Глава 9, или опера сторожа

               

   В настоящее время деятельность ОВД регламентируется массой законодательных актов от УПК до Закона о милиции, Закона об ОРД и внутриведомственных приказов, и не один из них не даёт эффективный правовой инструмент для решения задач стоящих перед оперативными подразделениями и службой участковых уполномоченных. В связи с этим мне кажется, что необходимо ввести в УПК ряд изменений, либо издать отдельный законодательный акт, который конкретно регламентировал бы, что необходимо делать в том или ином неурегулированном законом случае.

   То есть, в первом случае можно ввести в УПК понятие оперуполномоченный, участковый уполномоченный, и наделить их соответствующими правами для оперативного и незамедлительного решения вопросов о задержании в порядке ст. 91 - 92 УПК, права ходатайствовать перед судьёй о проведении обыска и т.д.

   Либо во втором случае решить вопрос об изменении или дополнении Закона о милиции.
   
   Кроме того необходимо определится с понятиями, которые существуют в ОВД,  но никак не представлены в правовых документах регламентирующих процесс раскрытия и расследования преступлений.
   
    Например, в ОВД существует понятие «оперативный розыск», которое имеет место, но не имеет правовых оснований для существования (нормативного статуса).

    Оперативный розыск - это комплекс мер розыскного характера по установлению местонахождения лица, которое имеет статус находящегося на оперативном подозрении в совершении деяния предусмотренного уголовным кодексом, в том числе лица не привязанного к конкретному уголовному делу в результате недостатка информации (агентурная информация, свидетельские показания о лице полные установочные данные которого неизвестны и т.д. ).
   
   Что необходимо уголовному розыску как любой другой структуре осуществляющей оперативно - розыскную деятельность?

    «Оперативное задержание», как мера кратковременного ограничения свободы, которая избирается в отношении лица к которому могут быть отнесены основания предусмотренные ст. 91 -92 УПК, но не привязанного к конкретному уголовному делу (не возбужденно уголовное дело, по тем или иным причинам, нет экспертиз, не выяснены обстоятельства связанные с задержанием лица, не установлена личность задержанного и т.д.).

   Примеры: Сотрудниками ГИБДД задержаны в ночное время двое, которые ходили по двору дома и светили фонариком в салоны автомашин. При этом в нише для магнитолы их автомашины находилась незакреплённая магнитола. Таким немудрёным способом маскируется ворованная вещь. Указанные лица были приезжие из соседней области. Что можно сделать с данными лицами? Магнитола явно ворованная. Имело место намерение совершить ещё кражи. Задержать на 3 часа? Это время закончится в 5 - 6 утра. Чтобы выяснить все обстоятельства дела необходимо как минимум дождаться 8 - 9 утра, когда потенциальный потерпевший обнаружит, или не обнаружит факт хищения принадлежащей ему магнитолы. Таких случаев можно привести сотни, когда в ночное время задерживаются лица с похищенными магнитолами, колёсами и другими материальными ценностями. Заявление в связи с ночным временем не поступает, а вопрос о законности содержания в камере остаётся.
   
   Механизм задержания должен быть простым и не подлежащим свободному толкованию. При захвате и доставлении лица, в действиях которого усматривается состав преступления, при котором обнаружены предметы, вещества, указывающие на совершение им преступления, необходимо:

   1. На месте захвата лица составляется протокол осмотра места происшествия, и изымаются вещественные доказательства;

   2. Опрашиваются свидетели;

   3. Составляется подробный рапорт с указанием обстоятельств захвата и перечислением предметов изъятых у задержанного;

   4. Подготавливаются и направляются на экспертизу изъятые предметы и вещества (оружие, наркотики);

   5. Составляется протокол оперативного задержания;

   6. В случае необходимости проводятся срочные обыски по постановлениям, вынесенным оперативным работником;

   7. Задержанный находится в ИВС или КАЗ до решения вопроса о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела, но на срок не более 24 часа. При этом указанное время входит в срок задержания по ст. 91-92 УПК, если такое по решению уже следователя последует;

   8. Копия материалов направляется в суд или прокуратуру для проверки.
   
   Указанные меры снимут ряд проблем в ОВД, когда в отношении лиц находящихся на оперативном подозрении фабриковались материалы по мелкому хулиганству. Это высвободит массу людей, так как в настоящее время 1-2 оперативных работника сидят в рабочее время по кабинетам и стерегут людей, пока остальные работают, чтобы проверить их показания или привязать их к конкретному преступлению.
   
   Например:

   1. Задержан на сбыте сотового телефона человек без документов на себя и на телефон. Задержан, допустим в областном центре, а проживает в районе. Что с указанным лицом делать? Необходимо проверить и трубку и человека и его показания. Отпустить? А если трубка с тяжкого преступления? В настоящее время такие лица сидят у одного оперативного работника в кабинете, пока другой бегает проверяя показания задержанного. Не маразм ли это?

   2. Задержан наркоман, но дело может быть возбужденно только после экспертизы.

   3. Задержан с холодным или огнестрельным оружием.

   4. Задержан с предметами (особенно в ночное время), которые с большой долей вероятности похищены.

   А так же масса иных оснований, которые возникают каждый день и каждую ночь в любом отделе милиции.   




 


Рецензии