Джотто

Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе. Около 1305 г.

Предтеча всего ренессансного искусства Джотто родился в 1266 (или 1276) г. во Флорентийской области, в деревне Веспиньяно. Отец его был обычным хлебопашцем, а сам Джотто в детстве пас овец. С ранних лет, побуждаемый природной склонностью, он постоянно что-то рисовал на скалах, на земле или на песке. Однажды известный флорентийский художник Чимабуе, проезжая мимо Веспиньяно заметил мальчика, который рисовал острым камешком одну из своих овец. Чимабуе был удивлен его ловкостью и тотчас попросил у отца отдать ему Джотто в ученики. Так мальчик попал во Флоренцию. Здесь он быстро усвоил манеру своего учителя, а потом и превзошел его. Очень скоро его имя обрело широчайшую известность.

В истории европейской живописи фигура Джотто стала символом глубокого обновления, причем наиболее радикального из тех, что имели место со времен античности. Это глубоко осознавали уже современники великого мастера. Так младший современник Джотто Боккаччо говорит в одной из новелл «Декамерона»: «Джотто снова вывел на свет искусство, которое многие столетия было погребено  под ошибками тех, кто, работая красками, более стремился забавлять глаза невежд, чем удовлетворять разум мудрых». Ни один живописец до Джотто не умел сообщать своим работам такой непосредственности, живости, убедительности и вместе с тем простоты и естественности. Он изгоняет всякий преувеличенный жест, всякое напыщенное лицо и выражение. Его связь с природой обнаруживается в верном наблюдении людей, их лиц, движений и поз. В старые средневековые сюжеты он вводит массу новых бытовых деталей.

Уже в ранних работах, к которым многие искусствоведы относят росписи в Верхней церкви Ассизи, Джотто попытался показать пространственную перспективу изображаемого. Пусть творимое им пространство неглубоко, но, благодаря его всесторонней законченности, рождается  впечатление, что его можно измерить. В первые годы XIV века  художник жил в основном в Падуе. К 1303-1305 годам относят начало его работы в Капелле дель Арена. Выполняя заказ местного ростовщика Энрико Скровеньи, он покрыл стены его домовой капеллы фресками на евангельские сюжеты. Всего он изобразил тридцать четыре  сцены из жизни Марии и Христа. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники. Собственно, это уже не иконы, а картины, написанные на стенах. От одной картины к другой художник ведет зрителя  через последовательные эпизоды жизни Христа, начиная с истории его предков. В каждой сцене участвуют несколько действующих лиц, облаченных в простые, падающие  крупными складками хламиды. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него. Нигде никаких подробностей. Однако в этих простых композициях, в этих укутанных фигурах есть огромная человеческая значимость (http://proza.ru/2010/12/03/296) (http://proza.ru/2010/12/03/298).


С появлением Джотто итальянская живопись изменилась радикальнее, чем за многие  предшествующие столетия. Толчок, который он придал изобразительному  мышлению, определил всю дальнейшую  судьбу западной живописи. Открытие объемности предметов и индивидуальных черт личности – все это сделалось достоянием сначала итальянского, а потом и европейского искусства. Слава Джотто была велика еще при жизни, а в следующем столетии его признали величайшим преобразователем искусства. О колоссальном впечатлении, произведенном им на современников, свидетельствуют тысячи фресок, написанных в подражание ему и рассеянных по всей Италии. Их стиль более или менее примыкал к стилю Джотто, но никогда не превосходил его  в силе или изяществе. Умер художник в январе 1337 г.

РЕНЕССАНС http://proza.ru/2023/01/19/241


Рецензии
Прочла с большим
интересом о Джотто.
Спасибо!

Лена Вайнонен   13.03.2010 00:48     Заявить о нарушении