Путешествие вокруг Рыбинского водохранилища

Идея объехать Рыбинское водохранилище появилась у нас в начале весны – хотели совершить первое настоящее велопутешествие. Менялся состав желающих, но в итоге поехали четверо – Александр Губанов, Александр Алексеев, Игорь Толоконцев и Елена Ельницкая. Для перевозки снаряжения и продуктов нами были закуплены в Питере велорюкзаки типа «штаны» - удобные и вместительные. До нас по этому маршруту проезжал в одиночку Андрей Сироткин, руководитель областного клуба велопутешествий «Велорусь».


День первый.

Утро. Последние сборы. Прощание с женой и дочкой. Не торопясь  доезжаю до вокзала. Не верится, что начальство отпустило в отгулы на такой срок. Ещё вчера обслуживал оборудование доменного цеха, а сегодня буду крутить педали и уноситься вдаль от Череповца. Жду остальных участников похода. По их приезду выясняется, что ни у кого нет фотоаппарата, вся надежда на мой мобильник с приличной цифровой камерой. Последними приезжают провожающие. Максим Соколов снимает видео о нашем отъезде – в этот же вечер выкладывает его в интернет.  Подходит электричка из Вологды. На ней нам ехать до Бабаево, где и стартует наш велопробег. Могли бы выехать из Череповца, но федеральная трасса А-114 в том направлении ужасного качества и непригодна для велотуристов. Поэтому мы оставляем себе небольшой отрезок этой трассы от Лентьево до отворотки на Устюжну.  В электричке занимаем отсек между лавочками своими велосипедами, рассматриваем карты маршрута, строим планы на первый день пути. Фотографируемся. По приезду в Бабаево небольшие приготовления – подгонка рюкзаков на багажники. Нужно заметить, что велосипеды у нас спортивные и багажники пришлось приспосабливать с помощью русской смекалки и мата. С чем мы блестяще справились. Фото на память у памятника Ленину возле вокзала и мы выезжаем из города на трассу. Погода прекрасная. Солнце будет на протяжении всей недели нашего путешествия. Мы обнажаемся по пояс и загораем в пути. Трафик на этой дороге почти нулевой, особенно в будний день. Качество асфальта на троечку с плюсом.  На 13 километре у меня лопается передняя камера, ставим запаску, но она тоже бракованная и разрывается, даже не накачавшись. Ставим запаску Сани, больше аварий не было ни у кого за всю неделю.  Достигнув  Устюженского района, мы освежаемся в ручье и продолжаем путь. В Лентьево небольшой отдых, едим мороженое. До Устюжны дорога ужасного качества. Километров двадцать молимся за свои велосипеды. Я первым достигаю знака при въезде в город и дожидаюсь остальных. В Устюжне осматриваем местные достопримечательности и встречаем череповецкого велосипедиста, отдыхающего здесь. Купаемся в Мологе и обедаем. Выясняем, что пара церквей, указанных на карте, скачанной в интернете, уже давно снесены. Это был первый случай, когда карта нас обманула.  Потом ещё 15 километров до деревни Даниловское, где находится музей-усадьба поэта Батюшкова. Время позднее, музей уже закрыт. Мы побродили по парку, сфотографировались у бюста поэта. Едем по сосновой аллее, посаженной ещё пленными французами в 1813 году, к месту ночёвки. Случайно находим оборудованное столом и скамейками место на опушке леса. Здесь же поленница дров. Место явно используется по выходным для поедания шашлыков горожанами, но сегодня среда и мы останавливаемся здесь на ночлег. Ставим палатки, готовим ужин, подводим итоги первого дня.
Пройдено 126 км.


День второй.

Уже после первой ночёвки я понимаю, что буду всегда первым вставать по утрам. Уж такой я жаворонок. Проезжаю кружок по полю – ноги после первого дня похода побаливают, но это временное явление. Вскоре они привыкнут к нагрузкам. Ставлю велосипед к дереву. Колю полено на щепки  для разведения костра. Звук топора будит остальных. После приготовления и поедания завтрака отправляемся в деревню осматривать усадьбу. В музее заряжаем мой телефон и походный музыкальный центр. Осматриваем дом – знакомимся с биографией семьи Батюшковых и друга семьи писателя Куприна. В музей мы приехали накануне дня рождения поэта, сотрудники готовятся к литературному вечеру. Оставляем автографы клуба «Велорусь» в гостевой книге. Запасаемся водой. По дороге накрапывает мелкий дождик. Минут десять. Потом тучи уносит ветром. В течение ближайшей недели дождя больше не было. Возвращаемся в  Устюжну, где сворачиваем в сторону Весьегонска. До границы областей идёт довольно неплохой асфальт. Мы с Игорем едем впереди. Саша и Лена на пару километров позади нас. Деревни утопают в цветущей сирени. Тверская область встречает нас пыльной грунтовкой, которая идёт практически до самого Весьегонска. Складывается впечатление, что весь район стоит на песке. Его здесь явно с избытком. Скорость заметно падает. В райцентре тихо – несмотря на день пограничника. Местные жители передвигаются на велосипедах, повсюду велостоянки. Причём байки никто не пристёгивает при входе в магазин – воровства велосипедов здесь нет. Уровень воды в Мологе высок, пляж затоплен. Мы решаем поискать другое местечко для купания и ночёвки. Едем вдоль берега. За городом находим отличную стоянку, примерно такую же, как и в первый день, но лучше. Здесь рядом чудесная река Кесьма – места удивительной красоты. Купаемся, готовим ужин. Подводим итоги второго дня. Съездили с Саней на разведку через деревню Крешнево – вроде бы мы на верном пути. Ночью кто-то подъезжает к палаткам на машине – заметив нас, разворачиваются и уезжают. В остальные ночи нас никто не тревожил.
Пройдено 88,88 км.

 
День третий.

Утром снова купаемся, я пью кофе на корнях деревьев, которые торчат из обрывистого берега Кесьмы. Пейзаж восхитительный. После завтрака сбор в дорогу. По карте определяем, что можем сократить путь, если поедем не по тверской трассе, а по грунтовке до деревни Суково. Но позже выяснилось, что карта врёт. Сначала дорога была нормальная, потом стали появляться лужи. Мы недовольно обходили их, приходилось спешиваться. Особенно страдал Игорь, который ехал на контактных педалях. Далее лужи заполнили всю ширину и глубину дороги. Комаров мы не боялись, грязи и воды тоже. Разувшись, мы шли по дороге всё дальше и дальше. Скорость передвижения естественно как у пешехода. Временами вода наполовину скрывала колёса. Никаких признаков цивилизации. Единственные встреченные нами следы – лосинные. Теперь же здесь остались отпечатки ног велолосей.  Далее дорога вышла на вырубку, где было настоящее болото. Пришлось возвращаться обратно. Позже выяснили у местных, что дорога была нормальной лет 50 назад. Сейчас же по ней только зимой на тракторе за дровами ездят. Летом там проехать даже на гусеничной технике невозможно. На нас они смотрели как на идиотов. А картографы и дальше будут исправно перерисовывать из карты в карту эту уже несуществующую дорогу. Вернулись на место стоянки, отмыли велосипеды и себя. Выехали на нормальную трассу – хороший асфальт, на днях положенный и попутный ветер  сделали своё дело – мы проехали с приличной скоростью до Иваново и там повернули в сторону Ярославской области. Над нами кружат военные самолёты – рядом аэродром. У меня глючит телефон – отказывается фотографировать. У Сани глючит велокомпьютер – болото его добило. У Игоря что-то скрипит в каретке. Едем дальше по отлично укатанной песчаной грунтовке. Незаметно достигаем Дюдиково, где по полуразрушенному мосту пересекаем речку, поднимаемся в горку и видим указатель – Брейтовский район – мы в Ярославской области. В деревне покупаем три литра молока, потом выходим на асфальт. С горки на горку доезжаем до Прозорово. Здесь решаем встать на ночёвку. У местных интересуемся, где это можно сделать. Останавливаемся рядом с деревней Первомайка неподалёку от базы отдыха для московских бездельников. Ужинаем уже в темноте. Подводим итоги третьего дня.
Пройдено 100,12 км.


День четвёртый.

Утром заражаем в Первомайке телефон и центр, фоткаемся на фоне  храма, построенного Мусиным-Пушкиным и возле указателя, где даже расстояние до Парижа указано… Следующая остановка – Брейтово. Райцентр на южном берегу водохранилища нас ничем особым не порадовал – село относительно новое, а потому смотреть в нём нечего – искупались на местном пляже и дальше в путь. Дорога прекрасная, ветер попутный – постепенно приближаемся к месту впадения Волги в водохранилище. По пути покупаем вяленую рыбку к пиву. Борок – город утопает в зелени. Здесь находятся два научно-исследовательских института и администрация Дарвинского заповедника. Меня охватывает ностальгия по детству. Именно так же выглядит Академгородок под Новосибирском, где я часто бывал в детстве. Перекусываем за Бороком  и  достигаем железной дороги. Дорога здесь идёт с горки на горку. Иногда развиваем скорость свыше 50 км/ч. От станции Волга видно мост через реку, но это охраняемый объект – велосипедистов здесь не пропустят. Да нам и не надо. Через 12 километров Мышкин. Мы сворачиваем в деревню Кривец, где расположен районный интернат инвалидов. Рядом с ним находим рощицу, где останавливаемся на ночлег. В роще много проводов – рядом ЛЭП и газопровод – в Мышкине компрессорная станция. Вот в таких местах приходиться ночевать на берегу Волги. Самые красивые и удобные места скуплены и застроены москвичами под свои дачи. Ужинаем.  Снова каша. Ну и пиво с рыбкой. Подводим итоги дня.
Пройдено 120,3 км.


День пятый.

Мышкин – первый город на нашем пути, который процветает за счёт туризма. Здесь прекрасные церкви, музеи мышей, уникальной техники и многие другие. Мы за символическую плату поднимаемся на колокольню местного собора и обозреваем окрестности. На другом берегу Волги река Юхоть впадает, там  наше новое место стоянки. Но для того, чтобы туда добраться, предстоит сделать крюк через Углич и пересечь Волгу по плотине. Можно на пароме, но у нас нет такой задачи.  Мы гуляем по набережной Мышкина, покупаем сувениры, яблочный сок и огурцы домашнего производства. Зашли в музей мышей, где даже президент бывал и не один. Понятно, что за пару часов невозможно всё осмотреть. Я решил обязательно свозить сюда жену и дочку. Во дворце мышей для детей уникальное представление. Небольшой перекус на дорожку и снова в путь. Мчимся в Углич. Понаблюдали процесс  шлюзования, потом осмотрели местный кремль и опять покупали сувениры. Много иностранцев, прибывших в Углич на теплоходе. Местные торговцы сувенирами постоянно гонят нас от прилавков – мы со своими велосипедами мешаем иностранцам  подходить к ним и продавцы теряют прибыль. На берегу Волги отреставрировали какой-то дворец, но нас к нему не пустила охрана – парень поинтересовался нашим путешествием, но вынужден был по службе выпроводить нас.  Потом искупались в реке, правда, в неположенном месте, в районе плотины. Познакомились с местными велосипедистами. В Угличе проходит велофестиваль российского масштаба – в этом году он состоится в 20-х числах июня. С Углича едем по Р-104 на север. Даже не верится, что это та самая Р-104, что связывает Череповец с Рыбинском. Качество дороги на пятёрку с плюсом - машин мало, трасса идёт по берегу Волги через сосновые леса.  Несмотря на встречный ветер, долетаем до Юхоти очень быстро и сворачиваем на берег для ночлега. Сегодня варим суп и едим бутерброды со знаменитым угличевским плавленым сыром. Нахожу место, где ночевал Андрей Сироткин во время своего путешествия. Подводим итоги…
Пройдено 95 км.


День шестой.

Дорога по-прежнему прекрасная. Навстречу попадается колонна автобусов с детьми – первое июня – начинается заезд в оздоровительные центры. Перед самым Рыбинском начинаются ямы. После тихих пройденных нами городков Рыбинск оглушает рёвом машин, бешеными троллейбусами и тысячами людей на улицах. Посещаем государственный музей – бывшую Биржу, катаемся по набережной, штурмуем стены музея со стороны реки – мы ведь ещё и альпинисты. К сожалению, не удалось посетить музей затопления Мологского края в процессе образования Рыбинского водохранилища. По понедельникам он выходной. Фотографируемся на фоне местного храма, построенного по приказу императрицы Екатерины II. Закупаемся на местном рынке, поражаясь ценам, которые явно ниже череповецких. Пересекаем мост через Волгу. Купаемся первый и единственный раз за путешествие на цивилизованном пляже среди местных аборигенов. Покупаем несколько бутылок местного кваса – утолять им жажду в дороге гораздо приятнее, чем простой водой, и мчимся дальше. Навстречу попадается автобус из Череповца – чувствуется приближение дома. Ищем место для стоянки за двадцать километров до Пошехонья. Ночуем  на реке Ухра. Жарим шашлыки в честь последней ночёвки. Ловим ёжика – забредшего к нам на огонёк. Он охотно фотографируется с нами. Ложимся спать.
Итог дня – пройдено 96,67 км


День седьмой, последний.

 Утром встаю снова раньше всех – катаюсь по окрестностям. Потом купание в реке – самая тёплая вода за неделю. Саня, проснувшись, обнаруживает в интимном месте клеща и приходится аккуратно его извлекать. Выдвигаемся в путь. Короткая остановка в Пошехонье. Далее дорога убитая насмерть – но мы мужественно движемся вперёд. Ярославская область провожает нас небольшим дождём – первым за неделю. Нужно заметить, что на следующий день с утра до вечера лил дождь – но мы успели вернуться вовремя. Фото на память на границе областей, короткий перекус – впереди ещё 60 км до города и 10 до подъезда. В Мяксе дожидаюсь отставших ребят. Лена мужественно старается не отставать от нас, хотя уже вымоталась за неделю. У родника в 16 км от города делаем последнюю остановку и доедаем запасы. Далее по уже хорошей дороге мчимся в Череповец. Город через неделю отсутствия кажется чужим. Возле Ледового дворца распиваем шампанское. Просим сфотографировать нас четверых. Прохожие спрашивают, с какого города мы?! За своих уже не признают. Прощаемся у поворота на Данилова – я заезжаю на работу к жене – радостно обнимаю её и мчусь домой мыться и отдыхать.
Итог дня – 150,08 км


У меня получилось километров на 20 больше, чем у ребят – потому что по утрам и вечерам исследовал окрестности стоянок. Итоговая цифра повергла в шок – 777 км за 7 дней. Учитывая, что Череповец, Пошехонье и Рыбинск основаны в 1777 годы, то это цифра символически пересекается с годом основания этих городов. Разрывы камер были у меня на 13 км – тоже магия цифр. И в тот момент, когда мы пересекли границу Ярославской и Вологодской областей, на моём велокомпьютере стояла цифра – 3500 км с покупки велосипеда.

Участники похода:
Александр Губанов – велосипед Merida;
Александр Алексеев – велосипед Merida;
Игорь Толоконцев – велосипед Corratec;
Елена Ельницкая – велосипед  Fuji.

Когда прошло несколько дней после похода, я принялся составлять маршрут нового путешествия – на этот раз будем стартовать из Вологды – Данилов, Ярославль, Ростов, Переяславль-Залесский, Калязин – новые города, новые впечатления.
Хочется верить, что нам удастся открыть в Череповце школу велотуризма и уже в следующем году десятки, а не единицы наших велотуристов будут бороздить просторы России.


Рецензии
Ух, как здорово, я как будто с вами в путешествии побыла. Спасибо за доставленные приятные минуты от прочтения!

Нина Фариа   10.12.2009 19:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.