Бензин

БЕНЗИН

Вокруг бензина и налога на транспортные средства в Думе разгорелись быстровоспламеняющиеся споры.

Долго граждане следили за этими спорами и последовавшим конфузом Думы.

Достаточно было представителю Администрации президента (даже не самому президенту) сказать «цыц», и Дума отменила принятый ею закон о повышении ставок транспортного налога.

Ни один представитель законодателя не сообщил российским гражданам, что:

 во-первых, обложение одного и того же объекта двумя налогами (акцизом с НДС и пресловутым транспортным налогом) есть дурная практика;

во-вторых, транспортный налог нужно вовсе отменить, поскольку с бензина наше государство с 1992 года и так сбирает акциз (определённый этим же законодателем вид налога).
Некоторые из думцев предлагали даже включить транспортный налог в цену бензина, видимо, ничего не подозревая о существовании акциза и НДС на бензин!

В-третьих, никто из выступающих законодателей не заявил о чрезвычайной сложности собирания транспортного налога и низкой его собираемости вообще. Отчего не будет достигнута цель введения повышенного налога.

Собирать налоги на бензин (акциз+НДС) и, тем самым, на восстановление дорог проще пареной репы – вставил сосок в горловину бензобака, и налог через сосок и кассу поступает в бюджет.

Чем прожорливее машина и чем хуже её конструктивные показатели, тем больше налог.
 
Подобный налог заставляет общество стремиться как к увеличению КПД двигателей внутреннего сгорания, так и к снижению коэффициента трения движущихся частей, к оптимизации отношения мощности двигателя к полной разрешённой массе транспортного средства и к улучшению покрытия автомобильных дорог и к повышению их пропускной способности.

И не надо «жалеть», господа законодатели (понятно, что из популистских соображений) несчастных пенсионеров-владельцев «Жигулей».

За те же деньги пенсионер мог бы купить подержанный Гольф (если бы те же законодатели не подняли таможенную пошлину на подержанные иномарки), пусть пятнадцатилетний. И будет этот автомобильчик обладать большим комфортом, повышенной активной и пассивной безопасностью, иметь меньше трения скольжения и качения, меньше есть бензина и меньше выпускать отравы в атмосферу.

Лучше бы предложили увеличить пенсии до половины медианы заработной платы в регионе и по социальной карте давали бы пенсионерам скидку на ВСЕ лекарства (без всяких рецептов ввиду недоступности здравоохранения в системе ОМС) в размере 90%. 

В-четвёртых, повышение транспортного налога приведёт к росту цен на все, без исключения, товары, доставляемые розничной сети автомобильным транспортом, а не только на цену эксплуатации личного автомобиля. Однако это касается и акциза.

Создаётся впечатление, что наш законодатель живёт на Луне.

Сделаем небольшой расчёт на основании доступных мне данных.

Россия потребляет бензина всех марок в количестве 30 млн. тонн (30 млрд. литров в год).
Средняя розничная цена бензина (от АИ-80 до АИ-95) составила в конце 2008 года 21 руб. за литр.
Налог, скрытый в цене бензина, составил около 3,1 руб. за литр (17%) или 93 млрд. руб. в год.

Если, допустим, Минфин хочет довести сборы на ремонт дорог (а не на что-то ещё) до 140 млрд. руб., то налог на бензин (акциз+НДС) надобно увеличить до 4,7 руб. за литр. И тогда розничная цена на бензин возрастёт до 23 руб. за литр, и налог на бензин составит 26%.
Иными словами, если годовой «подорожный сбор» по стране возрастёт в полтора раза, то розничная цена бензина – всего на 10%.   

Для сравнения в Германии средняя розничная цена бензина составила 40 руб. за литр при налоге на него 27 руб. за литр (207%). Здесь всё понятно – в Германии, как и во всех странах ЕС, налоговая нагрузка (отношение доходной части бюджета к ВВП) составляет около 50%.

В США средняя розничная цена бензина составила 12,3 руб. за литр при налоге на него 3,5 руб. за литр (40%). В разных штатах разный акциз на бензин, и розничная цена на него может отличаться в два раза (от 7,6 руб./л до 15 руб./л в Нью-Йорке). Собранный акциз распределяется между федерацией, штатом и муниципальными властями.

Хотя странно. Россия экспортирует нефть, а США импортируют, но у них розничная цена бензина в 1,7 раза ниже, зарплата и пенсии выше, здравоохранение для пенсионеров  доступнее (Medicare), а дороги протяжённее и наверняка лучше.
Хоть об этом лучше думцы-оппозиционеры что-нибудь рассказали электорату.

Фома © Ноябрь 2009


Рецензии