осенняя сказка

По мотивам узбекского народного творчества.

     А как давным-давно, да за речкою жила девица, да красавица уж умелица рукаделица, да завидная на семь верст невестушка.
     А жила-то она вместе с дедушкой, без родителей сиротинушка. Обожал её дед до без памяти, Мафтунэ называл свою внученьку.
     Засмотрелся дед на красавицу, косы длинные, косы черные, глаза карие да бездонные и наряды на ней все c узорами, обвивают фигуру точенную. Призадумался он закручинился, время деда моложе не делает, а коли он уйдет во сыру землю, на кого же оставить-то внученьку. Надо Мафтунэ женихов найти, да где их сыскать, когда степь кругом, на семь верст вокруг ни домишечки. Дом стоял-то их у самой реки, а река-то та непреступная,- больно быстрая да широкая, за рекою станица богатая.
      Поразмыслил он и решил тогда пастуха послать во станицу ту, рассказать, что отдаст замуж внученьку, Мафтунэ свою раскрасавицу, раскрасавицу да не бесприданницу. За того отдаст замуж девицу, кто придет быстрей, но с условием, что отправится в дальний путь жених после первого дня осеннего.
Долго ехал пастух на гнедом коне, вокруг речки широкой стремительной, а когда дошел до станицы он, пролетел тогда уже целый год. Объявил он весть да на площади, объявил всё как было велено.
     А станица та хоть богатая, да не любят в степи люди тесно жить. И нашлось в ней тогда только два жениха, - молодой за деньгою охотничек, да второй годами солидными, добротой и богатством известный всем. Молодой жених не нарадуется, вот удачи дождался негаданной, уж теперь будет всё, да ко времени ,и жена молодая красивая, и нуждаться ни в чем им не надобно. Ясно дело доскачет он вовремя, старый пень-то поездки не выдержит.
     А второй сдаваться и не думает, длину жизнь он прошел а всё попусту, ни жены ни детей так и не нажил.
     Повстречались однажды на площади женихи, друг на друга поглядывают. Молодой речь повел ко сопернику, говорит он с веселой издевкою: - «ну так что уступил ли ты мне Мафтунэ иль поскачешь ты год да вокруг реки, супротив моего коня быстрого?».
     А мужик огорчаться не думает, не забыл ли мой друг, говорит ему: - «ты народную мудрость старую, - кто торопиться, да не успеет в срок, дела важные не спеша делаются». Лишь смеялся над ним парень молодой, да умчался вскачь на своём коне.

     Уж трава во степи пожелтела вся, солнце ниже встает, день короче стал, молодой жених ускакал давно, ускакал он в первый день осени. А второй мужик во дому сидит, во дому сидит сани ладит он, за работою приговаривает: - «Ты дождись меня Мафтунэ моя, скоро я приду, да не налегке. Привезу с собой я сундук шелков и коня возьму деду твоему. Осень теплая, осень ладная, как пройдет она я примчусь к тебе, я примчусь к тебе да по тонку льду, ты дождись меня моя женушка».

     Кто живет давно, тот уж знает сам, время мчится вдаль побыстрей коня, вот и в сказке сей пролетел годок, пролетел и уже не воротится.
Прискакал во степь молодой жених, прискакал на другу сторону реки. Весь в пыли во светлицу заходит он, видит женщина сына баюкает, а навстречу ему наш мужик идет, говорит молодцу запыленному: - «Опоздал мой друг ты почти на год, да на год без тех только месяцев. Уж давно Мафтунэ моя женушка, так что ты езжай по добру домой и в другой уж раз поразумней будь».

     Вот опять во степи дни осенние, дни прощания с теплым солнышком, а красавец наш молодой жених прощался еще и с невестою.


Рецензии
красивая и добрая сказка.
спасибо)

Анна Лись   11.08.2010 00:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.