люстра

Л Ю С Т Р А    (рассказ)


Я проснулся  по среди ночи от грохота падающей и разбивающейся в  дребезги массивной
псевдохрустальной  люстры. Звук этот был до того явственный и очевидный, что я не со-
образил :ведь в квартире и в помине нет такой люстры. И тем  не менее пошёл искать место
где она упала. Естественно через некоторое время осознав всю бесплодность своих поисков
зашел в туалет . Там я принялся тупо разглядывать бамбуковую занавеску, закрывающую бан-
ки с огурцами. ( Странное дело я знаю о существовании банок за занавеской ,а тут звук
есть а люстры нет. Очень странно.) Тут я выключил свет в туалете и пошёл спать. Однако сон
не шёл мысли продолжали роится в голове требуя объяснения, пока не обозначился утешитель-
ный вывод: наверное у соседей что-нибудь разбилось. С этим я и заснул ведь не пойдёшь же
проверять соседей ночью. Утром рассказав о ночном  происшествии домашним , более на-
смешив их  чем удивив, я окончательно решил забыть всё, тем более, что супруга тонко намекнула мне на мой  возраст. (Да молчание золото, слова даже не серебро ,а жалкие полу-
шки недостойные нищего.) Я уже пожалел о своей доверчивости, но увы поздно. И день пока-
тился своим чередом. После плотного завтрака, когда дети удалились смотреть телевизор ,а мы
с женой о чём то заспорили как всегда,   В прочем  не слишком сильно ,чтобы не мешать пище-варению , день всё таки был воскресный.  И вот тут заверещал дверной звонок, поскольку  я си-
дел ближе к двери ,то пошёл открывать. Каково же было моё удивление: когда открыв дверь я
увидел пенсионерку Элеонору, одетую как всегда дорого и вычурно, уже увядшую, но всё ещё
не смирившуюся со своим  возрастом. Здесь следует сделать небольшое отступление:
Э. С мужем приехала с Сибири в наш небольшой городок под С-Петербургом.  Раньше
супруги были партийными работниками ,а значит людьми со средствами. Теперь же они 
простые пенсионеры , но средства остались. Поэтому Э. Сразу же купила понравившуюся
квартиру и сделала евроремонт ,но вершиной этого ремонта должен был стать камин. Бута-
форский конечно так как настоящий мраморный ей было не потянуть. К чему Э. Камин в сов-
ременной квартире ,где нет ни вытяжки ни других условий для этого. Я так и не понял. «Не спорь.»-сказал мне её смиренный супруг. Ну я и не спорил, меня пригласили сюда как художника, оформить этот дурацкий камин. Глядя на его у меня всё ни шёл из головы другой
бутафорский очаг папы Карло, который должен был создавать иллюзию уюта и сытой жизни.
Но за которым скрывалось, сами знаете что.  Может Э. Постаревшая Мальвина ,а её муж тут я
затрудняюсь с определением ,но похож он был скорее на старого Карло. Но пойдем дальше.
Поскольку деньги Э. почти все издержала, но камин закончить всё таки хотелось, а в первона-
чальном  виде он и близко не походил на камин. Ибо представлял из себя мебельное изделие
переделанное из шкафа для одежды. В общем с большим трудом мне удалось сделать похожим
на камин. По путно пришлось вынести капризы Э. И я объяснив ей суть небольших доделок
с радостью покинул грустный дом. И слава богу, где то я солидарен с Буратино: глупая смеш-
ная и капризная девчонка ,хотя и постаревшая. Красота ушла ,а любовь к власти осталась.
К моему великому удивлению через месяц меня пригласили на торжественное открытие стран-
ного сооружения. Камин был основательно переработан Э.,я конечно же рассыпался в компли-ментах , в тайне надеясь, что больше от меня уже ничего не потребуется. Потом мне с большим
пиететом вручили коробку с масляными красками , я растрогался и пятясь спиной  как ученый медведь вышел из квартиры,
. Краски я продал так как своих было не извести. А Э.с мужем видел регулярно весной
и осенью на огороде, мимо которого я проезжал на велосипеде. Именно там её муж обрел своё
истинное поприще. (Каждому своё.)-заключил я и закрыл эту страницу своей жизни связанную
с Э.и её меланхоличным супругом. Почему-то мне было его по-настоящему жаль от всей души.
Прошли годы и вот я снова вижу её на пороге своей квартиры. (Неужели снова камин!)-кольну-
ло меня  Но Э. Опередила мою мысль «Как приятно видеть перед собой порядочного человека»-воскликнула она. Из под локтя у неё торчал сверток ткани грязно-розового цвета, должно быть старая штора, а в другой руке она держала банку заляпанную краской. Верно банка стояла годами в глухом углу в туалете и вот настал её час. (И мой тоже.)подумал я.
«Чем обязан.»-спросил я, как очень порядочный человек, ещё не осознавая сколь зыбкая грань
отделяет порядочного человека от непорядочного..» Видите ли ,мы пенсионеры города. возму-
щены отменой льгот и собираемся пойти на демонстрацию.»-затараторила Э.»Как порядочный
человек ,всегда готов.»-облегчено пробормотал я, но сверток с тканью и банка с краской, всё не
шли у меня из головы. (Грязное дело!)-всплыли в подсознании два огненных слова , вот и вся
ассоциация от банки и свёртка. И точно ,словно угадав мои мысли Э. Вдруг с напористостью партийного работника стала убеждать и требовать  Чтобы я ни много ни мало написал три ло-
зунга её краской на её же ткани. Я поглядел на листочек с текстом с фразами; Долой и всё в том
же духе. Действительность поплыла у меня перед глазами. Живо вспомнил я свою трудовую
деятельность художника-оформителя и сколько километров этих самых лозунгов ,мне пришлось исписать. Боже как я их ненавидел, от всей души, ибо это был по -истине рабский
и бесмысленый труд .Да я бы сам кому угодно заплатил лишь бы не видеть не знать не вспоми-
нать никогда ,даже в самом кошмарном сне проклятые лозунги. Но Э. Об этом ничего знать не
могла. Проклятое прошлое снова стояло перед мной в  лице  провинциальной пенсионерки. Долго в моей душе и не только там,
продолжалась мучительная борьба  и кажется даже съеденный завтрак зашевелился в желудке.
«Нет.»-глухо выдавил я и она сразу сникла. «Нет! Нет. И ещё раз нет.»-уже набирая силу сказал
я и поднял глаза от пола. Э.смерила  меня долгим презрительным взглядом, как жалкого трус-
ливого и малодушного обывателя. Мы глядели друг на друга и молчали это было красноречивое молчание. Мне очень жаль Э.,но её просьба оказалась выше моих сил физиче-
ских и душевных. Она гордо развернулась в прихожей и вышла неся себя как хрустальную люстру. «Вы глубоко непорядочный человек!»-с пафосом заключила она. Я не
обиделся, а только и выдавил из себя «Так быстро.»-имея в виду только  скорость с какой я из
порядочного стал непорядочным. В ушах у меня стоял грохот разбиваемого стекла. . (Сон в
руку.)подумал я и закрыл дверь за прошлым, чтобы вернуться в настоящее.




К о н е ц  19 января 05г


Рецензии