыть и лишь после того покарать, либо обрушить свой гнев незамедлительно и сохранить своё здоровье.
Едва ли тут есть "общечеловеческий" рецепт - каждый решает по-своему. Не стану никого судить, но сохраняющие здоровье мне не по душе.
Сфера отношений человеческих как история мидян "темна и непонятна". Обратимся к более простой, сфере: отношениям братьев наших меньших. Кажется, еще во времена Конфуция была в ходу притча о воспитании бойцовых петухов. Когда птицу только отдали в выучку, то реакция на крик других бойцов никуда не годилась: приседал и втягивал голову. Но учитель был хорош. Когда, через несколько месяцев, его спросили о петухе, сказал: "Услышав крик другого петуха, хлопает крыльями и рвется в бой". Что бы ни говорили об отсутствии у животных эмоций, а мне это так напоминает гнев, что даже воспеть хочется. Но воздержусь. Не богиня.
Каков же был вердикт воспитателя? "Всё еще не годится!" Шли недели. Когда он вернул петуха хозяину, то сказал: "Когда заслышит крик другой птицы, глазом не моргнет. Теперь ему нет равных."
Желаемый результат на лицо. Но результат результатом, а ведь мы не о нём. Мы о петухе. Он-то как? Кто знает, что он пережил? О нем-то ни слова. А времена были "не то, что ныне". Первая книга пыток была составлена  именно тогда и самим Конфуцием.
В наши дни животных любят и по многим причинам. Даже свиней. В самом скромном по размеру сообществе быстро выстраивается иерархия. Чем ниже ступень, на которой находится свинтус, тем больше покорности он выказывает остальным.
Выказывает. А что происходит в душе? Поговорить с ним по душам, а тем более заглянуть ему в душу, нет никакой возможности. Но можно измерить давление. Определить, какие химические реакции идут в организме. Поразительно, но чем ниже ступень, тем больше все параметры напоминают наши в состоянии гнева. И "гнев" тем сильней, чем ниже ступень! Все эти гневные процессы нехороши для организма. Таков первый результат.
А вот второй. По каким-то причинам (вколют ему дрянь какую злые исследователи или еще чего) происходит падение вожака. Его место занимает второй? Бывает. Но крайне редко. К удивлению исследователей в вожаки довольно часто пробивается закомплексованный  экземпляр с нижней ступени. И пробившись, проявляет невиданную агрессивность и жестокость. Как хотите, а мне это что-то напоминает.
Опыты на свиньях, мало помогут нам с вами решить, как поступать со своими эмоциями. Каждому придется выбрать то, во что он больше поверил, читая книги, глядя вокруг. Иными словами то, что ему по душе.
Мне же по душе женщина из рассказа Акутагавы "Платок", которая пришла расспросить о последних часах жизни погибшего сына. Ни один мускул не дрогнул на ее лице и автор уже заподозрил ее в бесчувственности. Но она уронила платок, на котором были следы крови. Женщщина до того сильно сжимала платок в руке, пытаясь не заплакать, что ногти впились в ладонь. Она была женой самурая, а кодекс буси запрещает проявлять эмоции.


Рецензии