Джавахетская идилия

                Рассказ МОНИКИ КУРКЧЯН, молодой уроженки высокогорного армянского
                села Пога, на юге Грузии.      
 
               

 - Цып, цып, цып!!! Цып, цып, цып!!! –  прорезал слух  детский дискант, от которого  сон показался  еще слаще. Пытаюсь глубже утопить уши в пуховую подушку, натягиваю на голову одеяло, но и это не помогло. И опять:  «Цып, цып, цып!!!». А потом еще, вдобавок: «Хей, Марал-джан! Хей!.. Джейран-джан, Цагик-джан, Севук…. Хей, хей!» – это  мой дядя Варужан выгоняет коров из хлева в стадо на пастбище. А тут еще и бабушка скрипнула дверью, зашаркала, заскрипела половицами, подошла к окну, растворила шторку…
 
 Я только вчера приехала  к своим родным в деревню, спать легли поздно. Но это вовсе не помешало   домочадцам  с  утра пораньше продолжать налаженный  распорядок.
- Пора вставать! – бабушка коснулась моего плеча,
Я с трудом подняла голову. Она протягивает полную кружку парного молока:
- Вот, выпей!.. И яичница скоро будет готова.
- Ой,  бабушка, еще не хочу есть!
- Как так «не хочу»?! Для того ли мы тебя пригласили, чтоб оставалась все такой тощей. Пей, пусть бледные щеки зарумянятся! И вставай поскорее, умойся!
 
 Поднимаюсь, подхожу к окну. Вдыхаю ароматы  летнего утра. Убеждаюсь, тут по-настоящему удастся отдохнуть. От озера Парвана, до которого несколько минут ходьбы, несет свежестью. Рядом лес, полный грибов, ягод. Лоскуток поля на склоне высокой  горы  желтеет посевом пшеницы, повыше – луга, все в полевых цветах.  На синем небе ни облачка… Так  начался первый день в родном селе, и о возвращении  домой, в тесную городскую квартиру  не возникало и малейшего желания. Последующие дни хоть и протекали  однообразно, но сельская идиллия наслаждала сердце. Нередко, улыбаясь в душе,  ловила себя на незатейливых мыслях о неутомимых пчелах, собиравших нектар, о журчащем роднике в сосновой роще, о пасущихся вдалеке овцах… Дома о таком и в голову не пришло бы.
 
 И чем тут еще оставалось заниматься кроме чтения?! Благо, под рукой громадная дядина библиотека. Тут все без исключения армянские  классики и не только. Дядя никому не отказывает в просьбе почитать их. И только спроси кто-нибудь: «Варужан, у тебя есть такой-то автор?..», как в ответ следует смешок и довольное мурлыканье: «Хм-м… Да я тебе с закрытыми глазами укажу, на какой полке  у меня эта книга!».
 
 С каждым днем  прочитанные мною тома все заметнее возвышались на дядином письменном столе. Взяв очередную книжку, в ожидании от бабушки какого-либо поручения по хозяйству,  я вышла во двор и присела на пенек, и вдруг  послышалась веселая музыка. Из соседнего двора доносились звуки зурны, двола, аккордеона, чье-то пение, смех. Не иначе, как свадьба! «Только, почему  в будний день? - удивилась я, - Обычно,  здесь такое бывает на выходные или в праздники!".  Ноги сами понесли меня к высокому забору, сложенному из необтесанного камня. Там действительно справлялась свадьба. Но только не настоящая - детская игра!
 
  Мко был предпоследним ребенком в многодетной, бедняцкой семье  Рачика и Шогик. Повзрослев, он стал одним из привлекательных парней  в их селе и всем было известно о его страсти к стройной Арфо, дочери председателя сельсовета. Она не отвергала ухаживаний: как-никак первый на селе дудукист –  все равно что и первый гармонист. Отец девушки категорически воспротивился женитьбе: «Ну, что может ожидать мою дочь в этой полунищей семье?!»  А когда Мко женился на девушке из такой же бедняцкой семьи рыбака Мацака,то сам же и смеялся  над собой: «Каждому горшку – своя худая крышка! Мы с моей Шушик – одного поля ягоды!».

Странное дело, в то время как другие, промышлявшие рыбой из озера Парвана, и машинами обзавелись, и дома себе обустроили, бедолага Мацак даже собственные  завалившиеся ворота не был в состоянии обновить. Наверно, потому, что весь рыбацкий улов  только и шел на прокорм семьи?..  Под стать своему тестю оказался и Мко.Он и его жена даже перещеголяли родителей: заимели аж двенадцать детей!.. И хоть бы смотрели  за ними! Так нет -  целый день обоих  по всей  деревне носит, то там, то здесь  только  и лясы точат. А их чада – сами по себе…
 
За забором,  на зеленой лужайке, свадебный пир только разгорался. Девочке с марлевой тряпицей на голове, якобы фате, восседала рядом с "женихом", наряженным в  несусветн просторный, видно отцовский, ношенный-переношеный пиджак, с ромашкой в петлице... На опрокинутом корыте, застланном какой-то драной скатертью, были разложены явства: пара-тройка лепешек, графин с водой, несколько яиц, крынка с мацуном, несколько печеных картофелин, зелень.

Кстати сказать, утром моя бабушка куда-то несла в фартуке яйца, по всей вероятности,  этим детям. Надо отметить, что каждый из них  так и пышал здоровьем – под стать окружающей природе, жгучему горному солнцу, чистой родниковой водице.  Один из ребят перебирал на аккордеоне, другой дул в дудук, третий  вовсю отбивал ритмы на дволе. И все пели так выразительно, что любая мама, из тех, кто за руку тащат свое чадо в музыкальную школу, позавидовала бы их энтузиазму. Эта картина показалась мне не только забавным концертом. Отбросив к черту всякую гордыню, я  бы с радостью  присоединилась к компании.
   
За ужином я поделилась с домочадцами  увиденным.
  - Слава Богу, сегодня у них было что поесть вдоволь! – сказала бабушка, –  Видать, кто-то из соседей тоже  что-то преподнес. Ведь нередко случается, что у них и крошки хлеба нет...

Через день  снова снова послышались звуки того же дудука, аккордеона…  Только как на похоронах. За стеной, в том же корыте, лежал самый младшенький. Под головой засаленная подушка, руки скрещены на груди, в качестве савана вчерашняя  скатерть. Вокруг полевые цветы. Остальные  причитали  так жалобно, так душераздирающе, что будто и в самом деле произошла трагедия:
  - Вай!.. Братик ты на-а-а-ш! Братии-и-и-к!.. Проща-а-й! В дальний путь тебе дорога предстои-и-т!.. И не увидим тебя больше-е-е!
  «Господи, - подумала я, - и такая игра в XXI веке? Другие дети развлекаются Интернетом, разными «стрелялками», «бродилками»?! Увиденное стало продолжением накануне сказанного моей бабушкой: когда есть что покушать, играют в веселые игры!..
 
Когда  еще черновой вариант этого рассказа я читала одному из моих коллег по  «литературному цеху», он искренне  удивился:
  - Послушай Моника, а почему эта семья такая бедная? У них что, земли нет?
  - Есть, - ответила я,- землю дали, как и всем другим односельчанам, когда расформировался колхоз. Только они  не обрабатывают. А взять у них в аренду  никто не пожелал.
  - Ну а коров, кур, овец или еще какую-нибудь живность не имеют?!..
  - У них всего только корова. И вся какая-то хилая, беспородная!.. Как-то раз им моя бабушка парочку кур подарила, только они  их  съели.
 
- Точно как в анекдоте про чукчу? – Рассмеялся он - Тот выкопал вчера только посеянную картошку и  съел, а когда спросили, чего не дождался урожая? Ответил  – "кушать очень захотелось!..
- А у твоей родни сколько коров? – спросил еще Г.А.
- Ровно десять!
- Видно, и кур немало. Вот, говорила, ваш малыш с утра пораньше кормил их, спать тебе не дал… 
- Это точно!.. Еще и свинью держат, овец.
 
- Да-а… - покачал головой Г.А. - Во времена  коллективизации вас запросто могли бы раскулачить и сослать, куда Макар телят не гонял!
- Вот, как раз нашего  прадеда-то и  раскулачили,  слава Богу, хоть никуда не сослали! – вспомнила я.
- А председателем колхоза могли бы запросто поставили бы кого-нибудь из этих Мко или Мацака?!… - вдруг нахмурился Г.А.
- Наверно... – задумавлась я.               
 
Перевел с армянского Артэм Григоренц    06.10.09


Рецензии
Здравствуйте Артэм,просто,зримо,понравилось.Может потому что мне родное(я живу рядом с этим селом,в Н.Хулгумо что в 10 км от Поги)Желаю Вам успеха и крепкого здоровья.С ув... .

Анатолий Леванян   15.04.2010 18:27     Заявить о нарушении
Спасибо Анатолий, и в первую очередь, от Вашей землячки Моники Куркчян, автор-то она, я только перевел с армянского. Моника в восторге от Вашего отзыва. -:)))))

Артэм Григоренц   15.04.2010 22:13   Заявить о нарушении