Мост Траяна в Алькантаре. Испания

Поиски дорог, построенных древними римлянами, привели меня к этому мосту. К сожалению, испанская часть знаменитой Пейтингеровой таблицы, на которой были изображены все древнеримские дороги, была утеряна где-то в закоулках времен, и искать их следовало от возведенных теми же римлянами мостов.

Этот мост через реку Таго рядышком с Португалией возвели более двух тысяч лет назад при императоре Траяне, и за эти долгие годы, полные войн и восстаний, он выжил, не дал времени рассыпать себя в прах. Его подлатывали, заделывали выбоины, и он честью и правдой служил всем тем людям, которые спешили по своим делам в разные концы Пиренеев.

Сотни тысяч ног протопали туда и обратно по мосту за долгие годы его жизни. И он будто бы считал всех своих посетителей в проеме арки, что вознеслась над проезжей частью. Посчитал он и меня.

Но я не пошел на другую сторону, я сразу же после арки остановился у парапета, поставил локти на горячий от солнца каменный барьер и стал улыбаться окружающей природе. И почудилось мне, что мост не только понимает мою улыбку, а и улыбается со мной вместе, будто хочет сказать, что стоять тут ему несказанно нравится. Что нет ничего прекраснее, чем возвышаться над капризной рекой и помогать людям делать  добрые дела.

- Но, дружище, - возразил я. - Тебя же ведь строили для войны. Ведь основная задача римских дорог - способствовать быстрому передвижению войск.

- Ерунда! - отмахнулся мост. - Войны проходят, а люди и мосты остаются. Если их не убивают. А если ты остаешься в живых, то должен жить и помогать людям жить. Я это понимаю - я тут стою. А те мосты, что только собой любуются, умирают жалкой смертью, лишь только их забудут люди. Без людей мы - ничто.

Я молчаливо с ним согласился, и мы вновь заулыбались. Тем более, что там, внизу, было то, чему стоило улыбаться...

Там, на речной глади солнце не просто отражалось, а разлило свое золото, которое никуда не уплывало, а просто качалось на волнах, чтобы ему улыбались...

А мы порой на мостах скучны и до грусти пусты...


Рецензии