Наша жизнь в письмах

На фото: письмо папы к дочери Татьяне, внизу три строчки – приписка мамы.

В связи с нашими многочисленными переездами большая часть нашей переписки не сохранилась. Нескольким перевязанным пачкам «повезло», каждый раз, когда  я «отправляла на костер» очередную кучу ставших ненужными бумаг, на них почему-то «рука не поднималась». На днях они в очередной раз попались в руки и, просмотрев несколько из них, я вдруг поняла, что ведь это – наша жизнь… Примечание Татьяны.
У нас было много адресов, но сохранились в основном, те письма, что приходили в этот город, где мы живем сейчас, только в другой район, Красноармейский, а еще точнее – в Сарепту.
Самая большая стопка писем с таким адресом – Волгоград -24, Арсеньева, 46 -5. В новой девятиэтажке на берегу затона (залив Волги) в 1976 году мы получили сначала комнату (через 5 лет семейной жизни, Алеше шел четвертый год). А потом, с рождением Маши, »расширились» до 2-х комнатной квартиры. Уехали мы оттуда к своим, в Сибирь, в 1982 году, через год после рождения Анюты – в связи со сложившимися в семье «чрезвычайными обстоятельствами», требовавшими помощи родных.
 
Пишет мама: Здравствуйте, дорогие наши  Танюша, Коля и Алешенька!
Получили от вас письмо, которого с нетерпением ждали и, слава богу, что так все хорошо. Мы за вас очень и очень рады и еще раз поздравляем вас с новосельем и желаем счастья и радости в новой квартире. Вы оба счастливые по приметам. Поэтому вашу везучесть   я частично отношу к этому. Но и старательные, вы хорошие дети у нас. Мы за Алешеньку так рады, что словом невозможно выразить. Значит, кончились его мучения, теперь свободно может кататься по полу, бегать, прыгать и песенку спеть. Милый мой родненький внучек Алешенька! Я так рада за тебя, что ты сейчас в новой хорошей квартире. Что ты купаешься в ванне и можешь свободно играть, как хочешь. Тебе радостно будет и день рождения справлять. Ты же знаешь, что тебе скоро будет 4 годика. Дедушка скоро приедет к вам и в твой день рождения он должен быть у вас.
Алешенька, ты, когда приезжал к нам, был хорошим и послушным мальчиком. Так не забывайся и сейчас слушайся маму и папу и все тебя тоже будут любить. Дедушка приедет и тоже будет за тебя радоваться. А я целую тебя, мой милый внучек и обнимаю…
(Каким событием было получение для нас первого нормального жилья, могли ,наверно, представить только самые родные люди, знавшие, как мы жили до этого на частной квартире – малюсенькая комнатка отделялась от хозяйкиной занавеской. Говорить в ней желательно было шепотом, а уж бегать, прыгать… Это было полуподвальное помещение, стены до половины были сырыми, я с Алешей практически не вылезала с больничных…).

Младший брат Толя в это время находился на курсах в Тбилиси и писал оттуда: «ПОЗДРАВЛЯЮ! Здравствуйте, Таня, Коля и Алеша! Это первое письмо на вашу первую свою «квартиру». …Предстоят два экзамена, три зачета и курсовую нужно доделать. Хочу раньше закончить и уехать. Не знаю. Что получится. «Загорел» один раз,  кожа до сих пор сходит, мягко говоря… Пишите. Что вам нужно, куплю. Еще раз поздравляю с великим событием. Это большая радость для всех нас. Счастливо. Надеюсь, скоро увидимся. 6.07.76.

16.06.76. …завтра сменяю билет на транзитный, теряю при этом 50 коп., но я готов заплатить в 100 раз больше, только бы краешком глаза увидеть вашу новую квартиру и вас в ней (мамино - открываю вам тайну ее сердца – поручение).

Следующее письмо уже из дома: ...всю эту неделю с Валерой рыбачили на карьере: поставили сеть, а чтобы проверить ее до работы, приходилось вставать в шесть, а то и в пять утра. За отчетную неделю поймали двух карпов (по 600 и 650г соответственно), штук 7-8 сорожек (100 -300г), окуня гр 300, да я еще поймал мелких окуней 4 штуки удочкой. Так что уха маме была…Сегодня днем я проявил 3 пленки (первые), одна – волгоградская, что-то получилось, Алеша особенно хорошо… ( 8.08.76).

 Галина приписка: Папа, не забудь о крышках (в ту пору тотального дефицита это было нормально – мы возили из далеких краев всякую мелочь. В эту же поездку папе было заказано привезти от нас соду). Толе был заказ на мохер – Галя с Леной тогда занимались вязанием) и колготки.
Для иллюстрации из Галиного письма нам: «У меня есть просьба – для Лены – помогите нам купить учебник истории для 5 кл. Нигде не можем достать…Есть просьба достать для Светы колготки 14 -16-го размера, может, до вашего отъезда «выбросят» хоть в каком магазине. Ну, и если попадутся, колготки мне и Лене -23 – 25 размер. Я уж к кому только не обращалась, никто не может купить. А в яслях на день 1-2 колготок нужно, а те, что мы в Ленинграде в прошлом году купили – порвались и стали малы… Но еще и к папе есть просьба (папа как раз у нас был в гостях)- купи маме зонтик, только сюда ничего не пиши – привезешь подарок – ладно? Таня поможет выбрать – не очень яркий за 9-10 рублей. А то мама мучается в бесконечные наши дожди, нужно то в магазин, то в баню, то в больницу. А если промокнет – сразу заболеет…». Папа, спешу сообщить, что на «твоей» грядке под пленкой – хороший урожай помидоров, ветки падают на землю, мама почти каждый день их подвязывает. На ночь Валерик с Толиком закрывают…»(7.08.76.)

Мама: Я не сумела вовремя заказать Толе купить там перца черного молотого и горошка (нам и Гале). В Суровикино, я помню, продавали на базаре. Может быть, и в Волгограде есть на базаре? А может, в магазине есть? Если Толе не удастся найти, то этот заказ нужно передать папе. Он будет везде ездить, пусть поищет.
Наконец-то с этого понедельника (вчера) Света пошла в ясли. Говорят, после ремонта стало очень красиво, куплено много новых игрушек.
Июль у нас был замечательный: вечера тихие и теплые и днем в основном 29-30градусов жары с ветерком. Мне тяжеловато. Но стараюсь терпеть и себя успокаивать этим, что август здесь уже как осень будет.  Но здесь все кругом зелено, в клумбах цветут разноцветные цветы, воздух чистый, пыли нет.У нас в некоторых кустах расцвели георгины, в этом году они посажены у дома и у времянки. Давно во дворе цветут маки разноцветные. А огурцы и помидоры все в цветах. Огурцы уже едим, пока около10 штук сорвали. Но на-днях поспеет много.
А помидоры хорошие на нашей грядке! Вчера я срывала деток и верхушки и полола их, так в некоторых кустах по 15 помидор и больше, только они снизу под листьями, поэтому их не видно, а сверху цветы… Картофель во дворе тоже расцветает. Дома цветы цветут, постоянно на столе букет из полевых цветов, сейчас одни ромашки.  В основном привозят букеты Галя с Леной. Они у нас непоседы: или на участке, или на картошку, на карьер, на Олху, а в эти выходные ездили всей семьей на Иркут…
Да, забыла похвастаться:15 июля ходили в театр с Галей и Мишей. Приезжали артисты из Москвы. Выступление артистов не очень понравилось, но Дворец культуры «Металлург» просто красота! Обязательно нужно бы всем побывать…
(21 июля, 12 часов дня)

Письмо от Светы: Здравствуй. Алеша!  Я по тебе очень соскучилась, вот. Я нахожусь сейчас у бабушки и у дедушки, потому что у меня садик закрылся на ремонт. Я сегодня у бабушки, вернее, с бабушкой, буду ночевать. Алеша, у меня есть две гребенки, белая и оранжевая. Одной я расчесываюсь, а  вторая запасная.
У меня в микрорайоне есть подружка. Такая же, как я, только ей пять лет. Мы с ней каждый день играем, живем в одном доме… Когда у нас был праздник, я подарила бабушке игольницу. В садике я танцевала танец «Подснежники».
Живем мы хорошо, и у дедушки с бабушкой, и дома – в микрорайоне. Лена учится только на одни пятерки, иногда бывают даже и единички. Папа собирается ехать в Волгоград. Маму наградили за то, что она хорошо работает.
Мухтар у нас баловник такой. Он мне рвал сапоги, даже штаны. Дяде Валере грыз ноготь, не как волк – как заяц.
До свидания. Алеша. Пиши мне ответ.
Писал дядя Толя, Света диктовала.

Толя из Комсомольска-на–Амуре, работал там инженером на судостроительном заводе:
Здравствуйте, дорогие Таня, Коля, Алеша и  Машенька! Эта бандероль предназначается для наших именинников: мамы и сына. Поэтому, чтобы не было обидно папе и дочке – посылаю им по горячему привету. Для мамы: «В зрительном зале В. И. Ленин», «М. Нестеров», «Амурец» - газета судостроительного завода, остальное Алеше. Здесь в магазинах даже погремушек нет, поэтому Машеньке ничего нет. Да, получили ли вы мою вторую бандероль (с А. Платоновым и фотопленками)? Две бандероли из Шелехова пришли вскрытыми. От вас – в порядке. А. Вампилова читаю, не отрываясь. Очень ценный подарок - бесценный. Если б не эта книжка – у меня не было бы такого повышенного настроения.

Таня, нужно заказать на Иркутское телевидение песню для папы и мамы – к юбилею. Какую? Валера в поздравительной телеграмме сообщил, что, возможно, приедет ко мне в отпуск. Желательно, в сентябре – когда пойдет красная рыба. Я сейчас работаю без выходных и сверхурочно, в сентябре будут испытания, поэтому со временем будет, в основном, также. Но для Валеры время найду.
Милая именинница! Так как поэт во мне умер, то посылаю стихи с прозаическими отступлениями:
Моя сестра меня умнее,
Моя сестра меня добрее,
Моя сестра меня сильнее,
А думает наоборот –
Что младший брат ее умнее –
На удивленье – вот так вот!... ( Это он перефразирует стихи И. Шкляревского, которые я послала ему),
Вашу бандероль получил в день рождения, и телеграмму тоже (это было вчера). Большое за все спасибо. Счастливо. Ваш Толя. 14.08.80.


Папа: Дорогие наши Танечка, Коля. Алеша, Машенька и Анечка, здравствуйте. Получили от вас долгожданные письма. Таня писала 30.12. а Анечка 2.01.93.,где вы пишите, как вы встречали этот Новый год. Как я понял, не очень было у вас весело. Но, с другой стороны, вас порадовала погода. Снег чистый, тихо и мороз, и воздух чистый – это прекрасно. Погода у нас тоже, надо сказать, хорошая. Солнечно, мороз не превышал 34 гр.. а воздух сами знаете какой.
А тут еще пожар на кабельном подбросил газу… Дорогие наши, вы пишите, что договорились насчет дома за 400тыс. в Котельниково, хоть он и маловат, как вы пишите (следующую зиму мы будем встречать в этом доме всемером – с нами будут уже мама и папа. Мысль об их переезде появится только летом, через несколько месяцев после этого письма, когда папа приедет к нам в гости), лишь бы он был сам по себе крепким. Наверное, можно будет в нем разместиться? Зато свой! Есть летняя кухня, гараж, участок земли и, наверное, есть фруктовые деревья, это же прекрасно. Лишь бы удалось купить. А по Сибири горевать не надо. Одно плохо, что сейчас, можно сказать, в разных местах все оказались, И что мы будем делать, трудно представить. Я все еще собираюсь приехать к вам, погостить у вас. А что из этого выйдет, пока тоже не знаю, т.к. вы и сами еще не устроились. А мне одному ехать нельзя, только с Галей. Это она сама предлагает, а что из этого выйдет, посмотрим. Ехать хотелось где-то в феврале – марте, чтобы не было жарко.
На этом кончаю, целую всех – ваш папа, дедушка (и его характерная подпись….).

Мама ( 4.03.93): Здравствуйте, наши дорогие родненькие Таня, Коля, Алеша, Машенька и Анечка! Миленькие мои, сколько радости  принесли нам вчера ваши письма! Наконец-то собрался написать Алешенька! Мы все были рады твоему письму, как будто поговорили с тобой, Алеша. А девчонки доставили неописуемую радость! Такие письма красивые, содержательные. А у Машеньки с юмором. Мы так все смеялись, у всех поднялось настроение. Огромную радость доставили яркие рисунки Машеньки и Анечки и Анечкина песенка. Анечкину принцессу и коня Машеньки я сразу повесила на стенку, у зеркала. Пусть все любуются, и свои и чужие. Она больше похожа на молодую степную кобылицу. А Машенька еще такой отрывок из сказки нарисовала, вот Ваня с Таней порадовались.  Дядя Толя вечером забрал все письма домой, они сейчас у них. Тетя Галя успела прочитать и радоваться вместе с нами письмам. Рисункам и «весенней песенке» Анечки. Мы еще не раз будем перечитывть письма и радоваться.
Дорогие мои!  Я бы сама к вам хоть сейчас полетела, так по вам всем соскучилась и очень хочется посмотреть на вашу теперешнюю жизнь. Но дом нельзя оставить. Толя с семьей не хочет перейти к нам, говорит, все уделаем… Я, конечно, тоже думаю, если придется продавать, то лучше в чистом виде.  Все равно нам в конце-то концов нужно куда-то переехать жить… Будьте все здоровы и счастливы! Целуем вас и обнимаем, мы все Просняковы и Поповы. Ваша старенькая мама и бабушка Аня.

Папа (в этом же письме): Здравствуйте. дорогие наши родные Танечка, Коля, Алеша, Машенька и Анечка. Спешим сообщить вам о том, что письма ваши долгожданные мы получили вчера. Т.е. 3.03.. Как мы были рады! От Алеши, Машеньки и Анечкино, с дополнением мамы, т.е. твоим, Таня. От души посмеялись над Машенькиными словами (а что случилось?) и нарисованной мордашкой. Радовались Анечкиной принцессе и весенней песенке. А что стоит Машенькин конь!
Мы его назвали «конь бежит, земля дрожит». Рады за Алешу, что наконец-то разрешается вопрос с учебой на зубного техника, и вообще мы рады за вас всех. И мне очень понравилось Анечкино письмо. Пишет как взрослая, четко, ясно, разборчиво и обстоятельно – умница. Письма все очень красивые, с рисунками, и нам приносят  большую радость.
А теперь несколько слов о нас всех. Здоровье, надо сказать, не очень-то хорошее, частенько болеем, особенно беспокоит давление. У меня, например, доходит иногда до 240, а то упадет до 120. У мамы-бабушки тоже давление повышается. Да к тому же у нас экология неважна, часто в городе просто видно – стоит туман, дышать трудно, во рту стоит горечь.
Насчет поездки я сейчас и не знаю, что и писать. Все зависит от  Гали, а у нее свои проблемы. Сейчас ей надо самой подлечиться, а потом у нее еще не завершен обмен квартиры. А тут Лена со Светой просят, чтобы она приехала хоть на один день…. Поездку, конечно, мы не откладываем, но когда дело будет, не знаю. Еще напишет мама-бабушка, а я целую вас всех и желаю здоровья.

Надписи на фотографиях. Орфография не изменена.

«На долгую и добрую память Брату Пети сестре Ане и племянникам от Брата Саши жены и Таички. 19.04.60 г.» (Видимо, Ира еще не родилась).
«На память Дорогим родным Просняковым от родных Генераловых, снимались 7 ноября 1961 г., посылаем 23 ноября 1961 г.» (На фото дядя Леша, жена, Петя и Вова).
«На долгую и добрую память дяди Пети и тети Ани братьям и сестрам на память от племянниц Таи и Ирочки». Около 1962 года.

«Шлом надолгою помот дорагим радителям Василию Филипевичу Попову Раисе Василевне Просняковой и Петру Аликсеевичу и всем интересующимся (похожее слово) кто желает посмотрет. 5.03.36 г.»
«Ане от Шуры  г. Петрозаводск пединститут 1 курс. Вспомни хоть иногда чем никогда. 5.06.40 г. (на фото – трое девушек)»
«Фотография  на память родным от Проснякова Петра А.» Подпись (фото у нас, видимо, не сумели подарить). На фото сидят папа с более рослым мужчиной, в гражданской одежде, позади них – картина с лесным видом.
«Фотографировался в гор. Петрозаводске КФССР сентябрь 1940 год.» Подпись с росчерком. Папа – в гражданском пальто, светлой кепке и белой рубашке с воротником, как у водолазки (тогда их не было).
«Фотографировались ст. Котельниково Стал. обл с Паршиковым Евгением. На память.» Подпись папы.
Карельские фото обычно без подписи. Например, мама, тетя Куня и пожилая женщина сидит между ними, их руки – у нее на плечах. Примерно 1936-37 г. Даты нет.
«На память Дедушки Василию Филиповичу от внука Проснякова Петра А..» ниже приписано детским почерком: «Папа». Вдоль фото – каллиграфическим росчерком: АТоснико& - примерно так. Таких фото два, одно без подписи: четверо казаков в папахах, двое сидят, положив одинаково правую ногу на левую, руку на руке на колене. Видимо, отослать одно фото не удалось. Дата примерно 1938 год – служба в Белоруссии.
 «На память  Проснякову Петру Алекс. от Мельникова Ив.Ив. ст. Потемская.» На фото: папа стоит, положив правую руку на плечо сидящего, оба – в армейской форме и папахах. Изображение характерно для тех лет – неровно забелено по краям.
«На долгую добрую память любимой сестре Ани от брата Пети Александр. Вспомни меня и не забывай, как верного брата, который живет на условной (слово не понятно) стороне большинство своей жизни. Брат Петя. Фотографир. 24 февраля 1940 года. Ст. Таржеполь КЖД.» Подпись. Фуражка со звездой, улыбка, блестящие глаза, белый воротничок. На белом фоне вокруг головы - витиеватые росчерки.
Группа военных. Папа среди них. «На память Проснякову П.А. от земляков и сослуживцев 23-й Д Стал каз полка».

 Военный в кителе и папахе опирается на подставку с кисейным платочком, хромовые сапоги блестят. «На память Петру Ал. От Киреева Ивана Н. х. Минаев по совместной службы БССР гор. Слуцк 23.02.38 г. 23-й Донской Сталинградский казачий полк».

Двое солдат в пилотках у плодового дерева, взявшись за руки. В руке одного из них - дяди Леши – букет цветов этого дерева. «На долгую память дорогим родным Просняковым от вашего племянника и брата Леши Генералова. Высылаю в дни службы моей в городе Севостополе. 31 мая 1952 года».
Борис Григорьев в военной форме, погоны старшего сержанта. «На долгую добрую память дяде Пете, тете Ане, Тане и Толику – от племянника – Бориса! ГДР. 19.03.62. В дни моей службы в Германии!».

Следующая часть: http://proza.ru/2012/09/02/1356


Рецензии