4. 24. не Боги горшки обжигают

       Два года после окончания института я проработал мастером участка, оснащенного крупными токарными станками, на которых обрабатывались стотонные детали. В 30-е годы, когда эти станки смонтировали, была даже такая инженерная должность – начальник станка.
Постепенно я освоил все премудрости работы мастером, меня собирались назначить начальником цехового технологического бюро, но ждать, пока откроется вакансия, было скучно. И я решил перейти на новый пролет соседнего цеха с крупными расточными станками.
       Первое время было тяжело.
       Расточник Семен Тутов кричит во всю глотку:
       - Борисович, нужно нарезать резьбу М100, а я не знаю, как это делается! Объясните!
Может быть он действительно не знает – станки-то новые, а может быть знает, но придуривается, хочет подшутить над мастером, поиздеваться над ним. Но я-то точно - не знаю, а признаваться в этом мне совсем не хочется. Сказать “не знаю” можно, когда есть уже какой-то авторитет, но не сейчас.
       - А ты что, никогда резьбу не нарезал?
       - Нарезал, но на тех станках ведь ручная подача была, а здесь, наверно, гитару нужно набирать!
       - Ну, давай наберем, - смело предлагаю я. Надеюсь, ты знаешь, где она находится в твоем станке.
       Достав из кармана блокнот, раскрыл его и внимательно рассматриваю пустую страницу, жду, пока Тутов подойдет к гитаре: я-то не знаю, где она находится!
       - Смотри, - говорю я, - здесь же все просто: на таблице в зависимости от шага резьбы показано, какие шестеренки и в каком порядке нужно ставить. Начинай, если что не ясно будет – позовешь.
       Через несколько минут Тутов подзывает меня:
       - Гитару я набрал, проверьте, а чем нарезать?
       - Ну, Семен, ты даешь! Какая разница на каком станке нарезать резьбу – оснастка-то одна и та же независимо от станка!
       Бурча себе под нос, Семен пошел в кладовую, принес метчики и резьбонарезной патрон.
       - Чем поливать будем – керосином или эмульсией?
       - Спроси у подручного. Володя, расскажи своему шефу, чем лучше поливать метчик! Чтобы он и охлаждался и смазывался!
       Стою возле соседнего станка, незаметно наблюдаю, как Семен нарезает резьбу. Расточник он опытный, у него есть чему поучиться.
       Так, кажется, и я теперь знаю, как нарезать резьбы на расточных станках без ручного управления.
       Кстати, о нарезании крупных резьб. Во время нарезания расточник внимательно, склонившись к шпинделю и отключившись от всего постороннего, прислушивается к тому, как происходит процесс, держа в руках пульт управления, а большие пальцы - на обеих красных кнопках “стоп”, чтобы при появлении подозрительных шумов сразу же выключить станок.
       А на соседнем станке работал подручным Николай Гуков - веселый паренек, бывший военный переводчик. Он не мог упустить такого случая: нашел где-то большой лист жести, взял трехкилограммовый молот и незаметно подкравшись поближе к расточнику, нарезавшему резьбу, изо всех сил грохнул молотом по жести. Звук - оглушительный! Расточник тут же выключил станок. Потом, увидав хохочущего Гукова, схватил его за шиворот и привел ко мне.
       Я, с трудом сдерживая смех, - ведь было мне тогда лет 25, выругал Гукова.


Рецензии
Глаза боятся, а руки делают. Сколько раз так было и в моей жизни. Согласна с тем, что не Боги горшки обжигают. Смелость города берет, а еще желание и упорство.
С уважением Татьяна.

Татьяна Чехова   13.12.2009 21:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня!
Рад, что вы продолжаете заглядывать в мои эпизоды. Поздравляю с Рождественскими праздниками.
Будьте здоровы!
Михаил.

Михаил Кивенсон   14.12.2009 16:02   Заявить о нарушении