Для начала надо умереть

Есть такое расхоже-устоявшееся мнение, которое можно  сформулировать следующим образом – поэт (писатель) он, конечно, выдающийся (гениальный, талантливый), но характер у него тяжелый (гнусный, мерзкий). Этой фразой мы как бы делим жизнь  поэта(писателя) на две части: собственно творческую и личную. Причем личная жизнь нам интересна в последнюю очередь, Мы наслаждаемся именно творчеством.
Правда, для такого разделения жизни необходимо соблюсти хотя бы два условия – поэт (писатель) должен для начала умереть и войти в историю литературы, а читатель не современник, а уже достаточно далекий потомок.  Для современников поэта, особенно для тех, кто лично был знаком, творческая личность воспринималась более цельно.  Сначала человек со всеми своими достоинствами и недостатками, а потом уже поэт(писатель).
Я предполагаю, что, когда Мартынов стрелялся с Лермонтовым, он целился не в гениального поэта, а в человека с гнусным характером, который его оскорбил. Мне же, читающему такие строки, « я не унижусь пред тобою», безразлично, кого и как обозвал Лермонтов. Таких людей в истории литературы было не мало, как было не мало всевозможных писательских дрязг, которые иногда доходили до мордобоя. Особняком стоят писатели- доносчики и подписанты. Но даже наличие таланта не будет для них оправданием.
Другие времена, но нравы остались прежние. Правда, с поправкой на технический прогресс. Окололитературные разборки из реального пространства по большей части перебрались в виртуальное. Причем количество этих разборок растет в геометрической прогрессии. Это и не удивительно. Если верить статистике литературных порталов, то у нас количество поэтов и писателей вполне сопоставимо с населением не самого маленького райцентра.  Конечно, надо понимать, что подавляющее большинство этих самых виртуальных поэтов и писателей банальные графоманы и откровенная бездарность. Безусловно, есть одаренные и даже талантливые. То, что их ничтожно мало, абсолютно нормально. По-другому просто не бывает. Но я не об этом, точнее, не совсем об этом.
На мой читательский вкус и очень субъективное мнение русская литература не много бы потеряла от отсутствия в ней (литературе) тонкого слоя сетевых авторов. Возможно, в этом моем утверждении налицо гипербола или просто неверное суждение. И не исключено, что через много-много лет мы не сможем представить русскую литературу без некоторых имен. Но это когда будет.
А пока имеем поэтов с кучей комплексов, главный из которых ощущение собственной одаренности (чаще всего безосновательное).  Они холят свое «поэтическое  эго»,  сбиваются в «поэтические пары» (так удобнее друг друга нахваливать)  и болезненно- обидчивы на критику (для этого достаточно посмотреть комментарии к обзорам и рецензиям.  За свое «буквосложение»  они стоят горой, и в буквальном смысле готовы перегрызть глотку любому, кто покусится на их «буквосложение».
Это я к чему.  Ни один самый супергениальный текст не стоит того, чтобы из-за него стоило бы обижать человека.
Поэтому, когда современники говорят  поэту, что тот «редиска», они имеют в виду человеческие качества.  И никакие стихи не могут быть оправданием непорядочности. Оправдание может прийти через много-много лет, но для начала надо умереть, а время решит, достоин ли поэт оправдания.


Рецензии