Литературное молитвословие Н. Языкова-3

Спустя же 400 лет после Рождества Христова православные стали молиться и словами Ангельской песни, историю возникновения которой поэт описал в «Землетрясении»(1844): сильное землетрясение в Константинополе разрушало дома и селения. Устрашенный царь Феодосий 2-й и народ обратились к Богу с молитвой. Во время общего моления на виду у всех мальчик был поднят на небеса, а затем спущен на землю. Он рассказал собравшимся около него, что слышал, как ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил «помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

Языков  пересказал сюжет, однако стихийное явление соотнес с «годиной страха», себя с «благочестивым отроком», молитву с поэзией, заканчивая свое творение следующими строками:

Так ты, поэт, в годину страха
И колебания земли
Носись душой превыше праха,
И ликам ангельским внемли,
И приноси дрожащим людям
Молитвы с горней вышины,-
Да в сердце примем их и будем
Мы нашей верой спасены(с. 339).

Данное стихотворение, написанное за два года до смерти Языкова, подводит итог интертекстуальному общению лирического героя и Всевышнего. Слово молитвы сменяется здесь словом о молитве, а непосредственная обращенность к Богу- диалогом с поэтом.

Таким образом, литературное молитвословие дает возможность поэту присвоить статус пророка, а поэзию величать пророческой. Поэтому закономерным, в результате осознания великой миссии, становится и обращение Языкова к псалмам, их переложению.

Библиография.
1.Библия.-М.,2004.
2.Закон Божий.-М.:Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
3.Как правильно молиться?/Сост. Е.Санин.-Спб.: Сатисъ,2006.
4.Наставление отца нашего преподобного Серафима Саровского Чудотворца (Благословение митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета).-Минск, 1992.
5.Рассадин А.П. Последний из пушкинской плеяды.-Ульяновск, 2002.
6.Языков Н.М. Стихотворения и поэмы/Сост. К.К. Бухмейер и Б.М.Толочинский.- Л: Сов. Писатель, 1988.


Рецензии