Дороги, которые выбирают нас

Каждый раз, отправляясь в дальний путь, мы и не задумываемся о том, что наши путешествия зависят от дорог. И именно дороги определяют наш путь к намеченным целям. Мы зависим от дорог, нет, мы не находимся в какой-то рабской привязанности к ним, но практически всегда следуем по уже натоптанным многими людьми маршрутам.

Дороги - поводыри наши. Даже срезая путь, мы все равно стремимся к ним. Так как дороги стали неотъемлемой частью нашей жизни. Так как дороги выбирают нас в наших странствиях по центрам и закоулкам бытия. Дороги - это наша жизнь

Когда мчишь куда-то вперед в машине по автобану наравне с ветром, даже и не задумываешься, что у человеческих дорого есть своя история. И тем более не можешь себе представить, как тесно связаны мы с древними римлянами, деяниями своими определившими развитие всей нашей цивилизации.

За 390 лет до нашей эры орда галлов во главе с Бренном практически захватили Рим. Лишь горстки людей защищались от варварских толп капитолийские холмы. И мало ли что осталось бы от римской столицы, не подоспей вовремя римский полководец Марк Фурий Камилл. По одной из полутроп-полудорог он привел свои легионы на помощь римлянам и изгнал варваров из города. И полководец этот после победы заговорил о необходимости строительства удобных дорого, по которым можно было бы быстро перемещать войска для борьбы с врагами Римской республики.

Строительство дорог началось. К делу были привлечены лучшие инженеры и строители тех времен, и они создали новейшие технологии. Дороги начали мостить. Первая мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей: она получила название по имени своего создателя Via Appia (Аппиева дорога). А через несколько лет почти вся территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора, который руководил ее строительством. Иногда дороги называли по направлению или по области, через которую проходила. Порой дороги переименовывали. Случалось это после того, как другой римский деятель ремонтировал её. Дороги, как правило, были вымощены только на территории городов или на подступах к ним, а на других участках покрывались песком, щебнем и гравием из открытых карьеров поблизости.

Римские дороги сегодня можно отыскать в самых разных странах, от Испании до Турции. Даже в Крыму на участке между Форосом и Севастополем сохранились участки дороги, проложенной две тысячи лет назад то ли римскими легионерами, то ли рабами, захваченными в битвах с врагами.

Римское право запрещало передвигаться в пределах города на каких-либо транспортных средствах. Правда, чиновникам и замужним женщинам разрешалось ездить верхом. И только ночью торговым повозкам разрешалось въезжать в пределы города. Так что транспорт в Риме использовался в основном на этих дорогах. Предшественниками наших легковушек были колесницы на 2-4 человека, а автобусов - раеды, в которых были сиденья для пассажиров. А еще расстояние между колесами римских транспортных средств определило впоследствии ширину железнодорожной колеи в Европе.

А еще на дорогах римляне ставили мильные камни. Они представляли собой цилиндрические колонны высотой от полутора до четырех метров и диаметром от 50 до 80 сантиметров. Правда, столбы эти, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю. И на них к тому же указывалось расстояние до ближайшего города.

А еще римляне строили для дорого мосты и туннели. Их сохранилось немало. Особенно много старинных римских мостов в Испании и Турции. И многие из них и сегодня используют люди.

Войскам не требовались специальные места отдыха по пути следования, так как все необходимые вещи они несли с собой, а в случае привала разбивали военный лагерь. А вот для других путешественников римские строители ставили вдоль дороги специальные станции через каждые 30-50 километров. Для удостоверения личности путники должны были иметь с собой паспорт. На станциях были постоялые дворы и таверны. Эти остановки были хорошо оборудованы и здесь путники могли провести ночь, поесть, поставить лошадей в конюшню, воспользоваться услугами кузнеца или тележника. Иногда вокруг таких станций впоследствии разрастался целый город.

Римские дороги сыграли большую роль в развитии почты. Именно они способствовали созданию почтовых станций и курьерской службы...

Вот так, записывая в блокнот все то, что дали миру римские дороги, я понял, что мы и сегодня живем по-римски. Просто время изменило инструменты нашей жизни, создало новые технологии. Но даже и новые технологии заданы нам еще в древнем Риме.

Римские дороги выбрали нас и научили ходить по ним по-римски.

И выходя сегодня из дому и ступая по асфальтовым дорожкам нашего сегодня, улыбнись нашим далеким предкам из ушедшей в развалины страны, тем людям, которые когда-то положили первые булыжники в основание первой римской дороги.

Дороги, которая привела не только в Капую, а и в будущее...


Рецензии
А Вам доводилось слышать историческуй анекдот о том, почему российские железные дороги имеют колею на 89 мм шире английских? :о)
Заходит Мельников к Николаю 1 и спрашивает:
- Государь, колею будем англицкую делать или шире?
Николай с солдафонской простотой ответствует:
- На куй шире!?
Обиженный инженер именно эту величину и добавил к английской колее...

Владимир Репин   19.11.2009 18:47     Заявить о нарушении
А на деле наша колея соответствует ширине оси русской телеги и, если заглянуть глубже, от татаро-монгольской кочевой повозки - туруса. :))

Алексей Смирновъ   19.11.2009 21:29   Заявить о нарушении
Интересно! :о)

Владимир Репин   19.11.2009 22:48   Заявить о нарушении