Памяти Ларисы Пономарёвой

Мы встретились на Оскольской лире-96. Это было дождливым утром, я шёл с большого бодуна искать поправки, встретился Сергей Анохин и представил молодую пару. Я взглянул на них, и у меня промелькнула и исчезла мысль о том, что эта женщина будет со мной.

Потом встретились в августе-96  в Шебекино. Сергей Анохин пригласил на ловлю рыбы в Нежеголи. Никогда не был рыбаком, а тут бросил всё и поехал. Потому что должна была быть Лариса. Я тогда оставил Анохиных (Таня не даст соврать) и пошел на уху к тем, у кого была Лариса. Сергей до сих пор обижается, наверно...

Потом они переехали в Белгород. Три раза Лёха приглашал меня в гости, но я не приходил. Наконец, на пятилетие их свадьбы мы с Ромашовым пришли. После этого стало ясно, что мы уже не чужие. Я зачастил к ним всерьёз.

Потом была литературная студия "Листья" , которую я, собственно, и организовал ради встреч с Ларисой. Однако народу приходило немало, и до сих пор меня просят возобновить это дело. Но другой Ларисы нет.

В сентябре-97 Лариса и Лёха приехали ко мне в деревню. В тот же день нашлась кошка, пропавшая три месяца назад. Она подошла к Ларисе и улеглась у неё на коленках. Во второй их приезд кошка окотилась под кроватью, на которой она спала. 3 декабря я привез ей котенка, как она просила.  И с этого дня мы стали жить вместе.

В том же 97-м Лариса стала много писать. На каждую встречу со мной она приносила по вороху стихотворений. Результатом стала книжка "Приснилась музыка..." Это был год её самого высокого взлёта -- такого всплеска творчества у неё уже больше не было.

В 99-м мы решили всё-таки родить сына. И чтобы он был Тельцом, рожденным в год Дракона. Для этого был вычислен срок зачатия. Беременность наступила, как и планировали. А вот с сыном вышла промашка. В 2000-м родилась Полина. В этом году она пошла в первый класс.

Во время беременности Лариса как-то сказала: — Хочу жить в квартире! Мы тогда жили в половине старого дома в Савине и я не обольщался по поводу другого жилья. Но она всё разведала, наметила план и когда оказалось, что решить может только губернатор, записалась к нему на прием. Через неделю родилась Полина. А в августе мы переехали в двухкомнатную квартиру в новой девятиэтажке.

Как-то летом 2000-го я провинился и Лариса не пустила меня домой. Три дня я жил в машине во дворе. Это были одни из лучших дней в жизни. Я читал, писал стихи, наблюдал за окнами квартиры, а Лариса наблюдала за мной, чтобы я никуда не уехал со двора. Алина приносила мне еду. Через три дня я вернулся домой. Лариса побоялась меня оставлять дольше одного во дворе...

Однажды в подземном переходе мы с Ларисой встретили музыканта, игравшего на тромбоне. Будь это баян или гитара, мы бы, наверное, прошли мимо. Но тромбон в переходе... Мы привели его к себе, напоили, накормили, он еще поиграл с балкона 9-го этажа, к радости всего дома, дали ему немного денег. У него не было на хлеб, а дома трое детей, жена пианистка. Интересно, что после этой встречи у них все стало налаживаться, он перестал играть в переходе, а теперь они и вообще живут неплохо. Ларису мы иногда называли матерью Терезой...

В последний вечер, перед уходом, она долго сидела передо мной и говорила о любви. Учитывая, что на тот момент отношения наши были уже далеко не безоблачными, многое я пропускал мимо ушей, но потом стал прислушиваться. Как бы там ни было, но когда тебе говорят, что ты был единственным, кого она любила, это в любом случае привлекает. Когда длительность этого монолога стала меня удивлять,  я спросил: — А что случилось? Почему ты это всё мне говоришь? Она ответила: — Прощаюсь. А через час, если верить документам, её уже не было в этом мире...

Когда ее хоронили, она издевалась над мужиками. Погода была слякотная. Сначала забыли гвозди и молоток и долго искали, чтобы закрыть гроб. Потом забуксовал трактор, засыпавший могилу.  Но как только её подруга (недавно погибшая точно так же) попросила: -- Лариса, перестань издеваться над мужиками! -- трактор тотчас же выбрался из ямки и продолжил свое дело. Кстати, в машине, сбившей Ларису, за рулём была женщина, и в машине сбившей её подругу, тоже была женщина, обе машины иномарки, праворульные. Такая вот мистика...

После поминок мы пришли домой и мой старший брат  сказал: -- Ну вот, больше нет хозяйки на кухне. В тот же миг из патрона выпала лампочка и упала ему на голову. Я сказал: -- Здесь хозяйка, здесь! Больше никто не говорил на эти темы. Выпивали, вспоминали, наливали ей. И всё было хорошо.

Однажды утром я собрался ехать в район, подошел к машине и увидел, что потёк бензин из топливного насоса. Я не стал заводить и поехал автобусом. Вернувшись из района, решил посмотреть, что с машиной, но никаких следов не обнаружил. Я понял, что мне не надо было в этот день ехать на машине. Так я понял, что Лариса меня опекает.

Сегодня ровно два года, как её нет. Но она постоянно с нами, и я все время с ней общаюсь -- спрашиваю совета, прошу о помощи, слежу за знаками, которые обязательно появляются в ответ. Даже подруги приходят каким-то образом подобранные ею, и она не позволяет долго увлекаться одной, как бы я ни старался. Ревнует, что ли? Во всяком случае, я чувствую, что храним, и там она не из последних. Но он так хотела, судя по последним её стихам. Вышла книга "Уста Магдалины", о которой она так мечтала. И есть еще наши дети, которых мне уже не судьба оставить ни ради кого...

20.11.2007


Рецензии