Глава 2, или на свой страх и риск

Второй неурегулированный законом вопрос связан с проникновением в жилище, при розыске преступника объявленного в розыск постановлением следователя ОВД, прокуратуры, федерального или мирового судьи.
   
   Начнём с объявления в розыск преступника дознавателем, следователем ОВД и следователем прокуратуры.

   Итак, после того как подозреваемый или обвиняемый скрылся, выносится постановление о розыске, в котором помимо иных реквизитов указываются основания объявления, данные на преступника (статьи УК, год рождения, адрес и т.д.), мера пресечения в виде содержания под стражей или подписка о невыезде.
   В 99 случаях из 100 - это подписка о невыезде, так как ни один дознаватель или следователь не рискнёт выйти с ходатайством о заочном аресте. Лично мне известен только один случай, когда следователь областной прокуратуры вынес заочное постановление об аресте.

   Что дальше? Следователь должен вынести постановление об обыске по месту регистрации или месту жительства объявляемого в розыск. Нужно заметить, что постановление об обыске имеет однократную силу и вообще на практике при объявлении в розыск никогда следователями не выносятся.
   
   Итак. Необходимо ответить на вопрос - является ли постановление следователя основанием для беспрепятственного проникновения сотрудников милиции  в помещение, где с большей или меньшей вероятностью скрывается разыскиваемый?
   Любой розыскник вам ответит, что нет, не является, и, входя зачастую против воли проживающих в жилище, оперативник сильно рискует, заявляя жильцам, что у них есть постановление и, типа, по этому постановлению они имеют право на вторжение. Хорошо, если разыскиваемый окажется в адресе, если нет?
   Жалобы идут потоком в прокуратуру, и опер оказывается в руках прокурора. Захочет помилует, а захочет казнит. Бывают и совсем абсурдные указания вроде того, когда после жалобы мамаши разыскиваемого, который, пока мама билась с оперативниками, скрылся через балкон, прокурор запретил оперативникам заходить в этот адрес. Кстати, заходя в адрес  оперативники точно знали, что разыскиваемый дома.
 
   Кроме того, если разыскиваемый все-таки был задержан в адресе против воли проживающих, должен ли кто-то действовать в соответствии со ст.165 п.5 УПК?  Закон о милиции даёт право войти в жилище при преследовании преступника, но там, по-видимому, всё-таки, имеется в виду преследование, как погоня? Кто-то скажет: « Караульте на улице»

   Это, конечно, хорошо и «проще» всего, но караулить на улице это огромное количество человеко-часов и никакого рабочего времени не хватит сторожить каждого разыскиваемого у дверей, хотя и это приходится делать в любое время дня и ночи, поздно ночью и рано утром. В частном же секторе караулить у дома и вовсе проблематично. Как, например, было в Дагестане, когда у террористов были понаставлены видеокамеры.
   
   Кто-то скажет: «Ну пусть следователь всякий раз когда необходимо выносит постановление о проведении обыска!»

   Во-первых, почти сразу после объявления преступника в розыск, следователь приостанавливает производство по уголовному делу и именно в связи с розыском подозреваемого или обвиняемого, и не имеет право проводить по данному делу какие либо следственные действия.
   
   При объявлении в розыск лица уголовное дело которого передано в суд, федеральный или мировой судья также выносит постановление о розыске. С одной лишь разницей, что федеральный судья практически всегда выносит меру пресечения в виде заключения под стражу. В остальном, также неизвестно, является ли данное постановления индульгенцией на проникновение оперативников в жилище помимо воли проживающих там лиц.
   Я уже говорил, что оперативники, входя в адрес, на вопрос о законности их вторжения, заявляют, что да, имеют, прекрасно зная, что их судьба в руках прокурорского клерка, а закон получается в нашей стране как всегда что дышло…
   
   Что нужно делать? Как минимум необходимо изменить УПК и дать право, при наличии достаточных оснований полагать, что разыскиваемый в адресе, входить в адрес против воли проживающих там лиц. Более того, если в адресе разыскиваемого не окажется (ушёл через лаз в подвале, выпрыгнул в окно, поступила недостоверная информация), оперативник не должен быть подвергнут санкциям, так как именно разыскиваемый, а не оперативники должен чувствовать, что у него земля горит под ногами. Конечно, всё должно быть оформлено законным образом, если есть время вынесенное оперативником постановление подписать у судьи, нет времени, провести проверку адреса и после этого обратится в суд и уведомить прокурора.


Рецензии