Детские забавы Антоши Чехова

               

                Детские забавы Антоши Чехова

     Как и все  люди, великий русский писатель Антон Павлович  Чехов  тоже был ребенком. Он родился  150 лет назад, в январе  1860 года на юге России. Чеховы жили на  берегу Азовского моря, в небольшом городке Таганрог. Семья  проживала в собственном доме на Конторской  улице. Отец Антона Павловича, Павел Егорович, занимал скромное место приказчика в бакалейном магазине. Приказчиками тогда называли продавцов.  Накопив  денег, открыл собственную лавку, где продавалось все – начиная от  селедки и кончая  спичками.
      Отец  торговал в  лавке,  мать  воспитывала  шестерых детей. Антону приходилось помогать   отцу.  Это было нелегко, потому что зимой в  лавке было  холодно. Кроме того, нужно было успеть приготовить домашние  задания  для  школы,  а в  лавке замерзали даже  чернила. За плохие оценки Антону  не раз попадало от строгого папаши. Зато летом  наступало раздолье.
    Как и все  дети, Антон  любил игры и развлечения. По воспоминаниям  братьев  и однокашников  писателя, Антоша  Чехов  в играх  был  неистощим на выдумки. Правда, эти  игры  совсем не походили  на нынешние. Тогда не  было  спортзалов и стадионов,  еще не изобрели футбол, даже велосипедов почти не было. Никто не слышал о кино, телевизоре, компьютере, в  магазинах не продавали  игрушечных  машин и самолетов.  Дети  придумывали игрушки сами, играли на природе,  купались в  море, ловили рыбу.
      Наверное, такая  жизнь была интереснее и здоровее   нынешней. Антон и  его братья бегали по улице босиком. Спать в комнатах было  тесно и жарко, поэтому дети устраивали  в садике шалаши, в которых и ночевали. Антон спал под кущей посаженного им дикого винограда и называл себя на библейский манер: «Иов  под смоковницей». Сидя под виноградом, он сочинял  стихи и сказки. Одна из них начиналась так:

Эй вы, хлопцы, где вы, эй!
Вот идет старик Аггей.
Он вам будет сказать сказку
Про Ивана и Савраску...

    Посыпались в шалашах с рассветом. Иногда мать, Евгения Яковлевна, поручала Антону и его младшему брату Ване  рано утром сходить на базар и купить провизии.  На базаре Антон присматривался к певчим птицам и голубям, с видом знатока рассматривал их оперенье. Он прекрасно разбирался в породах  птиц. Были у него и свои собственные голуби.  Каждое утро он выгонял их из голубятника и с восхищением  следил, как птицы кругами уходили в  небо. Однажды Антон купил живую утку и, пока шли домой, всю дорогу теребил ее.  Утка  громко кричала. «Пускай все знают, — говорил Антон, — что и мы тоже кушаем уток».
     Я  хочу рассказать  о  некоторых   забавах,  которыми увлекался Антоша  Чехов. Некоторые из них были небезопасны, как, например, ловля тарантулов -  черных ядовитых пауков. Но с ними приходилось бороться, потому что тарантулы  были вредителями и иногда кусали  домашних животных, которые паслись в  степи.
      Способ ловли, который придумал Антон,  был  оригинальным. Степь начиналась прямо за околицей городка. Здесь в  земле  было много круглых отверстий. Это норы таран¬тулов. Выманить их было непросто. Антон  выдумал для этого специаль¬ный способ. Все ребята имели при себе аптечные баночки, наполненные дешевым оливковым маслом, которым заправляли лампадки.  В  руках  держали специальные удочки.  Они состояли из небольшой палочки, к которой привязывали длинную нитку. На ее конце прикрепляли  шарик из мягкого пчелиного воска. Размер шарика был таков, чтобы свободно проходил в норку. Ловля пауков  проходила   так. Баночку  с маслом ставили у норы. Шарик опускался в отверстие. Паук воспринимал  его как непрошенного гостя  и старался  лапами   вытолкнуть шарик.  Лапки  тотчас прилипали к воску. Ниточка дергалась. «Ага! Попался!» - кричали  ребята и выдергивали шарик вместе  со вцепившимся в не¬го тарантулом. Паука тотчас опускали в масло, где  нет воздуха. Тарантул быстро поги¬бал. Большое количество уничтоженных ядовитых пауков  тарантулов  считалось у   детей  особенной доблестью.
     В гимназические годы  Антон Чехов очень лю¬бил ловить рыбу. На рыбалку дети ходили в Таганрог¬скую гавань.  Обычно  в компании было четверо:  братья Чеховы - Антон, Николай, Иван — и  соседский  мальчишка. Ловили  бычков, которых в мелководном  Азовском море  пруд пруди.  Однажды поймали бычков по числу дней в году — 365 штук, которых потом засолили. В промежутках между ловлей ку¬пались. В одно из  ку¬паний Антон бросился с берега в воду и рассек себе лоб об острый камень. Шрам на левой стороне лба под са¬мыми волосами оставался у него на всю жизнь. Он да¬же был внесен в качестве приметы в его паспорт.
     Антон умел добиваться удачной ловли. Он изобретал специальные поплавки, изображающие че¬ловечка, у которого руки поднимались и опускались во время поклевки. Это указывало, какого размера ры¬ба попалась на крючок. Если человечек-поплавок в воде по пояс, то, значит, клюнула небольшая рыбка, если по плечи — то средняя, если с головой и руки подняты вверх, то, значит, попалась крупная рыба. Ее нужно вынимать умеючи, чтобы не сорвалась с крючка. Обычно Антон, как самый искусный  рыболов, вынимал рыбу сам. Поплавки он делал из особого дерева, похожего на пробку, которое  доставал  у местных рыбаков. Называлась кора «болбиркой». Рыбаки делали   из нее поплавки  для  сети.  Найти на берегу «болбирку» считалось  особым расположением судь¬бы. Таким счастлив¬цем не раз бывал  гимназист Антоша Чехов
     Отправляясь на рыбалку,  дети брали с собой сковородку. Рыбу чистили,  мыли, разводили костер из сушняка и жарили  только что пойманную добычу. Ах, как вкусна  была  еда, приготовленная  собственными руками! На обратном пути дети  проходили мимо порта. По дороге частенько попадались орехи или семечки, которые просыпались из мешков на телегах. Ребята набивали себе карманы и, довольные, продолжали путь до Каменной лестницы, которая вела  в город. Дома мать старалась накормить  детей,  они  же с гордостью  отказывались и  выкладывали свой улов.
      Во время обучения в младших классах таганрогской гимназии Антон стал увлекаться воздушными шарами. Он изготовлял их из бумаги. Братья Николай и Иван  ему помогали. Шары склеивали из листов тонкой папиросной бумаги и пускали в небо, наполняя теплым воздухом или светильным газом. Первый способ был неудобен, потому что надо было держать шары над костром, и они часто сгорали.  Второй был сопряжен с  рис¬ком, но для  детей  он был заманчив.
     В то время Чеховы жили в доме Моисеева. Против самого угла дома, у входа в магазин, стоял газовый фонарь. Сейчас таких фонарей  нет, все освещение  дома и на  улице электрическое. Тогда  же к каждому фонарю  подводилась специальная  трубка, по которой   подавался  горючий газ. Он был легче воздуха. Этот фонарь и служил для наполнения   шаров. По утрам,  пока никого не было на улице, дети собирались около фонаря и на¬полняли шары светильным газом при помощи резинового шланга, который надевали на рожок фона¬ря. При всеобщем ликовании шары поднимались  высоко-высоко, под самые облака. Дети радовались,  когда  их шары  улетали  выше  всех. Фонарь постоянно находился в неисправности, чего не мог не заметить обслуживающий пер¬сонал. Скоро секрет был разгадан. Павла Егоровича Чехова вызвали в полицейский участок для объяс¬нений. Детей, конечно, за шалости наказали. Но их творческий пыл  обращался  на другие изобретения.
     Одним из приятелей  Антоши Чехова  был  Натан  Богораз, который  учился   в таганрогской гимназии почти одновременно с ним. Антоша  был на год постарше. Он был «основник», а  Натан - «параллельник». Это означало, что Чехов учился в  «А»-классе, а его приятель –в  классе «Б». Друг вспоминал, что  у  Чехова тогда было прозвище – «чехонь». Это была такая   рыба. Прозвище возникло, понятное  дело, из-за  созвучия   в фамилии.  Приятель  припомнил, как они с  Антоном  занимались ловлей птиц. Для  этого нужна  была особая  сноровка.
    За чеховским домом прежде находился большой пустырь, который в то время назывался «имение ку¬риного царя». На краю этого пустыря ютился старик, разводивший кур. Пустырь весь зарос бурьяном. На этом пустыре Чехов с братьями ловили щеглов и чижиков «на принаду». Ловля щеглов «на принаду» — это южный степной спорт. Щегол -  небольшая  птица с красивым опереньем и приятным голосом. Чехов увлекался ловлей даже в  студенческие годы. В гу¬стом бурьяне ставилась ширма  из старой рогожи, натянутой на двух жердях, воткнутых в землю. Перед ширмой на палку привязывали  отборные кусты  коноп¬ли с семенами. Сверху для приманки  подвешивали клетку с певучим щеглом или с самочкой. В рогоже  прорезали квад¬ратное окошко,  за ним прятался сам ловец. В руках  он держал  орудие лова — длин¬ную камышовую трость с волосяной  петлей на конце. Птицы, завидев  семена, опускались  на приманку рядом с клеткой. С затаенным дыханием, с бьющимся сердцем  дрожащей ру¬кой кто-нибудь из ребят старался сквозь отверстие в рогоже осторожно навести  си¬лок на шею  щеглу и быстро тащить его к себе.  Пойманную птицу сажали  в клетку  и  несли на  базар. За вырученные  деньги можно было купить крючков для рыбалки.
      С годами увлечение  чижами прошло, появились новые привязанности. Главное место среди них  занимал  театр.  Мать Антона, Евгения Яковлевна, поощряла  это увлечение. Всегда ласковая и снисходительная, она создавала в семье атмосферу сердечности. Дети называли ее «ма¬мочкой» и «амочкой». У меньших же вместо «амочка» выходило: «ямочка». «Антоша», «Антошечка», «голубчик» — вот ее обыч¬ные обращения к  ребенку. Нельзя было без умиления слушать рассказы Евгении Яковлевны о том, как она тайком ходила с Анто¬шей в театр. Иногда ее смущало поведение сына: он начинал вызывать своим звучным голо¬сом не  актеров,  а  некоторых зрителей.
— Гутер-рман! — раздается на весь театр голос Ан¬тоши.
У Евгении Яковлевны сердце так и замирало: «Господи, не достанется ли Антошечке за это?»
    Самые  дешевые  билеты в  театре были на галерку. Так называли балкон в конце зала под самым потолком.  Все  карманные деньги  уходили на их приобретение. Гимназическое начальство запрещало школьникам ходить в  театр – особенно  на дешевую галерку. Педагоги были убежде¬ны, что  там собираются одни только подонки. Но именно на галерке  свили  себе гнездо гимназисты. Чтобы попасть в театр, пускались на  всяческие хитрости. Чехов несколько раз проходил  под видом  взрослого, с  фальшивой бородой.  Смотрел он в таганрогском театре многое: оперет¬ты,  водевили, которые в ту пору  игрались наряду с классическими пьесами и были рассчитаны на мещанские вкусы. Одни названия  чего стоят: «Убийство Коверлей», «Петербургские когти», «Ограбленная почта»...
    Уже в ранние  детские годы у  Антона Чехова прорезался литературный  талант. В гимназии издавался рукописный журнал под названием «Звездочка», в котором первое место за¬нимали Антон Чехов  и  его товарищ  Натан Богораз. Антон стал прозаиком, а  Богораз - поэтом. У Антона  появилось литературное прозвище  «Чехонте», которым его наградил учитель Ф.П.Покровский. Педагог любил в  шутку переиначивать фамилии учеников. Эта детская кличка  стала  псевдонимом, под которым «Антоша Чехонте» в студенческие годы стал публиковаться в юмористических журналах. Чеховы  жили тогда бедно. Заработанные Антоном деньги помогали  семье  сводить концы с концами
     Раз¬говоры  таганрогской молодежи  обыкновенно вертелись около театра. Однажды  возникла мысль об устройстве любительского спектакля. Мысль была подхвачена с восторгом. Решено было приспособить  для  этой  цели  большой сарай. Труппа сейчас же составилась. Женские роли согласился играть Антон Чехов.
    Через два-три дня застучали в амбаре молотки плотников, ставя¬щих подмостки для сцены. Художник вместе с Николаем Чеховым на¬чали писать декорации, а артисты  приступили к выбору пьесы. Для открытия остановились на пьесе «Ямщики, или Шалость гусарского офицера». Роли в  пьесе  распределили: станционного смотрителя играл Алек¬сандр  Чехов, старший  брат Антона, а  старуху старостиху — сам Антон. Репетировали пьесу не менее десяти раз, и она прошла великолепно. Не беда, что у гусарского офицера от военной формы  была только  фураж¬ка с кокардой, что  станционный смотритель щего-лял в таможенном мундире. Все шероховатости покрывала художественная игра Антона. Публика хохотала при каждом появлении  старо¬стихи.
     С легкой руки Антоши Чехова спектакли пользовались громадным успе¬хом. Представления давались с благотворительной целью. На афишах, которые рисовал Николай Чехов,  значилось, что собранные деньги   шли  на  нужды  бедняков. Устраивали спек¬такли  на  русском и украинском  языке.
       Ставили и серьезные пьесы А.Н.Островского, Н.В.Гоголя. «В домашних спектаклях, — вспо¬минал  младший  брат Михаил, — Антоша-гимназист был главным воротилой». Братья Чехо¬вы разыгрывали даже «Ревизора», и Антон обычно играл городни¬чего. Для исполнения роли он надевал свой па¬радный гимназический мундир с блестящими пугови¬цами. Чтобы выглядеть потолще, в соответствующие места засовывал под мундир подушечки. Вместо шпаги надевал обыкновенную саблю, цеплял на грудь самодельные ордена. Для  солидности  ходил с надутыми щеками и старался говорить басом. Грими¬ровался он очень тщательно и очень  искусно.
     Брат Ваня обычно играл Хлестакова, а сестра Маша исполняла роль дочери городни¬чего Марьи Антоновны. Мария Павловна  Чехова, живя в  Ялте,  вспоминала  об этом с  улыбкой.  В одном из действий Хлестаков — брат Иван — придвигался к ней и хотел  обнять.  Дочка городничего должна была отодвигаться от него. Машенька  Чехова производила это с особенным усер¬дием -  стеснялась,  что ее обнимают на виду у всех зрителей.  Она так упорно отодвигалась, что все диало¬ги уже кончались и Хлестаков  не успевал  ее поцеловать...
      По  воспоминаниям друзей Чехова, у него было природное актерское дарование. С помощью грима он так изменял свое лицо, что даже близкие  люди не узнавали его и беседовали с Антоном как с незнакомцем.         Брат его Николай прекрасно рисовал и был отличным музыкантом. Ан¬тон тоже начал учиться играть на скрипке. Ради шутки  иногда изображал «упражнения на контра¬басе»: брал Николая за нижнюю губу, вытягивал ее и, водя смычком по животу, произ¬водил губами потрясающие звуки.
     Был еще один уморительный номер в артистиче¬ском репертуаре Чехова. За несколько минут он изме¬нял свой вид и превращался в зубного врача,  который деловито раскладывал на столе зубоврачеб¬ные инструменты. В это время в передней раздавался громкий стон, и в комнате появлялся брат  Саша с подвязанной щекой. Он немилосердно вопил от якобы нестерпимой зубной боли. Антон с пресерьезным видом успокаивал пациента, брал в руки щипцы для углей, совал в рот Александру, и... начи¬налась «хирургия», от которой присутствующие пока¬тывались от смеха.  Антон вытаскивал щипцами изо рта реву¬щего благим матом «пациента» огромный «больной зуб» (пробку) и торжествующе показывал его публике... Опыт таких забав  потом отразился в  знаменитом рассказе  Чехова «Хирургия».
     Самые яркие  впечатления детства Чехова связаны  с деревней Княжей, где он проводил летние каникулы у деда. Егор Михайлович Чехов служил  управляющим имением графини Платовой. Тут впер¬вые Антоша прикоснулся душою к русской приро¬де.  Поездки из города в деревню то на лошадях,  то на волах  с ночле¬гами под бархатным небом Украины, в степи на душистых ков¬рах свежего сена, — такие поездки наполняли душу маль¬чика  массой новых впечатлений.
    Приезд внуков радовал гостеприимного ста¬рика, и он помещал их на ночлег в огромном барском доме. Он  катал детей на беговых дрожках по полям, а  они помогали ему  по хозяйству. Егор Михайлович был, однако, человеком строгим. Он запрещал ребятам рвать ябло¬ками в графском саду. Яблоки были на редкость соблазнительные. Молодые Че¬ховы  шли на хитрость. Однажды Антон  поспорил с  братом Ваней, что сорвет яблоко днем в присутствии дедушки. В назначенный час Антон зазвал деда в  сад, поставил Ивана лицом к   увешанному яблоками дереву и сказал, что сумеет перепрыгнуть через брата. Дед засосал трубку и подзадорил Антона:
— А ну! А ну!
     Ваня покорно наклонился. Антон перескочил через брата и од-новременно сорвал яблоко... Дед был в восторге от ловкости внука и хохотал на весь сад…
    Как и все  дети, Антоша  Чехов  вырос, вступил во взрослую жизнь.   Окончив  гимназию, он стал  студентом Московского университета, потом врачом.  Литературный  дар, наблюдательность и богатые  детские впечатления  помогли ему стать  настоящим писателем.  Он опубликовал  более  тридцати рассказов, героями которых  стали дети. И самые  маленькие, и  подростки, и девочки, и мальчики. Написал и «сказки о зверях»  - замечательную повесть «Каштанка» и  рассказ «Белолобый».  Они  и в наши дни  являются  любимыми сочинениями для  детей.


                * * *

В  очерке использованы воспоминания о детских годах А.П.Чехова, написанные  братьями и сестрой писателя, а также  его земляками В.Таном, А.Долженко, А.Дросси,  П.Сергеенко, А.Вишневским.


Рецензии