Кандалакша моя...

      «Кандалакша моя, Кандалакша моя…»  (  Секреты мастерства  под  лингвистическим  «микроскопом» …)
        Особенно  дорого  имя  Николая Колычева    жителям  северной   Кандалакши.
 По месту рождения и по месту жительства поэт принадлежит Мурманску, но с Кандалакшей   Колычева связывают долгие годы жизни.  В  этом  небольшом северном городке на берегу реки Нивы прошло  детство поэта. Кандалакше поэт посвятил одно из самых трогательных и нежных своих произведений: стихотворение «Словно ветер в  дремучей душе лесной…» стало гимном города.
     Весь  «кандалакшский цикл» Николая Колычева   свидетельствует о том,  что Кандалакша стала  для поэта не просто местом проживания, но  и его «поэтической, лирической   родиной»,  его  «Русью  изначальной», которая живёт в сердце  каждого русского человека. Сквозные образы и темы  стихотворений  кандалакшского цикла находят продолжение во всей лирике поэта.
      Несомненно, что   поэт Николай  Колычев  -  поэт  масштаба  всероссийского, хотя  сам   он постоянно подчёркивает  свою «кольскую   прописку»: 
Колючим именем, своей фамилией
Прописан я на Кольском полуострове.
                с.109, «Гармония противоречий» («Опять на скалы небо опускается…»)
    По результатам читательских опросов, проводимых в библиотеках, Колычев  признан самым читаемым на  Кольском Севере поэтом. А  вот на вопрос о  том, кандалакшский это поэт или мурманский, однозначного ответа нет.     Мурманск для Колычева – это место его рождения, родной город «по паспорту». В Мурманске Колычев проживал    некоторое время ( в ранние детские годы, а потом  с 1998 года по настоящее время). В областном городе находится   писательская организация,  научные и культурные учреждения. Мурманску посвящено множество стихотворений, в которых тепло и нежно называет Колычев   этот  город  «родимым»:
Родимый город. Солёный запах.
Залива зелень с небесной синью.
Судами тянешься ты на запад,
Домами  держишься – за Россию.
                с.90, «Гармония противоречий», («Угрюмый Мурманск, твоя угрюмость…»)
   Около полутора десятка  стихотворений в книге «Гармония противоречий» непосредственно посвящены  Мурманску, с которым у поэта связаны и  светлые, и горькие чувства. Однако «мудрая тоска Мурманска» для поэта   всё-таки  «тоненький росток радости»,  «с верою»,  «без отчаянья»:
     «Я просто люблю этот город!» - восклицает Колычев, с доброй улыбкой  говоря о  том, что  хватит его  души  для такой огромной любви:
      В стихах о Мурманске гражданская поэзия  Николая Колычева  звучит особенно  сильно. Но  обращает на себя внимание  следующий  факт. Стихов, непосредственно посвящённых Кандалакше, связанных с городом, хоть и меньше по количеству, но в сборнике  они занимают почётное первое место.
     Колычев не всегда датирует стихотворения, он располагает   в сборнике их не по хронологическому, а по тематическому принципу. Рядом  могут оказаться  стихотворения «ранние» и «поздние».  «Кандалакшский» и «мурманский» циклы  объединены  в    сборнике  «Гармония противоречий»  в один раздел, но   стихотворения о Кандалакше и её окрестностях  в разделе  «От  моря Белого – до моря Баренца»  всё-таки  идут первыми.
     В самом названии раздела ( по строчке из заключительного стихотворения «Опять на скалы  небо опускается…»)   море Белое ( а значит и Кандалакша)  является  отправной точкой пути поэта: жизненного и поэтического.  Несмотря на то, что в стихотворении строчки   меняют первоначальную точку отсчёта,  последняя строфа   подводит  итог, и название раздела  всё же начинается  с «моря Белого»:
В родной земле немного надо места мне,
Но там, где крест, – не всё ещё кончается…
Останусь строчками, останусь песнями
От моря Белого – до моря Баренца.
       с. 110, «ГП», («Опять на скалы небо опускается…»)
      В Кандалакше Колычев рос, провёл свои детские и  юношеские годы, учился в школе, начал  свою  самостоятельную жизнь. Здесь похоронен  его отец и  проживает его  мать  Апполинария Петровна Колычева, здесь живут  его родные и близкие, друзья. В деревне Лувеньга Колычев долгие годы работал в клубе,   занимался фермерским  хозяйством. Каждый уголок  кандалакшской земли знаком поэту,   здесь настоящие корни его  личности, его жизни.   Насколько дорога и близка  поэту  Кандалакша,  можно  судить  по  этим строчкам:
Все мы, все мы привыкли надежду под сердцем вынашивать
На родные места, что помогут осилить беду…
Если  станет мне тяжко, приеду в свою Кандалакшу я,
И за речку пойду. И за речку… за речку пойду… (2004)
    с. 77, «ГП», («Я за речку пойду…»)
       В данном случае  можно провести историческую параллель. Два города спорили о том,   какой из них  имеет больше прав на  Пушкина: Петербург или Москва.  Родился Пушкин в  Москве, там нашёл   невесту, туда рвался к своим друзьям. Но  Петербург с его летними ночами и   невскими набережными  не менее был любим поэтом. Так и  в случае с Колычевым: оба города ( и Мурманск, и Кандалакша) имеют право называться  родиной Колычева. Однако  истоки формирования личности Колычева, на мой взгляд, всё же надо искать в Кандалакше.
     «Есть у каждого Русь изначальная…» – пишет Н.В.Колычев. «Русью изначальной» для Колычева  была  и есть Кандалакша –  чудесный город на берегу Белого моря, пропахший ветрами  и  метелями.  И это  не  просто «малая родина», это  тот  «край земли», суровый и добрый, с которого начинается  Россия. Тема Родины, России является определяющей в  творчестве поэта.  Составной частью этой темы является «кандалакшский цикл» в книге «Гармония противоречий».
  В «первом круге»  «кандалакшского цикла» (  имеются  в  виду стихотворения, в  которых  встречается  топоним Кандалакша) находятся  произведения  разных лет.
        Первое стихотворение – «Метель тряхнула гривой сивою…» (1982)  Это одно из  ранних стихотворений поэта,  которое представляет собой маленькую пейзажную зарисовку. Однако в  двух строфах стихотворения изложена жизненная позиция   автора и его лирического героя:
Метель тряхнула гривой сивою,
Снежинки за окошком пляшут.
Сомкнулся лёд над речкой Нивою,
В сугробах белых Кандалакша.

Бегу на улицу. И пусть
В лицо морозный ветер дует.
Замёрз. Но на зиму не злюсь.
Раз люб я ей – пускай  целует.
     В стихотворении  множество слов,  рисующих  северный пейзаж: метель, снежинки, лёд, сугробы, морозный ветер. Нет  каких-то  характерных для  поздней лирики сложных метафор, оксюморонов.  На первый взгляд стихотворение  незамысловатое, но в нём  уже  обозначены  главные  образы « кандалакшского цикла»: река Нива, ветер.
И очень трогательно звучит любовь к    суровой северной  зиме: «на зиму не злюсь»,  «раз люб я ей – пускай  целует».
    Второе  стихотворение   непосредственно посвящено  реке  детства – реке Ниве («У моря Белого, над речкой Нивою»). Между стихотворениями  расстояние в  16 лет,  поэтическое мастерство поэта  значительно выросло,   появились изумительные аллитерации, составные  рифмы. А вот суть отношения к родному краю неизменна: «любимый край земли».
     Река, ветер – сквозные образы всего цикла.   И образ ветра у Колычева связан со светлыми чувствами, даже если  этот  ветер суровый, северный:
Пускай серо в окне, но сладкой  сделают
Ветра суровые рябину спелую.
     Водная стихия (море, река) переплетаются  в стихотворении со снежной стихией, поэт утверждает в  стихах  любовь к малой родине, чувство  веры и надежды:
Ах, речка милая, крутые бережка…
Как будто дни мои бегут по камушкам.
Вода завертится, судьба заблудится.
 А сердцу верится -  ещё всё сбудется.
    с. 72, «ГП» ,  (« У моря Белого, над речкой Нивою…»)
   В 2004 году написан окончательный вариант стихотворения, ставшего  гимном Кандалакши ( первоначальный вариант – 1998 год), а также стихотворение «Я за речку пойду».  Это одно из самых  значительных в творчестве поэта стихотворений, оно как будто  вмещает всю  его жизнь. Человек возвращается к своим родным местам, понимая, что основа его жизни – род, семья,  «Русь изначальная».
      В этом стихотворении  кандалакшского цикла , возможно, нашли самое глубокое выражение все темы,  раскрытые в  лирике Колычева:  любовь к родному  северному краю, осмысление связи времён,  связи поколений, покаяние  людей, боль гражданина за судьбу своего  Отечества, возвращение к вере предков.
        Само стихотворение очень лирично, мелодично:
Ах, какая погода  на счастье сегодня мне выдалась!
Нет синей этой сини! И зелени нет зеленей!
      «Там, над мысом,  свиваются ветры – лесной и морской» – снова  в стихах  вода и ветер  –  два главных образа,   характеризующих  Кандалакшу.
      Колычев  обращается к страницам истории,  к вере предков, которая была во все времена одной из главных опор «Руси изначальной»:
На фундаменте церкви, что кто-то когда-то здесь выстроил
Для потомков своих, и которую правнук сносил,
Тихий шум разнотравья… Но край этот горестный выстоял
Не  крестами  церквей, так крестами поморских могил.
   с. 77, «ГП» , ( « Я за речку пойду…»)
    Стихотворения  «Кандалакша – Умба. На перевале» и  «Монастырский наволок» не   датированы, но расположены вместе с   песней о Кандалакше  в самом начале раздела. Значит, Колычев  хотел подчеркнуть важность этих стихов. Нет ни одного жителя Кандалакши, которому не были бы знакомы  эти места: перевал  на дороге от  Кандалакши до Умбы и  так называемый «монастырский наволок» – место, где когда-то гудели колокола Кандалакшского монастыря.
     Неразрывная  связь земли с водой – вот главная примета родного Беломорья. Каким прекрасным пейзажем открывается  Беломорье с высоты   знаменитого перевала:
Крутой подъём.
Всё выше в гору, в гору…
Последний метр.
Ещё чуть-чуть.
Сейчас…
Внезапные раскинулись просторы!
Внезапные – уже в который раз.

Дыханье моря, шум сосны и ели,
Смешенье красок и смятенье чувств.
И – музыка в душе, и – лёгкость в теле.
Я становлюсь возвышенней, лечу!

А подо мной залив – как небо, синий,
Чуть различим на острове маяк…
И взгляд стремится вдаль, покуда в силе,
А где не в силе – там душа моя!

Как  ощутим, как осязаем ветер!
Как неразрывна связь земли с водой!
Есть Божий Рай… Но я – и после смерти
Хочу остаться с этой красотой!

…Я упаду в брусничник у дороги.
С куста губами ягоду сорву.
Ведь этот взлёт –  лишь связь,
Одна из многих,
С  землёю, на которой я живу.
       Так проникновенно о родной земле, о родной Кандалакше мог сказать только человек,  горячо влюблённый в свой край, в его природу, его историю.
       Дорогими для Колычева становятся  все страницы  истории Кандалакши,  на «монастырском наволоке» он   обострённым зрением поэта видит  разрушенный монастырь,  вглядывается в даль веков:
Я выхожу к заливу на пустырь,
И, становясь к векам минувшим ближе,
Там, где сегодня рушатся кресты,
Я вижу Кандалакшский монастырь
И колокол, гудящий мерно, слышу.
      Оживает перед взором поэта старина:
Выходит в кандалах Иван Неронов,
Двуперстье гордо к небесам воздев.
      В этом мятежном раскольнике видит Колычев дух гордой старой  Руси:
Высок страдалец, проигравший в споре.
      Тема памяти, покаяния – одна из  главных в  «кандалакшском  цикле», и  заканчивается  стихотворение   горьким размышлением о том, как беспамятны  и бессердечны стали «потомки»:
Ты не умеешь говорить, пустырь.
Мне не знаком язык листа и ветки,
Я многого о вас не знаю, предки…
Могилы впалые… Забытые кресты…
Шуршат  обёртки и гниют объедки.
    Можно говорить о том,   что   «кандалакшскиий цикл»   вбирает  в себя  все основные темы, мотивы и   образы  лирики  Колычева.
       Наиболее   ярко раскрыты  все  детали  кандалакшского пейзажа в  самом трогательном стихотворении о Кандалакше,  ставшем  гимном города.  В нём сосредоточились все   излюбленные  северные образы,  все излюбленные поэтические приёмы, характерные для лирики  поэта.
    В 2005 году вышла книга Н.В.Колычева  «Есть у каждого Русь изначальная». Название сборнику дала именно  строка из стихотворения «Словно ветер в дремучей душе лесной…» (1998 - 2004).Дата, поставленная под стихотворением, говорит о кропотливой работе поэта  по редактированию текста. Первоначальный вариант дополнялся, уточнялся, исправлялся,  пока  стихотворение  приобрело  окончательную языковую  форму. Гимн -  жанр торжественный, официальный, но  у Колычева, который не  терпит  никакой  официозности и парадности,  при всех  приметах  гимна получилась задушевная песня. «Мы  с тобою – навек – одно  целое…» –  звучит торжественно, словно клятва верности. И   так нежно, задушевно, лирично: «Кандалакша моя, Кандалакша моя».
     «Русь изначальная» – это  главный лирический образ всей поэзии Колычева.
     Николай Колычев, как и все поэты-предшественники XIX и XX века, пишет о Родине. «Родину чтит, как маму», – написала о Колычеве вологодская поэтесса Ольга Фокина  в стихотворении, ставшем предисловием  к книге «Гармония противоречий» (2007).
     Большинство стихотворений Колычева   без  традиционного  заглавия, называются по первой строке. В этом  уже проявляется сотворчество поэта с читателем. Автор предоставляет читателю самому  определить «главное»  в стихотворении. А в стихотворении, названном по первой строке «Словно ветер в дремучей душе лесной…», – главным является   нежное признание в любви  «Руси изначальной»,  которая   начинается для Колычева с Кандалакши.
     Северный городок, где поэт провёл детство, «обласкан» рекой Нивой и холодным Белым морем. Основана Кандалакша в 1526 году святым Феодоритом Кольским, просветителем  лопарей. И хоть об этом  поэт не пишет в стихотворении, но образ основателя Кандалакши непременно всплывает в памяти, когда слышишь название города.
     «Русь изначальная» – это только одно имя Родины, но «много разных имён носит Родина». Колычев не называет все имена,  читатель домысливает сам: Россия, Российская Федерация, Русь-матушка, Святая Русь…
     «Кандалакша моя, Кандалакша моя»  – звучит  в конце каждой строфы. Образ утонувшей в  снегах Кандалакши – малой родины  поэта – нарисован очень выразительно. Здесь и природа, и история, и древние сказки. Не забыта поэтом даже маленькая Колвица, с которой «море осенью дышит».
    Море, сопки, лес,  метель, снег – традиционные  северные пейзажи открываются в стихотворении. «Лёгкой волны поглаживанье», «снег охапками», «сопки, ягодами украшенные» – всё это близко и дорого сердцу северян. «Земля скалистая» дороже поэту самых плодородных земель юга. Ведь это его Родина, Крайний Север – суровый, но родной.
    Поэт показывает  Север в разные времена года. Сначала «море осенью дышит», потом «зимою метель… шепчет древнюю сказку страшную». Затем наступает такое короткое на Севере «лето спелое». Весна не упоминается, ведь на Севере она почти и не заметна.
     «Солнце зрелое» – любимый образ у северян. Как они ждут солнца полярной ночью! Как радуются,  когда в полярный день оно без устали льёт  свет!
     В стихотворении Колычева вчера и завтра, прошлое и будущее неразрывно связаны с настоящим. Образ времени, которое непрерывно «тянется», уходит, связан с Кандалакшей. «Я умру, а она – останется!» - говорит  поэт.
      Трудная история страны отразилась в истории родного города:
Сколько раз ты, земля скалистая,
Содрогалась под силой вражьею,
Но смогла  устоять и выстоять,
Кандалакша моя, Кандалакша моя!
       Образ Памяти –  основополагающий образ  всего творчества Колычева. «Память держится за вчерашнее», Память связывает поколения, Память даёт стержень  человеческому  «Я».
        Стихотворение «Словно ветер в дремучей душе лесной…» рождает образ «Руси изначальной»   через фольклорные мотивы: здесь и «дремучая душа лесная», и «древняя сказка страшная».
         Поэт соединяет в образе Кандалакши «Русь изначальную»  с «Русью современной». Его лирический герой – это современник, влюблённый в Кандалакшу, в Север, в Россию, в её историю и природу. Он хранит память о прошлом, «верит в лучшее, глядя в дальнее». Много «пройдено» героем и страной, но впереди – новые дороги…
         Поэт через образы  стихотворения выразил то, что есть  в сердце каждого, кто живёт в Кандалакше, кто живёт  на Севере. Когда читаешь поэтические строки, силой воображения оживляешь образы. Возникают ряды ассоциаций, поэтому стихотворение обладает такой силой. Первый «секрет поэтического мастерства»: писать о том, что «кровно дорого». Говорить о том, что  близко сердцу каждого. Говорить выразительным  «афористичным»  языком: «Есть у каждого Русь изначальная».
Последняя строфа стихотворения – это  целых  четыре  афоризма, которые завершают образный ряд:
Верю в лучшее, глядя в дальнее,
Кровно дорого то, что пройдено…
Есть у каждого Русь изначальная.
Много разных имён носит  Родина.
       Словесный ряд, как и образный, весь подчинён главному: выразить  беспредельную любовь поэта к своему родному городу.
      Слово – оболочка мысли, образа. Каждое слово стихотворения является сигналом мысли автора и требует внимания.
       Любое стихотворение, являясь текстом художественного стиля, содержит тропы и  стилистические фигуры. Какие тропы и фигуры речи создают неповторимый образ колычевской «Руси изначальной»?
        Эпитеты «в дремучей душе», «лёгкой волны», «лето спелое», «солнце зрелое»  – певучие, лёгкие, нежные. Они особенно выразительны, когда соединяются с метафорами: «в дремучей душе лесной», «лёгкой волны поглаживанье».
        Природа  изображается через олицетворение и персонификацию: «море дышит», «метель  шепчет древнюю сказку страшную». Обращение «земля скалистая» тоже выступает в роли олицетворения, подчёркивает трепетное отношение поэта к родной Кандалакше.
        Традиционный для  художественных текстов троп – сравнение. «Словно ветер…», «словно лёгкой волны…», «как бабка…» – каждое сравнение представляет собой сложное соединение с метафорой,  эпитетом, олицетворением. Тропы Колычева, видимо, обладают такой силой потому, что они взаимодействуют, дополняют  друг друга.
        Фигуры речи, использованные поэтом, – это  анафора, эпифора, инверсия, риторическое обращение.
          Анафора (единоначатие) придаёт музыкальность первой строфе:
Словно ветер в дремучей душе лесной,
Словно лёгкой волны поглаживанье…
          Эпифора ( одинаковое окончание строф)  создаёт песенный эффект, повторяет, как заклинание, ключевые слова стихотворения:
Кандалакша моя, Кандалакша моя.
         Инверсия «Кандалакша моя» подчёркивает, как дорого сердцу поэта слово «Кандалакша». «Земля скалистая», «сила вражья», «Русь изначальная» - это неполный перечень употребления инверсии.  Инверсия подчёркивает художественное  определение, делает его  ещё более весомым.
          Колычев использует богатые возможности синонимов и антонимов. Это зрелое и спелое, грезится и помнится, устоять и выстоять; зима – лето, завтра – вчера, грустное – ласковое, умру – останется.
         Поэт  употребляет в стихотворении окказионализм: «шелестно» звучит название  города.
          Если посмотреть на стихотворение с точки зрения грамматики, то увидим следующее. Наиболее  частотная  часть речи в стихотворении: имя  существительное: 39 раз употребляется эта часть  речи, а вдобавок ещё есть субстантивированные имена прилагательные: грустное, ласковое, вчерашнее, лучшее, дальнее. «Субстантивируя»  прилагательные, придавая признаку значение предмета, поэт  таким образом подчёркивает роль  указанных слов. 13 прилагательных, 17 глаголов – это не   математические расчёты, а информация для доказательства, что  «существительное», «существующее»,  «сущее»,  в стихотворении наиболее значимо,  разворачивает картину  «Руси изначальной». Важную роль играет местоимение «мы»: употребление местоимения ( «мы с тобою – навек – одно целое») подчёркивает неразрывную связь  лирического героя-поэта с городом.
        Синтаксис стихотворения построен на частых повторах, что характерно для песенных текстов. Это делает стихотворение очень  музыкальным, лёгким.
         Рифмы  стихотворения - это весьма характерные для Колычева «составные» рифмы. Они заставляют слова звучать особенно весомо, значимо. Например: душе лесной – шелестно,  бабка мне – охапками, глядя в дальнее – изначальная. Дактилические рифмы придают  строке напевность, неторопливость. Поэт использует и  «внутреннюю» рифму: «лето спелое,  солнце зрелое».
          Стихотворение написано анапестом, и хотя  концовки строк  выбиваются из «правильного»  размера,  это  однако не мешает  плавности, мелодичности, «песенности» стихотворения.
           Слово служит поэту точно и верно. Колычев достиг высокого мастерства в поэзии. Он использует богатейшие возможности лексики, художественно-выразительных средств, техники стихосложения.   Его поэзия близка музыке, как и всякая настоящая поэзия. Стихотворение должно быть образцом гармонии, лёгкости.  Как этого достигает поэт Колычев?
    Словно лёгкой волны поглаживанье…
    В строке соединение аллитерации (л, в, н) и ассонанса (о, а). Таких строк ( с аллитерацией и ассонансом одновременно) в стихотворении много. Но этим не исчерпывается «тайна» благозвучия. Простое «статистическое» сопоставление гласных и согласных в строфе показывает, что количество согласных не намного превосходит  количество  гласных.
      В окончаниях слов преобладают открытые слоги (на гласные), поэтому стихотворение «нежно», «шелестно», поётся, а не просто читается.
      Согласные в стихотворении редко-редко «скапливаются» в группы по   три звука: в  семи строфах можно насчитать только  пять таких случаев (непроизносимые согласные, которые не   звучат, не учитываются). Только одно  сочетание из  4 согласных
 ( «ветер в дремучей…»).  Таким образом, стихотворение Колычева необыкновенно благозвучно.
       Гимн Кандалакши, созданный Н.В.Колычевым, показывает, что «секреты поэзии» существуют  на трёх уровнях: образном, словесном и звуковом. «Русь изначальная» открывается в образном ряду.  В словесном ряду разворачивается  богатство художественно-выразительных средств, а в звуковом ряду особенно важно звучание гласных.  «Гармонией противоречий» можно называть не только Россию, но и саму поэзию.
      «Русь изначальная» всегда была украшена храмами.  Слово «храм» часто употребляется и в переносном, метафорическом смысле. Этим словом  можно обозначить и нечто чистое, светлое, возвышенное. Это может быть «храм  души», «храм природы» и, конечно же,  «храм поэзии». Стихотворение Колычева, посвящённые Кандалакше, как и другие  его стихи,   как раз такой же  своеобразный храм: чистый, светлый, лёгкий, возвышенный.
      


Рецензии
Да простят меня автор статьи и Николай Колычев, но не могу не применить при оценке словечко нелитературное, сленговое: ОБАЛДЕВАЮ!!!
Валюша, какая же ты молодец! Сегодня готовлю очередное занятие литературного кружка и буду рассказывать можайским стихотворцам о силе образа в колычевской поэзии. Конечно же, за основу возьму твою работу "Образ Луны в поэзии Колычева". И, конечно же, эту.
Про тебя мои начинающие литераторы уже знают, про Колычева - тоже. Рассказывала им про аллитерацию, приводила примеры из вашей с ним поэзии.
Вообще учу своих на примере кольских поэтов. И это правильно.
На Севере - настоящая поэзия, живая, яркая, образная.
Обнимаю тебя, родная.

Наталья Чистякова 2   16.03.2016 09:28     Заявить о нарушении
Наташенька, здравствуй! Улыбнулась твоим словам "уже знают"))) Сразу филологическая память цитатку улыбчивую подвернула мне: "Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой"))) Шучу))) Наташа, дорогая, спасибо тебе, что так любишь Север и нас, северян. А меня завтра пригласили в родную школу на семинар библиотекарей ( семинар по краеведению), чтобы я рассказала о новой книжке и почитала "северные" стихи. Я уже выбрала, что почитать кандалакшанам)))Догадываешься, наверное, что "Прогулки по городу К." тоже хочу вспомнить. "Из города К. к народу поэт К. вышел", помнишь?
У меня, если честно, лежит уже готовая рукопись книжки "Зачитанная книжечка поэта" - о Колычеве(мои статьи, помещённые на сайте Проза-ру, и плюс те заметки, которые я ещё не публиковала). Если когда-нибудь отважусь и найду средства, то к новому юбилею Колычева можно будет подарить ему книжку от благодарной читательницы-почитательницы)))
Обнимаю тебя, моя дорогая северяночка-можаечка(Можайск - от слова "можем"!)))


Валентина Яроцкая   16.03.2016 10:15   Заявить о нарушении
Хорошо, что в Кандалакше выступишь. Только вот в "Феникс" никак не соберешься. А тебя ведь там ждут.
Издашь книжку о творчестве Колычева - про меня не забудь, ладно? Очень хочется ее иметь.
Только что приехала из Королёва. Тебе не икалось? Я там тебя постоянно вспоминала. Дело в том, что познакомилась с интересным автором Виктором Рыбалко. Читала его повесть "К Гончаровым". Автор на велосипеде (!!! ты так тоже умеешь!) проехал путь, по которому следовал Пушкин, когда ехал свататься к Наталье Гончаровой. Путевые наблюдения, размышления о Пушкине и его творчестве, попытки переселиться в настроение и ощущения великого поэта в то время, тесно переплетенные с днем сегодняшним - очень интересно! Читается легко, язык высокохудожественный, образный. А работает Виктор Иванович терапевтом в одной поликлинике с моей дочерью.
Я с ним пообщалась по телефону. Договорились встретиться, но мне пришлось уехать раньше. Книжки он мне подарит и передаст через Юлю вместе со своим эл.адресом. Когда с ним подружусь поближе, мечтаю и вас, пушкиноведов, подружить.

Наталья Чистякова 2   16.03.2016 12:42   Заявить о нарушении
Наташенька, семинар не в Кандалакше, а в Алакуртти, библиотекари в нашу школу приедут сами. 120 км между Кандалакшей и Алакуртти. И в клуб "Феникс" я ведь с удовольствием бы ходила, да ведь я в Кандалакше не живу, а только бываю там. Сейчас стала бывать чаще, сначала внучка там жила, теперь вот внук. А когда приезжаю - столько дел в "стольном граде", да ещё с Матвейкой побыть хочется, что я не успеваю встретиться даже со знакомыми.
Книжка "К Гончаровым" меня очень заинтересовала, как бы мне почитать? Ведь я сама тоже сейчас пытаюсь оформить в "Уездной барышни альбом" впечатления от посещения пушкинских мест, а заодно сказать в очередной раз о своей любви к Пушкину ( Сашу Тихонова агитирую сделать новый совместный проект, пермяки ведь и были инициаторами "обалдинской болдинской осени")))
И вот ещё что. Если моя книжка о Колычеве таки появится (мне надо отважиться же!), то ты будешь первой, кому я пришлю её)))

Валентина Яроцкая   16.03.2016 13:32   Заявить о нарушении
Валя! Я все время думаю о том, что мне нужно у автора и для тебя экземпляр выпросить. Но это когда мы сдружимся, пообщаемся. Сейчас не могу набраться такой наглости.
Может быть, она тебе и не будет так интересна, как специалисту. Я-то читатель простой, необразованный, мне любое лирическое отступление в радость.
Может быть, он мне сможет выслать эл. вариант - посмотришь, насколько покажется интересным, тогда уж и попрошу книгу.
Спасибо за обещанную книжку. Уже жду.

Наталья Чистякова 2   16.03.2016 17:24   Заявить о нарушении
Наташа, дорогая, мне интересно всё, в чём выражается всеобщая любовь к Пушкину))) Я буду надеяться, что смогу потом тоже прочитать книгу Виктора Рыбалко. В Интернете есть сведения о нём, а вот самой книги-то и нет.
Спасибо тебе заранее, я знаю, что книгу, благодаря тебе, прочту обязательно)))

Валентина Яроцкая   16.03.2016 18:27   Заявить о нарушении
В крайнем случае, одолжу свою, на время. Или у дочки отберу. Вернешь, когда будем в Кандалакше. Все время думаю о тебе, когда ее в руки беру.

Наталья Чистякова 2   16.03.2016 19:04   Заявить о нарушении
Как говорят наши детки: "Йес!"))))

Валентина Яроцкая   16.03.2016 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.