Ветхий завет - 3. Пирамида

    Миф о сотворении мира свидетельствует об утверждении иерархического способа осознания мира.
    Человек, согласно этой концепции, больше не является простым элементом этого мира, а
становится вершиной вселенской пирамиды.

    28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

    Из этой выдержки текста ветхого завета видно, что иерархия имеет характер многоступенчатости.
    Упомянуты по крайней мере 3 уровня подчинения: нижняя ступень ( растения ), средняя ступень ( звери ) и верхний этаж ( люди ).
    Предназначение «травы» - кормить зверей, птиц и рыб.
    Предназначение «зверей» и «травы» - кормить людей.
    Предназначение людей - жить согласно этому закону, т.е, - использовать «траву» и «зверей» по их предназначению, употребляя их для своей пользы. .

    Дальнейшее выстраивание иерархической системы ветхого завета, очевидно связано с
внутривидовой конкуренцией между людьми, увеличением населения и значительными изменениями природной среды, породившими необходимость формирование морального кодекса отношения к  «чужакам».

    Для ветхого завета изначально ( с первых его страниц ) присущ полемический по отношению к ранее существовавшим системам мышления характер ( речь идет о язычестве и идолопоклонстве, хотя принципиально, это – одно и тоже, многобожие ).

    Язычество означало соединение богов, произошедшее в результате смешения племен, своего рода кодекс всеобщего равенства.

    Презрение к язычеству, презрение к земледельцу ( земледелец был фигурой, олицетворяющей «толпу», и бесконечную демографическую экспансию ) и презрение к государству, покровительствующему крестьянам, - вот только некоторые элементы агрессии зарождающегося монотеизма в отношении уже сложившейся к тому времени системе мироустройства.

    Занятие ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ превращало человека в «раба земли», что противоречило установке на  царственную роль человека в природе.

    Земледелие стало активно развиваться только в результате образования стабильного союза крестьян с кочевниками-скотоводами, предназначенными на роль армии. Именно мирным способом формирования этого союза объясняется появление ЯЗЫЧЕСКИХ пантеонов, представляющих родовых богов  одновременно тех и других племен.

    Защита земледельцев от грабежей скотоводами и защита скотоводов от засух, уничтожающих их животных ( за счет формирования неприкосновенных фондов зерна ) произвели мгновенный по историческим меркам экономический и цивилизационный эффект.  Речь идет о ГОСУДАРСТВЕ.

    Земледельческий труд, язычество и государство представляют собой разнородные, но
неразъединимые понятия. По-крайней мере так было когда-то: во все «древние» времена и на
всех континентах.

    О принципиальном неприятии КРЕСТЬЯНСКОГО труда ( богом ветхого завета ) речь идет в таком «базовом» мифе, как легенда о Каине и Авеле. Свидетельством в пользу такой трактовки сюжета мифа является  другой  ( гораздо более древний, шумерский ) миф, тоже излагающий историю спора земледельца и  скотовода  ( поэма «Эмеш и Энтен» ).

     Высокая степень значимости проблемы, объединяющих два эти сюжета, подчеркивается тем обстоятельством, что конфликт оказывается разрешен только с помощью высшей силы ( в поэме «Эмеш и Энтен» этой силой является бог Энлиль ).

     Сам факт убийства Авеля Каином, таким образом, является только одним из элементов «тайнописи», постоянно формирующим  язык ветхого завета в направлении многоуровневых возможностей понимания его смысла.

    Отношение единого бога к иным богам ( или, библии - в целом - к язычникам ) в комментариях не  нуждается. Солнце, в качестве космического тела, вокруг которого вращается земля, признано ( в процессе жестокой идеологической борьбы ) «теистической» реальностью. ЯЗЫЧЕСТВО до сего времени остается жупелом, по сути – ругательным словом.   

    В приведенном списке «синонимов» ( земледельческий труд, язычество и государство ) не хватает еще одного важного элемента - ПИРАМИДЫ. Пирамиды были ВЕЗДЕ, где возникали мощные государства древности. Могучие державы просто обязаны были обладать избыточным запасом мощности.
    Неизбежность периода неурожаев ( возможно, несколько лет подряд ) означала необходимость создавать запасы и иметь избыточные трудовые ресурсы. Другой стороной этого обстоятельства стала необходимость регулярного « сбрасывания жира». Кроме того, в межсезонье нужно было занять работой крестьян. Процесс таких государственных строек ( «пирамиды», как правило, соединяли в себе функции храмовых комплексов и обсерваторий ) имел исключительно- важное идеологическое значение, не меньшее, чем религиозные праздники.
    «Всенародная» стройка соединяла людей, прибывших из всех провинций, что означало поддержание осознания единых задач и целей в элементарном деле выживания каждого человека в отдельности. 

    Не нужно доказывать, что Вавилонская Башня, возведение которой однозначно осуждено ветхим заветом ( в лице самого бога, разрушившего ее ) была одним из типичных примеров ступенчатых пирамид. Для нас важно, что разрушение башни в ветхом завете является символом разрушения ГОСУДАРСТВА.      

    Итак, миллионы крестьян, могучие державы и цементирующее их ( государства ) язычество,  с точки зрения единого бога ветхого завета не достойны его забот, все люди грешны и, стало быть, все в этом мире необходимо заменить и переустроить.

    Кто же может быть позитивным примером, противостоящим разгулу неправедного мира по всем территориям земли? 
    Только один человек, АВРААМ.
    Вот, он-то, патриарх Авраам, и есть пресловутая вершина пирамиды. Он и его потомки.
    Авраам с презрением относится к язычникам. Авраам не есть раб своей земли: Авраам – скотовод.
    Авраам не имеет никакого отношения к земледельческим государствам. Он только использует  некоторые их ресурсы, тем временем непрерывно перемещаясь с место на место, пересекая границы и меняя места проживания.

    Христианский ( православный ) способ восприятия фигуры патриарха Авраама зачастую ошибочен.
Авраам – не просто одинокий скиталец. Авраам есть царь, отправивший на войну ( война девяти царей ) своих рабов.
    14 Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;
15 и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;
    И те цари, которые потерпели поражение, но которых поддержал Авраам, напав на победителей, признали его равенство с ними, хоть он и был иноземцем и земли своей не имел.

    318 рабов, рожденных « в доме его» ( мужчин, способных воевать ) с учетом женщин, детей  и тех рабов, которые не были рождены « в доме его», должны составить в сумме огромный отряд из нескольких тысяч людей, передвигавшихся совместно с Авраамом. В качестве царя Авраам обладает своим «царством», которое, впрочем, имеет свои уникальные особенности.

    Во-первых, у этого «царства» нет собственной территории, во-вторых, внешне напоминая племя, оно является, по сути дела, частным «капиталистическим» предприятием, руководимым «генеральным директором» Авраамом.

    Почему рабы Авраама не убегают от него, и даже готовы участвовать в рискованных для жизни военных предприятиях своего «царя»? – Ответ на этот вопрос не очевиден. Но представить себе, как, находясь по большей части в пустынных местностях, Авраам «выращивает» свой полувоенный отряд, в принципе – можно.  Авраам и его рабы находятся в тесной психологической и пространственной связи,  где выживание каждого человека зависит от каждого.

    Являясь потомственным скотоводом ( пастухом или «пастырем» ), Авраам озабочен задачами управления прежде всего своими рабами, которые, в свою очередь, выпасают стада его овец.

    Фактически, в случае «шагающего замка» Авраама, мы сталкиваемся с той же самой многоуровневой иерархией , которая изначально уже задекларирована в мифе о сотворении мира.

    Но здесь уже присутствует дополнительное звено, еще один раз усложняющее первоначальную структуру: люди авраамова «государства» разделены по простому принципу: царь и его рабы.

    Будучи долгое время бездетным, Авраам не допускает и мысли, чтобы самый доверенный,
преданный ему раб ( управляющий его хозяйством ) превратился в его наследника.

    2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

    23 И взял Авраам всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.

    Но никому из рабов Авраама, избранного богом для дальней великой судьбы, не довелось приблизится ни к богу Авраама, ни к самому Аврааму. Поскольку судьба их была быть рабами, и таковою она и осталась.

    Через много лет, правнук Авраама Иосиф, утверждая принцип пирамидальной иерархии, приблизившись к фараону и обретя почти неограниченную власть, реформирует государственное устройство древнего Египта согласно изначально установленным его прадедом принципам.

    И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

    Эка невидаль, обращение людей в рабство?
    Но и это дело – непростое, требующее неспешной работы и постоянных еже вековых усилий, поскольку структура пирамиды обязана быть совершенной: храм, прежде всего, необходимо построить в душе.


Рецензии
Вывод меня Ваш озадачил, Владимир. Порабощение, выходит, душевное совершенствование?!

Ирина Мадрига   19.11.2009 00:27     Заявить о нарушении
Духовное совершенствование - непонятная штука. Нужен сторонний наблюдатель
с особыми полномочиями, который может оценить процесс.
Я пытаюсь анализировать то, что давным-давно известно, но по какой-то
причине остается непонятным мне и многим другим людям.
Меня, конечно, интересует то, что происходит сегодня. Поэтому я читаю
ветхий завет.

Владимир Середа   19.11.2009 11:25   Заявить о нарушении