А. С. Пушкин Мысли о литературе

"Точность и краткость- вот первые достоинства прозы.Она требует мыслей и мыслей- без них блестящие выражения ни к чему не служат.Стихи дело другое (впрочем, в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеко вперед не подвинется)."

"Причинами, замедлившими ход нашей словесности, обыкновенно почитаются: общее употребление французского языка и пренебрежение русского...Исключая тех, которые занимаются стихами, русский язык ни для кого не может быть довольно привлекателен.У нас еше нет ни словесности, ни книг, все наши знания, все наши понятия с младенчества почерпнули мы в книгах иностранных, мы привыкли  мыслить на чужом языке..."   

Мне кажется эти замечательные слова А.С.Пушкина можно полностью отнести к нашему времени.
Как- то по центральному телевидению показывали передачу,посвященную современному русскому языку, положению, в котором он находится, где известный преподаватель- филолог из МГУ охарактеризовал его как трагическое. Были приведены примеры пренебрежительного отношения к нашему "богатому и могучему", в  частности из передачи некой К. Стриж, употребляющей иностранные слова типа "вау"и другие. Использование всуе иностранных слов, а тем более на уровне междометий, имеющих подсознательную нагрузку, чревато опасными последствиями как для самого языка, так и его носителя. Не случайно в странах Западной Европы, дорожащих своей культурой, издаются законы на уровне государства, ограждающие своих граждан от засилья "американизмов" и тому подобных языковых заимствований.
Кроме этого следует назвать огромное количество сленгов, обилие матерных слов, и просто неграмотной речи, которой грешит подавляющее число населения, от президента ("мочить в сортире") до рядового гражданина.
Как писал о матерной речи Ю.Ю. Воробьевский в журнале "Русский дом" в 2002 году №9 на стр.46-47: "Некий специалист по цирку, работающий ныне министром культуры, заявил как-то по телевизору, что русский язык невозможен  без мата...При царе Алексее Михайловиче действовали так: стрельцы ловили сквернословящих прямо на улицах и тут же, принародно, секли. Хорошо бы и сейчас всыпать министру так называемой "культуры".
Анализ складывающейся плачевной ситуации с русской культурой в целом, русским языком и литературой в частности, отношения к православию,позволяет сделать вывод о целенаправленной политике удушения России.Однако продолжим.( П.Л.)

"Господин Лемонте напрасно думает, что владычество татар оставило ржавчину на русском языке. Чуждый язык распространяется не саблею и пожарами, но собственным обилием и превосходством...Их нашествие не оставило  никаких следов в языке образованных китайцев, и предки наши, в течение двух веков стоная под татарским игом, на языке родном молились русскому Богу...Как бы то ни было, едва ли полсотни татарскихслов перешло в русский язык. Войны литовские не имели также влияния на судьбу нашего языка; он один оставался неприкосновенною собственностью несчастного нашего отечества.
В царствование Петра Первого начал он приметно искажаться от необходимого введения
голладских, немецких и французских слов."

"Поэзия бывает исключительной страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни..."

"Два обстоятельства имели решительное действие на дух европейской поэзии: нашествие мавров и крестовые походы."

"...легче превзойти гениев в забвенье всех приличий, нежели в поэтическом достоинстве."
  (О подражаниях в поэзии. П.Л.)

"Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии.Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому- нибудь народу."

"Вдохновение? есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных."

"Критик смешивает вдохновение с восторгом.
  Нет; решительно нет: восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношению к целому.Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно, не в силе произвесть истинное великое совершенство ( без которого нет лирической поэзии).
Восторг есть напряженное состояние единого воображения.Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует."

"Трагедия, комедия, сатира все...требуют творчества( fantaisie), воображения- гениального знания природы."

"...постоянный труд, без коего нет истинно великого."

"Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого- то, такого- то слова, такого- то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности."

"Ученый без дарования подобен тому бедному мулле, который изрезал исъел Коран, думая исполниться духа Магометова."

" Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного."

"Жалуются на равнодушие русских женщин к нашей поэзии, полагая тому причиною незнание отечественного языка: но какая же дама не поймет стихов Жуковского, Вяземского или Баратынского? Дело в том, что женщины везде те же.Природа, одарив их тонким умом и чувствительностию самой раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного.Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи самые естественные, расстроивают меру, уничтожают рифму. Вслушивайтесь в их литературные суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия...Исключения редки."

"Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая -от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения."

"Тонкость не доказывает еще ума.Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки. Прибавить можно, что тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и свеликим характером, всегда откровенным."

"...невинность есть лучшее украшение молодости."

"Должно стараться иметь большинство голосов на своей стороне: не оскорбляйте же глупцов."

"Французская словесность родилась в передней и далее гостиной не доходила."

" У нас употребляют прозу как стихотворство не из необходимости житейской, не для выражения нужной мысли, а токмо ддя приятного проявления форм."

"Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка."

"...мы называем поэтом всякого, кто может написать десяток ямбических стихов с рифмами."

"...истинный талант доверяет более собственному суждению. основанному на любви к искусству, нежели  малообдуманному решению записных Аристархов."

"Есть шутки грубые, сцены простонародные.Хорошо, если поэт может их избежать, -поэту не должно быть площадным из доброй воли,- если же нет, то ему нет нужды  стараться заменять их чем- нибудь иным."

"Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания русского языка."

"...из уважения к себе не должно по лености или добродушию оставлять без внимания оскорбительные личности и клеветы, ныне, к несчастию, слишком обыкновенные.Публика не заслуживает такого неуважения."

"Есть люди, которые не признают иной поэзии, кроме страстной или выспренной; есть люди, которые находят и  Горация  прозаическим (спокойным, умным, рассудительным? так ли?)."

"Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для  искусного писателя.Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре,но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков. Писать единственно языком разговорным- значит не знать языка."

" Вы говорите, что в последнее время  заметно было в публике равнодушие к поэзии и охота к романам, повестям и тому подобному. Но поэзия не всегда ли есть наслаждение малого числа избранных, между тем как  повести и романы читаются всеми и везде".

"Уважению к сему новому народу ( американцам-П.Л.) и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось.С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую- подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров  посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне призираемой: такова картина Американских Штатов..."

"Долгое время французы пренебрегали словесностью своих соседей. Уверенные в своем превосходстве над всем человечеством, они ценили славных писателей иностранных относительно меры, как отдалились они от французских привычек и правил, установленных французскими критиками."

"От неровного, грубого Виктора  Юго и его  уродливых драм  перейдем к чопорному, манерному графу Виньи и к его облизанному роману."

"Некоторые из наших  современников явно и под рукою стараются вразумить нас, что "с них  довольно и малого числа читателей, лишь бы много было покупателей".

"Переводчики- почтовые лошади просвещения."

"Ободрение может оперить только обыкновенные дарования."

"Этот чудак не знал ни  русской грамоты, ни духа русского языка( вот почему он иниже Ломоносова)." (О Державине П.Л.)

" Не должно русских писателей судить, как иноземных. Там пишут для денег, а у нас(кроме меня) из тщеславия."

"Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок- не так, как вы - иначе."

  "Вообще пишу много про себя, а печатаю поневоле и единственно для денег: охота являться перед публикою, которая Вас не понимает, чтоб четыре дурака ругали Вас потом шесть месяцев в своих журналах только что не по- матерну. Было время, литература была благородное, аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок.Быть так."

"Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность. Предмет сам по себе так занимателен, что никаких украшений не требует."

"Не знаю, чем мог я заслужить таковое небрежение- но ни один из  русских писателей  не притеснен более моего." (А.Х. Бенкендорфу,П.Л.)

"черт догадал меня родится в России с душой и с талантом! Весело, нечего сказать."



  Источник: А.С. Пушкин  " Мысли о литературе" "Современник", Москва, 1988.


Рецензии
Пушкин - гений. это общепризнано. Евгений Онегин - это шедевр.
сколько мыслей в романе.
И выражалася с трудом на языке своем родном
далее Доныне дамская любовь не изъяснялася по-русски, доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык
далее Не все ли, русским языком владея слабо и с трудом, его так мило искажали и в их устах язык чужой не обратился ли в родной.

мысли гения актуальны и сегодня. и, Вы правы, чаще зачитываться классикой: Пушкиным, Лермонтовым, Есениным, Достоевским.

и, конечно же, одного знания языка недостаточно. необходимо впитать в себя русскую культуру.

Эржэнэ Шаманова   21.05.2010 14:18     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше чудесное понимание важности национальной и русской культуры, Эржэнэ!
Благослови Вас, Господи!

Петр Лобузнов   21.05.2010 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.