Мама поколения

МАМА ПОКОЛЕНИЯ

*

Fairies of Flower

http://www.youtube.com/watch?v=nKUKKkjlBYA


*

Мамочка, ты моя девочка! Ты малышка ростом ниже моих плеч, а ведь я и сама невысокая. Как я люблю видеть  твои глаза, поднятые к моему лицу – ты что-то просишь!... В такой просьбе отказать просто нельзя! Твой взгляд проникает мне в душу и я сделаю и дам тебе всё, всё!

О, если бы это действительно было возможно...

С днём рождения, моя дорогая, подружка моих детских лет, по утрам распахивающая двери моей спальни, - вставай и иди гулять!- на воздух, на воздух!

А я учусь во второй смене, уроки сделала уже вечером, и теперь могу спокойно пойти погулять, подышать свежим воздухом, нагуляться в моём зачарованном яблоневом саду, попересаживать там мои цветы, налюбоваться каплями дождя на веточках деревьев, пока готовишь – каждый день свежий - обед для папы, ведь он придёт домой обедать, и нужны свежие блюда. Алечка твоя сбегает тебе в магазин, сколько раз ты не попросишь – хоть три, хоть четыре раза в день! Мне нетрудно, для меня это не проблема. Мне и в голову не придёт отказать тебе.
Мы с тобой живём как одно существо, в нас столько любви, мамулечка моя дорогая!

Я нигде не видела такой улыбки, как у моей мамы, и я всегда хотела чтобы ты улыбалась. Улыбайся же, улыбайся, улыбайся!

Тебе сегодня 85 лет, и ты всё улыбаешься и улыбаешься.
Помню как навстречу тебе улыбались все венгры, когда ты была у меня в гостях. Где-то я так и написала – весь седой Будапешт разулыбался тебе в ответ!  Что случилось, что ты больше не приезжала? А ты разболелась и – всё, встречаться мы могли уже только у вас.
Ах ты моя дорогая!
Сколько же ты пережила!

Я-то вспоминаю одни прекрасные моменты, а не твою астму. Ах, почему я тогда не знала, как с ней справиться? Я бы тебя вылечила, мама моя.

Это трудно, но возможно. Себя вылечить я смогла, а ведь моя астма была ещё тяжелее твоей.

Я смотрю на твоё лицо – эти милые и невероятно кроткие глаза, сколько же в них силы! Они противостояли всем вихрям враждебным, которые непрекращаясь реяли над твоей головой, мама моя!

Мало людей живёт на свете, у которых была настоящая мама – сегодняшние мамы все подряд работницы – рабыни, рабыни, о  у их детей нет настоящего детства!

Но у меня было.
...

Мамочка моя, ты маленькая девочка – всю жизнь я имею к тебе именно вот это чувство – ты малютка, тебя нельзя обижать, да и по правде говоря, тебе нельзя рассказывать о слишком тяжёлых событиях моей жизни. Твои нервы неспособны это перенести, мама моя.
...

Скольким же мудростям, умениям, знаниям обучила меня ты, мамочка моя!

Помню. как сидя в кухне и чистя картошку, слушала я твою «лекцию» о том, что такое бесконечность. Вот как. Уже во втором или третьем классе начальной школы у меня появилось это знание. Вот мама берёт буханку хлеба и начинает – если мы разрежем эту буханку пополам, то назавтра останется половина буханки. Если завтра мы разрежем наш хлеб опять пополам, то половина этой половины останется нам на следующий день, и так далее.
И насколько бы ни оказались уже маленькими его крошки – и мама показывает пальчиками, какие маленькие они могут быть, - если мы разрезаем их всегда пополам, они НИКОГДА НЕ КОНЧАТСЯ.

Вот что такое, Алечка, бесконечность. Это когда у чего-то нет конца, как у нашей с тобой буханки хлеба.
Ну скажите мне, какой педагог смог бы объяснить эту вещь лучше, чем моя мама?

Помню как долго не соображала, как решить одну задачку по арифметике – два поезда идут навстречу, известны их скрости – через сколько времени они встретятся, зная изначальное расстояние?
Почему-то никак не соображала, как же эту задачку решить. Ну не пойму и всё.

Вот мама и говорит – а ты перестань о ней думать и сходи-ка в кино. Забудь, и решение придёт само собой – и откуда она это так чётко знала?
Придя домой из кино я сложила две скорости –  даже и не понимая пока, почему, но задачка была решена, а смысл пришёл только позже!

Интереснейший момент, вообще-то говоря.

Мамочка моя дорогая, а как ты мне помогала делать уроки по рисованию! Для меня это был самый трудный предмет – мозгам было легче работать, нежели рукой с карандашом в ней. И вот я рисую, и не что попало – а саму царевну–лебедь, срисовываю с великолепной иллюстрации, и мама подправляет мои линии, и рисунок потом окрашивается красками, даже и тёмно-синий аквамариновый цвет акварели стоит сейчас у меня перед глазами, как он мне нравился!  – и вот оно, чудо!

Сколько же тюльпанов и незабудок нарисовала я под твоим руководством, мамочка моя милая, тонкая и старательная подружка моих детских лет! И я смотрю, как твои пальчики держат карандаш и всё штрихуют и штрихуют -  провести сразу точную линию нелегко, а вот штрихами можно всё подправить и подправить, и выходит похоже! Ах этот танец твоих пальчиков с карандашами в них! Это сама жизнь, мама моя!

Сколько тонкостей я подглядела в твоих действиях, о, такому в школе научиться невозможно! Там просто такими вещами не занимаются. А ведь это божественные вещи, мама моя! Это творчество, а не зубрёжка.

Ты столькому меня научила, что начавши работать, я просто заболела от того, что все мои умения и знания не находят себе применения, - хожу на работу, прихожу домой невероятно усталая, и всё на что остаётся ещё сил – это накормить, искупать детей и уложить их спать!

Это был просто ужас, и всё время воспитания моих дечерей я испытывала ужасные мучения совести – что я не смогу научить их всему, чему меня научила моя родная мамочка, золотая подружка моих детских лет! Но тем не менее, мои дочурки ходили в платьицах моей ручной работы, ни у кого больше не было таких одёжек, и таких вязаных кофточек, и таких необычных причёсок, и таких нафантазированных блюд, которые я готовила им по субботам и воскресеньям – и все эти мои знания и умения происходят от тебя, мамочка моя!

О, такого счастливого детства, как моё, наверное, больше нет ни у кого!

Но почему????
Маме сегодня 85 лет, и что она говорит – она бы с интересом поработала в музее. И что вы думаете? Музею не была бы полезна сотрудница с громадным жизненным опытом, с невероятно обширными заниями, умениями, способностями к чудесной коммуникации с людьми, с тактичными мудрейшими  подсказками, что и как лучше сделать?

Когда мама даёт совет – он всегда полезен. Мамины советы всегда имеет смысл исполнять, о ты, моя мамочка, самая лучшая подружка всей моей жизни, радость моих детских лет!

Я пишу -  у каждого из нас своя мама, и это именно так. Сестричка родилась гораздо позже, её мамочка пошла работать, когда ей было лет семь -  и она уже не смогла получить того, чем меня осыпала моя мамочка, та же самая женщина, но юная, весёлая и жизнерадостная, пока что не задушенная депрессией и постоянными проблемами с сердцем и лёгкими.

Да и жили мы тогда в квартире куда лучшей – надо признаться, дом с садом не сравнить с квартирой, пусть и в самом центре столичного града.

Мы же с братиком приходили домой из школы рапортуя – пять и пять, четыре и пять! – полученные нами в тот день оценки -  и мама выносила нам тетрадку, домашний литературный журнал с юмористическими описаниями того, что из нас что и как делал или не делал,  с привлечением героев нашего любимого юмориста Козьмы Пруткова – Глазенапа и Бутенопа, со смешными рисунками! Сколько же мы хохотали!

А те новогодние украшения, которые мы с тобой делали вместе из бумаги, из ореховой скорлупы, из фольги! Самые мои любимые воспоминания о твоих подарках – это когда ты рывком сдёрнула со стола покрывавшую его скатерть – и он оказался сверкающим целлофановыми мешочками у каждой тарелки! С малюсенькими подарочками в них. В послевоенные годы такого ещё в магазинах не продавалось. Это моё воспоминание вдохновляло меня постоянно на устраивание праздников – и сколько вечеринок устроила я моим собственным дочкам, когда гости были очень довольны и веселились от души, пели песни до утра, тут в Венгрии молодёжь обожает и очень умеет петь народные песни, сотни, сотни народных песен! – они и меня научили - и уходили от нас начиная расходиться где-то в пять часов на рассвете! Все эти мои малюсенькие, но для жизни необыкновенно важные успехи - все происходят от тебя, мамочка моя, от твоей любви к нам, от твоих идей, и от твоих умений!
И «теахаз», где людям настолько нравилось, что вот уже больше двадцати лет прошло, а они вспоминают и нахваливают, а мне-то приятно!

С днём рождения, мамочка моя, моя дочурка и сестричка, моя девочка и моя мудрая Фея Сирени! Я одарила тебя этим именем в процессе моих медитаций о внутреннем ребёнке. Обратившись к нему, я снова начала рисовать и нарисовала невероятные предсказания для моей жизни, о мама! Как же хорошо, что ты меня так старательно учила рисованию! И штрихам, и оттенению выпуклостей, и как накладывать краски на бумагу, и так далее – всего не упомнишь.
Но ты научила меня и ещё чему-то важнейшему – самому умению учиться и учить!

Когда я поучила мою внучку писать красками на холсте  водяные лилии, Ноэми, будучи ещё младшеклассницей, высказалась – если бы нас так учили на уроках рисования...
И вот недавно мы с ней обсудили это воспоминание, мамулечка моя – Ноэми, твоя правнучка, очень мудрое маленькое существо – она и сегодня сказала, что да – в школе не обучают методам!
Что???
Так зачем же детей туда вообще посылать учиться?
Чтобы зубрили?
Простите, так ведь всё, чему нас обучают, всегда одни гипотезы, это нам хорошо известно. Для чего их зубрить.
Чему надо учить по-настоящему – это мышление, это именно что МЕТОДЫ!
 И вот это то самое, чему я в бесконечном количестве и великолепном качестве могла научиться у тебя, о моя ненаглядная, моя драгоценная, самая добрая и мудрая моя подружка – мамочка моя!

Тебе сегодня 85 лет. И сколько же болезней ты стряхнула с плеч твоих, мамочка моя! И астму, и несколько инфарктов, и болезни пищеварительного канала, и просто не перечислить, сколько всякого.

Но ты с ними справилась, и ты живёшь!
Твои врачи попробовали запрограммировать тебя, сколько тебе ещё лет осталось жить – врач так и говорил, смотря тебе в глаза -  3.... 76....
То есть – три года осталось, жить будешь до 76 лет!
И как ты смогла ему ответить, что, три с плюсом или с минусом? О, ты сразу поняла, что он хочет в тебя внедрить! Три, ага!

Мамулечка моя, эти твои ВРАГИ уже давно сами лежат там, куда они пытались отправить тебя, это ТОЧНО.

А ты живёшь,
и ты восстанавливаешь твою память и твои силы,
ибо тот, кто живёт уже долго, получает столько знаний и опыта, что станет жить только ещё и ещё дольше!
А те врачи, которые тебе хотели наврать, что жизнь должна быть короткая – сами такую короткую жизнь и прожили, как проживут короткие жизни те, которые сегодня не верят тому, что ты ещё будешь и будешь развивать твои способности и знания, твои умения и понимание.

Так твой мозг знает куда больше, чем вся литература на свете, мамочка моя, ты моя подружка, ты моя богиня!

Я приехала, и ты напомнила мне обо всём, о чём мы рассуждали в мои детские годы – я уже давно забыла – а ты хранишь эти воспоминания!
И не бойся, найдутся те, кто захочет тебя в этом поддержать и заинтересуются твоими знаниями и воспоминаниями, чтобы разобраться как следует в сегодняшних событиях – ибо всё новое – это хорошо забытое старое!
И всё уже было, и есть люди, которые умеют с ним справляться, и они подскажут вам, остальным, не желающим жить жизнью рабов, о мама моя!

Ты долго не ходила на работу, чтобы у твоих детей была НАСТОЯЩАЯ МАМА.

...ты вытерпела всё, и ты подарила нам настоящее детство, с радостями и интересностями, и умениями готовить прекрасные блюда из ни че го, из крошек,  ведь мы росли в нищете – но не это было главное, ибо зато
ты отвела меня учиться художественной гимнастике, и мне до сих пор  приходится отвечать моим подружкам – танцоркам, откуда у меня такая культура движений.
И ты купила мне пианино, выигравши на него сумму одной-единственной облигацией. И ты не пошла покупать себе золотых колец или же меховой шубы, а побежала покупать твоей дочурке пианино, ибо увидела, как та восхищается самой возможностью учиться игре на нём в юном возрасте! Сегодня оно стоит у меня, и все мои девочки хорошо знают его историю. А я собираюсь реставрировать его красками и лаками, как реставрировала детский столик с русской народной росписью. Знаешь, как он теперь выглядит? Саша расскажет.

Ты моя мама, ты моя фея, ты фея моих детских лет,
сегодня ты уже давно прабабушка, у тебя умненькие и красивенькие дети, внуки, правнуки!

Но самый ценный бриллиант в этой семье – именно что ты.
И все остальные только плетутся за тобой.
Кто плетётся, а кто несётся, спешит, чтобы тебя догнать и поучиться ещё и ещё твоей мудрости, твоему разуму, твоей доброте, выразительности твоих слов и взглядов, глубине твоих чувств и  мыслей. Дать тебе и получить от тебя, как можно больше – этих самых больших и важных ценностей, о мама моя!

И все однокласники мои поздравляют тебя, ибо ты осталась одна единственная  мама -  и для них тоже, мама моя! Сегодня ты мама целого поколения – и какого же поколения, каких добрых, умных, талантливых людей оно произвело на свет, о вы наши мамы! Жёны офицеров – при военной специальности мужей ваших вы воспитали самых мирных и творческих детей, ибо и вы тоже могли оставаться дома, пока ваши дети были маленькими. да и школьниками тоже.

Как хорошо любому человеку этого поколения, что есть с кем пообщаться, поспрашивать, поучиться, поузнавать, что и как было, и когда и почему.

И моя семья поздравляет тебя, ибо кое-что они получили и от меня – в конце самой бурной ссоры они высказали – ты самый лучший педагог в мире, ты умеешь учить лучше всех на свете - это про меня –да, но откуда у меня такая способность? Кто мне её подарил, кто научил меня её тонкостям, развил и раскрасил различными искусствами, чтобы никогда не было скучно?

Как кто?
Ты, ты, мамочка моя, ты дочь и внучка волхвов двадцатого века!


Мама моя!

ДОЛГОЙ, ДОЛГОЙ И ПРЕКРАСНОЙ ЖИЗНИ ТЕБЕ!

Будапешт. 18-19 ноября 2009 года.

И если кто-нибудь из читателей захочет поздравить мою маму – её произведение тут на «прозе» -
у автора Екатерины Ивановны Мартьяновой. Правда, её емэйл не действует, но можно воспользоваться моим авторским.


Рецензии