Возвращение Боряры, Часть 25

"Вижу нечто странное... Книга вторая" Часть 25

Возвращение Боряры.

Боряра! Здравствуйте! Дайте я Вас поцелую в щёчку!
Какой Вы элегантный и загорелый. Прямо как звезда кино! Юл Бриннер или Кирк Дуглас... Только скакуна и пистолета на поясе не хватает...
Ой, Боряра, сколько раз я Вас просила, приходить просто так. Без цветов и шоколада! Вы ещё фрукты какие-то диковинные принесли! Неужто оттуда? Спасибо, но зачем Вы себя утруждаете. Мы рады Вам!
Федя! Боряра вернулся!
Здравствуйте, Рамона, Фёдор Иванович...
Боряра, проходите в гостиную.
Сейчас, спасибо, только помою руки и поглажу кошек! Странно, они меня сразу узнали, а ведь не видели пол-года! Все трутся спинками об меня и обмахивают хвостиками!
Боряра, они к Вам тоже привязались! Как мы с Федей.

Надо мне всех их погладить, Пузончика, Микусю и Бубика. Смотрите, принимают  меня как полностью своего.

Садитесь за стол с Федей. Приготовлю Вам что-нибудь поесть...
Нет, Рамона, спасибо! Только чай с Вашим печеньем. Больше ничего.
Я хочу объяснить насчёт фруктов: тут манго, киви, парсимон, гуява,  нечто, вроде папуасской дыни и прочие экзотические штучки. Всё можно есть сразу, но помыть в уксусе, конечно, на всякий случай. Я только так их и обрабатывал, во избежание...
Но, Боряра, вместе с Вами...
Нет, сыт ими по горло! В основном ими там и питался... А для вас это – экзотика!

Рассказывайте. Нам не терпитися услышать о Ваших приключениях...
Федя, правда, Боряра явно похорошел и посвежел в этих джунглях?
Да, Вы  хорошо выглядите, Боряра.
Уговорили, скоро снова туда поеду, «освежиться».
Что?! Опять?!
Раз Вы находите, что это хорошо на меня повлияло, то имеет смысл ездить туда почаще...

Боряра, ну, рассказывайте.
Как Вы оттуда вообще прилетели?
Вызвал по радио военный вертолёт с базы австралийских ВВС , прилетел, забрал меня, домик и всё, что нужно.
Потом два других вертолёта ВВС уничтожили полигон с катапультами и блиндаж. Через пару месяцев всё зарастёт ... Даже несколько кокосовых орехов захватил, с формулами... Сейчас их держат в бронированном морозильнике на базе.
А потом меня перебросили в Сидней, оттуда в Сингапур и через Амстердам прилетел в Москву.
Ой, Боряра, знали бы Вы, как я волновалась за Вас!...
Спасибо, Рамона, но не стоило. Я быстро наладил контакт с  шаманами и вожаками местных племён и был в полной безопасности...
Как Вы это сделали?
Пошёл в их  деревню,  дал кому надо «в лапу», объяснил, что прилетел на железной птице, которая слушается только меня и может за секунды уничтожить их всех, если мне будет причинён хоть какой-нибудь ущерб. Через пару недель пригласил группу шаманов на демонстрацию моей «мощи»
Взорвал несколько кокосовых орехов, чем сразу завоевал их страх и уважение..Ведь «железная стрекоза» прилетала всего пару раз, а потом надо было их чем-то «убеждать».
Подождите, Боряра, рассказывайте по порядку...
Да, так вот, самое главное: сверлил дырочку в несозревшем орехе, впрыскивал дрожжи, замазывал дырочку эпоксидным клеем и ставил на солнце. Через неделю они «созревали» так, что углекислый газ начинал с шипением сочиться через микрощели, тогда и взрывал их!
Но вот задача, я при шаманах должен был орехи эти «заклинать», то есть наделять их некой магической мощью. И мне пришла шальная мысль в голову. Шаманы в физических формулах не очень разбираются! Вот и буду я законы физики выцарапывать на оболочке орехов. Смеху ради, при шаманах же, (Следили они очень внимательно, да воспроизвести потом эти «заклинания» не могли. Ведь я использовал «язык дьяволов»!) нацарапал формулу второго закона Ньютона, на другом – Фарадея, электромагнитной индукции. И бросил! В отличие от всех предыдущих «взрывов» с неотмеченными орехами, эти рванули так, как будто в них динамит или тротил! Я стоял у дерева, так меня взрывом прямо к нему приплюснуло! А шаманов отшвырнуло на десяток метров и ещё царапнуло так, что пришлось мне кровь им останавливать. С трудом выдержал позу «всесильного шамана» и, когда они умчались в деревню, испуганы были больше меня, я же просто был поражён таким «эффектом», начал думать, что же произошло? Орех «с Ньютоном» дал сильный взрыв, но «с Фарадеем» – сверхсильный. А ведь я же знал заранее, как они должны были взрываться, сильшый хлопок, пена, брызги  и всё!
А тут – две мощные гранаты, да ещё взорвались в воздухе, не ударившись о землю или ствол дерева.
Было над чем задуматься. Так, чисто случайно, наткнулся на «сотрудничество» сингулярностей!
Постойте, постойте, Боряра. Вы спешите с выводами. Оставьте их «на потом».
Простите, Фёдор Иванович, действительно, меня, помню так это поразило, да и к дереву так прижало взрывной волной, что лёгкие и спина неделю болели после этой демонстрации. Потом, конечно, соорудил с помощью австралийских военных блиндажик, катапульты и прочее.. Иначе бы сюда прибыли лишь кусочки Боряры...
Боряра, как можно так рисковать собой?!
Рамона, так откуда я знал, что проявится вот такой эффект. Дрожжи и солнце не могли ведь даже близко подойти по мощи взрыва! А потом, когда я начал догадываться... И писать формулы всё более «опасные»...
Боряра... Рамона, не сбивай Боряру, пожалуйста... снова, рссказывайте сначала о фактах, а не о Ваших фантазиях и домыслах... Хорошо?

Ладно, Фёдор Иванович.
Итак, лёжа в домике на полу-боку, (на спине очень больно было, так меня шмякнуло о ствол дерева!) я стал думать, в чём причина взрывов такой силы.
Я ведь задумал совершенно другую программу опытов «общения» с сингулярностями. Думал о том, что буду писать разные формулы, ваше с Францем уравнение, рассуждать вслух о сингулярностях. В общем, чем-то «привлеку их внимание». А орехи-гранаты я соорудил только для отпугивания и устрашения аборигенов. И вдруг такой эффект...
Долго я, конечно, не думал. Как-то почувствовал, что тут тоже без них, сингулярностей, не обошлось. Они, это уже очевидно, и живые (в своём роде, не в нашем белковом понимании этого слова и РАЗУМНЫЕ).. Они похитили эти книги и Интерпол правильно сделал, что передал нам эту проблему. Сами они за век не додумались бы до такого....
Боряра, простите меня, но Вы всё время срываетесь в заключения, и почти не даёте экспериментальных данных.
Федя, да оставь Боряру в покое. Отчёт он потом напишет! Дай ему рассказывать...
Рамочка, что я, что ты, что Боряра – порядок в мыслях должен быть у всех!
Фёдор Иванович, эксперименты ставить можно тогда, когда уже есть хоть какая-то гипотетическая зацепка, я о ней, о зацепке и рассказываю. Зацепка эта – замешанность в этих странных сверхсильных взрывах сингулярностей. Одной ли, нескольких – не знаю.
Вот, когда я, постанывая от боли в спине и лёгких, и вертясь на походной кровати, ища удобное телоположение,   подумал об их влиянии, я стал рассуждать, ЧТО вызывают у них мои формулы.
Ведь это было очевидно – сила взрыва соотносилась с видом формулы.
И вот, через несколько дней, когда боли чуть ослабли  (я брал по десять таблеток анальгетиков, военных, очень сильных, но не морфины) совершенно из-за них не мог есть, тогда начал выцарапывать разные формулы, от закона рычага и Архимеда, до оптики и ядерной физики.
Заметил такую связь силы взрыва и формулы: Чем «старее» формула закона, тем слабее взрыв. Чем ближе к нашему времени – тем сильнее.  Так я сначала подумал. Но суть была, конечно, не в давности закона, а в его «связи» с сингулярностями».
Законы полей – явно были «сильнее», законов механики и гидродинамики. Законы Кулона и тяготения оказались сильнее какого-нибудь недавнего правила в химии или физике, но относящегося к веществу, субстанции. Значит дело не в данвности, а в чём-то другом. Сингулярности «чувствуют»  квантовые, Эйнштейновские и законы (чисто эмпирические) ядерной физики и микрочастиц гораздо сильней, чем всё остальное.
Поэтому они и книжки похитили – их интересовало, что мы о них знаем и что пишем. Читать наши мысли они не могут!
Откуда, Боряра, Вы это знаете?
Я просто посылал им всякие провоцирующие телепатемы, типа: Вот я сам – тоже сингулярность. И хочу отнять у них книжки. Мол тоже, стал некой сверхпространственной воронкой и вытягиваю из них книжки! И ничего! Никакой реакции! А вставил  дивиргенцию в Ваше с Францем уравнение, они сразу забеспокоились, начали домик трясти, как призраки, цвет луны менять (я думал как раз об этом ночью) Кстати, Франц Вам сообщал  об этом, о внезапном изменении цвета Луны? Вдруг стала розовой, потом зелёной, потом фиолетовой... Я из окна своего домика сквозь ветки деревьев это видел...
Боряра! Вы гений! Франц мне действительно звонил, он с астрономической группой исследования сингулярностей связан. Да, помню, он сообщил мне об этом явлении и мы с ним начали тогда придумывать всякие нелепые объяснения. Но, конечно, то, что ЭТО ВЫ сделали, нам даже в голову не пришло.
Кстати, Боряра, прошу прощения, Вы помните, как и куда в наше уравнение Вы вставили дивиргенцию.
Разумеется, Фёдор Иванович, вот сюда, на листочке записано.
Боряра!....!....!
Знаю, знаю, не туда и вообще ни к месту! Это-то и есть самое интересное! Я написал чушь!
Боряра, дивиргенции в нашем уравнении делать просто нечего!
Вы правы! Я же не для Вас писал это, а для них! Для сингулярностей!
Боряра, Вы хотите сказать, что они знают математику хуже Вас! Эти сверхпространственные сингулярности... Такое даже представить трудно, простите меня и не обижайтесь...
Нисколько. Они в ней, в математике ВАШЕЙ не нуждаются!  Помните, как Эйнштейн пошутил: «Господь Бог интегрирует эмпирически».
Вот и они «чувствуют»  математику, нашу математику, чем-то, какими-то полями или своими под-над-пространствами. И дивиргенция им в уравнении, их состояние описывающем, «не понравилась». И им неважно, правильно я её вставил в уравнение или совершенно безграмотно, с нашей, человеческой, точки зрения...   Но смысл её «истечение чего-то из чего-то» они почувствовали верно --  из них что-то собираются изъять! И отреагировали.
Фёдор Иванович, МЫ ВСТУПИЛИ С НИМИ В ПРЯМОЙ КОНТАКТ!!!
А об орехах я уже почти всё рассказал. Чем ближе формула к чему-то «ИХ» касающемуся, тем сильнее взрыв.
Боряра, а вы пробовали ту, знаменитую формулу эквивалентности...
Что Вы, Фёдор Иванович, БОЖЕ УПАСИ!  Да это же действительно, могло рвануть как многомегатонная бомба. Я написал эту формулу на пустом орехе и вдруг почувствовал дрожь! Орех задрожал в моих руках и я тоже вдруг затрясся. Тут же стёр её пемзой и всё успокоилось! Они «привыкли» взрывать орехи, как игрушку, и вдруг такая страшная сила... Заметьте, на листочках бумаги, на доске, в тысячах книг – ничего! Я попросил австралийских военных  дать мне несколько настоящих ручных гранат и написал пару «взрывных» формул н на них – никакой реакции от сингулярностей! Бросил их из блиндажа. Взорвались совершенно обычно, что с формулами, что без!
Так в чём дело?
Сингулярностям важно, кто делал эти гранаты. Я из орехов – пожалуйста, готовы к реакции. Поиграем, де, Боряра, вместе. А какие-то заводские штучки, не несущие в себе моей индивидуальности, их не задевают!
Так что, Боряра. Они хотят общаться только с Вами? С неким уникумом?
Нет, они готовы и с другими, думаю, с нами: Вами, Францем, Рамоной и мной.
Может быть у них «психология» как у утят: Помните Конрада Лорентца? Кого они видят первым, вылупившись из яйца, тот и МАМА! И следуют за ним. А первыми были Вы, Франц, Рамона и я. Потому и книжки украли.  Прочитать, точнее, почувствовать, что там про них написано...
Может быть, эти сингулярности – «дети» в их понимании, не зрелые сингулярности... Не знаю, только предполагаю...
Даааа, Боряра, заварили Вы... нечто странное и чрезвычайно интересное...
Стараюсь, Фёдор Иванович.
Ясно, что они реагируют и вполне отчётливо на информацию, но при её материальном воплощении, то есть на бумаге, на доске,  в разговоре, но не на мысли...   
Между прочим, Боряра, Франц скоро приедет, хочет лично поговорить с Вами. Ругает страшными словами Интерпол! Мол, жулики и бездельники. Сами деньги на расследование истории с книжками получили, разворовали, а решать проблему подсунули нам! Он их «Унтерпол» зовёт.
Да бог с ними, но косвенно они тоже нам помогли, пусть своим жульничеством: ведь без их отчёта мы бы об этом «всемирном похищении» ничего не знали...
Кстати, думал о гинеях, о свинках и об уране.
Думаю,  частично понял...
Они знают человеческие правила – брать что-то и давать что-то взамен.
Гинеи и свинки – это их плата.
Боряра, с гинеей –ладно, допускаю, а свинки тут при чём?
Наверно восприняли человеческий оборот «Подложить свинью» чересчур прямолинейно. А уран 235 -- это их намёк, мол кроме книжки сделайте нам вот такое... Тогда будем торговать... а откуда нам делать чистейший актиноуран 235 да ещё латунного цвета...
Они ведь нас тоже «изучают», наверно. Раз со мной «играли»...
Федечка, звонили только что из института, просят хотя бы тебя прийти, рассказать об экспериментах Боряры. Завтра, заседание кафедры с его докладом.. Так что пойди, развей туман,  а я посижу ещё немного с Борярой, если Вы не устали, Боряра?
Предупреждаю, резко меняю тему: О Ваших «научных статьях».
Хватит о сингулярностях! Голова кружится от всего, хорошо?
Хорошо, но только, меняя тему, хочу чуть опередить Вас.
О  филологии

Музыкальный грим поэзии.

Вы обращали внимание, Рамона, на такую странную особенность поэзии.
Стихи и рифмы совершенно бездарные, пошлые и банальные, будучи соединёнными с какой-то мелодией, вдруг становятся вполне приемлимыми для большинства. Я уж не говорю о бездарных советских песнях, в которых даже вопиющая безграмотность текста никем не замечается, а даже в хороших произведениях бардов и в классике.

У Высоцкого, например, в гнусной песенке «Тот, который не стрелял».
В ней, под видом осторожной  антисоветчины проталкивается совершенно фальшивая и лживая мысль о наличии «законности» даже в сталинской России и в военное время.
«Но слышу: Жив, зараза,
Несите в медсанбат...
Расстреливать два раза
Уставы не велят...»
Мол, даже во времена Сталина, соблюдалась хоть и строгая, но законность!
Высоцкий нам пудрит мозги отвратительной ложью под видом правдоподобной песенки: «Уставы не велят...» На самом деле как раз наоборот!
Командир расстрельной команды лично обязан убедиться, что казнимый убит! И если у него возникает малейшее подозрение, что жертва расстрела ещё жива, он ОБЯЗАН сделать ещё один «контрольный» выстрел в голову! ДОБИТЬ!
Второе: «Который не стрелял». Солдаты команды должны сдать пустые гильзы от выстреленных патронов и  командир проверяет каждый ствол! Именно для того, чтобы была «круговая порука» ответственности за содеянное и чтобы не было «уклонистов»! Такова правдивая подноготная лживой песенки Высоцкого.
И так у него было не раз. Лжёт нагло в угоду советской власти с суровым лицом диссидента и правозащитника. «Я вам мозги не пудрю...» ещё как пудрит и бессовестно!
Но я не об этом, а о том, что любая пошлость и заурядность, поддержанная музыкой, как–то камуфлируется ею и приобретает чуть ли не афористичность. Дай читать какой убогенький стишок «голышом», его ничтожество и стилистическое и идейное сразу выглянет, как шило из мешка. А вот в сопровождении музыки – вся его дешевизна как-то не замечается.
"Возможности песен ещё далеко не исчерпаны: Нет такой глупости, которую нельзя было
бы спеть."  Станислав Ежи Лец (чуть изменённый)
"Из песни слова не выкинешь, но можно выкинуть песню..."  Эмиль Кроткий
 
Теперь моя очередь, Боряра, ладно?
Слушаю Вас и повинуюсь...

Писать научно не грешно, когда бы не было смешно

Боряра, Вы перед отъездом дали мне «статьи» Ваши почитать, научные, так сказать.
Ну, кто же так статьи пишет? Что за слова, «провокация», «завязка», «у меня была бессоница, я проснулся и подумал...» и прочее? Это же не «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского Научные статьи так не пишутся! Есть определённые языковые нормы!  Вы, что, Боряра, никогда в жизни статей не читали?
Сегодня, Рамона, учёный – это человек в футляре, тщательно застёгнутый на все пуговицы языкового мундира. Как будто в него вставлена свёрнутая жёсткой несгибаемой трубкой петровская «Табель о рангах».
А что Вы хотите, Боряра, чтобы, говоря Вашими метафорами, он был  разряжен как скоморох, потешающий публику на ярмарке? Эдакий «массовик-затейник»? Крикливо, пёстро, небрежно?
Рамона, Вы сознательно бросаетесь в крайности и преувеличения! Можно оставаться  просто воспитанным человеком и изъясняться человеческим языком, без жаргона присутственного места, но и без заборной ругани и разухабистости. Есть немалая дистанция между двумя этими языковыми полюсами...
Почему научные работы пишутся таким деревянным, чиновным языком? Вошёл когда-то этот идиотский стиль в научную литературу, точнее, с точки зрения именно литературной, в эту научную словесную макулатуру, и никак не вышибить его из лексикона. Казалось бы, пишут учёные, люди незаурядного интеллекта, открыватели нового, обладатели оригинальных идей и глубоких знаний, владеющие нормальным интеллигентным языком,.а в статьях  у них язык --  как у недоумков-двоечников из школы для умственно отсталых детей.  Причём это явление повсеместное. Нет ни одной статьи, где бы учёный сказал: «Я долго ломал голову над вот этой проблемой, над этим противоречием, проклятым вопросом, мучившим меня!» Перечислил бы несколько мыслей-решений, родившихся и позднее им отвергнутых. Но нет!
О, да, Боряра, у Вас в «статьях» только и написано, «я проснулся, почувствовал, что что-то не сходится» и так далее. Но это не стиль научной статьи! Этого не должно быть в научной статье!
Почему? Какой дебил установил, как и что должно быть написано? Ведь часто, именно в том, как учёный думал, какие гипотезы придумывал, почему те или иные идеи отбрасывал, а другие решился представить на суд коллегам,  содержится самое интересное!  Главное, на что наложен неписанный запрет – ничего личного! Учёного, обедняя и уродуя его язык, превращают в какого-то мелкого косноязычного столоначальника.
Причина, наверно, в том, что именно бывшие столоначальники, с их убогим мышлением и примитивным языком, полезли в редакторы научных журналов.  Получили всякие псевдонаучные степени за великие открытия в науке, типа «О влиянии пения на зрение».  И уселись на прибыльном и ничего от них не требующем тёплом местечке. Они-то и ввели «Правила написания статей». Стиль тупой и убогий, вот их идеал! Ведь серьёзной науки столоначальникам не одолеть. А вот зато стряпать разные бессмысленные инструкции по форме написания статьи, это им  понятно,  доступно и близко! Они ведь так же и всякие идиотские анкеты придумывали. Для этого большого ума не требуется. Заурядное бюрократическое крючкотворство. Рапорты и доносы, вот их идеал стиля!
Скоро можно будет прочитать в советской прессе: «Хлеборобы научных полей засыпали  в закрома Академии Наук СССР столько-то миллионов пудов открытий и исследований!»  Вот таким же деревянным языком пишутся и научные статьи.
Почему эти статьи должны быть скучными? Почему нельзя писать их интересно, человеческим литературным языком?
Скучными они, Боряра,  являются именно для тех, кто не способен понять оригинальности и новизны идей,  в них описываемых! 
Рамона, если идеи красивые и новые, то почему их надо описывать тупым, однообразным и  скучным языком? Наоборот, яркий, выразительный язык поможет ещё лучше увидеть и почувствовать  красоту идей, и смелость выводов, заложенных в статье. И нетривиальность мыслей Автора!
Писатели (не учёные!) часто описывают в своих произведениях явления природы. От их описаний явление не меняется, но понимание его только улучшается  от точных и ярких описаний. 
Ой, Боряра, боюсь, что Вы,  действительно, собираетесь создать новую науку: Филологическую физику или Физическую филологию.
А почему Вы «боитесь»?
Я представила себе научные статьи, написанные не по указам «бывших столоначальников», а по предложениям аспиранта трёх кафедр, науковеда и первооткрывателя множества новых наук, Боряры. Не каждый учёный владеет литературным языком на уровне Набокова или Ильфа и Петрова. Вы представляете, что произойдёт с научными журналами. Там придётся ввести ставки специальных литературных редакторов-корректоров, дабы превратить все статьи в шедевры литературы. И ещё хуже, редакторы с этой задачей просто не справятся. Они ведь редакторы, а не писатели. Всех писателей мобилизуют в приказном порядке на написание литературных трудов по определённым научным темам. Но писатели – обычно филологи. Физиков, химиков, биологов, генетиков  среди них мало! Значит придётся срочно открыть курсы переквалификации писателей: «Перекуём «оралы» на интегралы!»
Теперь, Боряра, Вы понимаете, чего я боюсь? Тогда, действительно, статья, посвящённая, скажем, присадкам меди при легировании металлов, превратится в поэму: «Медный Присадник». Об атмосферных течениях в геофизике – будет называться повестью  «Ветер» по Лавренёву. Или по Пушкину: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» Такая, «художественно воплощённая», статья, вместо скучных изобар, изохор, температурных градиентов и прочих профессиональных неудобоваримых штучек, будет читаться легко, приятно, ритмично и станет понятной даже ребёнку! Красота! А статья "O нецентральных столкновениях ультрарелятистских электронов и потерях энергии на радиацию, при этом возникающих», будет «литературно обработана» в «Божественную коллизию» или в  «Блеск и нищета электронных куртизанок»? Бальзак умер бы вторично...  от зависти. И Данте тоже.

Настоящая глава должна была стать ПРЕДПОСЛЕДНЕЙ.
Но Автор, Esprit de L'Escalier, поставив непоследнюю точку над "i", скоропрестижно скончался, тем избавив любознательных читателей от необходимости тратить время на ФИНАЛ книги.
Однако мы, его братья (и сёстры) по делу, надеемся всё же завершить этот его роман "Вижу нечто странное...  Книга вторая"
Рамона Вайскопф
Ф.И.Шершеляфамов
Ф.Фрауэнзухер
Боряра
 
   

 
 


Рецензии