Глава 1, или мой дом - моя крепость

    Конституция Российской Федерации декларирует, что жилище неприкосновенно. Очень хорошо. Мне и самому, как и всякому нормальному гражданину хотелось бы, что бы это было так.
   
   Однако что же делать,  если в                жилище проживает не законопослушный гражданин, а совсем наоборот?
   
   Какие законы регламентируют в этом случае вторжение в жилище сотрудников правоохранительных органов?

   Естественно это УПК и Закон «О милиции». УПК предусматривает подобное вторжение с санкции суда, а Закон «О милиции» в п.18 ст. 11 перечисляет ряд оснований, а именно: при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление. Другие указанные в законе случаи не относятся к рассматриваемой проблеме. В течение 24 часов о факте проникновения в жилище должен быть уведомлен прокурор. Казалось бы всё просто, но это не так. Что такое достаточные данные, которые дают основание полагать, что в жилище совершается преступление? Никто вам не ответит на этот вопрос и поэтому в каждом конкретном случае достаточность данных трактуется весьма произвольно и приводит к различным недоразумениям, в результате которых неприятности получают в основном сотрудники милиции.
   
   2.1. Одним из наиболее часто совершаемых преступлений в последние годы стало изготовление и употребление наркотических веществ. В 90 случаях из 100 данное преступление совершается в жилище. В половине случаев из этих 90 деяние подпадает под действие административного кодекса по причине недостаточного размера изъятого наркотического вещества. Так или иначе сотрудники милиции и, я думаю, наркополицейские в жилище входят в любом случае, где они, как считают изготавливаются наркотики. Входят на «плечах», входят, когда клиенты выходят, штурмуют, но входят получается на свой страх и риск, так как не имеют никаких документов санкционирующих вторжение, и рассчитывают лишь на удачу, когда в «хате» окажется наркота. А если не окажется наркоты в жилище? Если, допустим, её смыли в туалете или сожгли в печке. Наркоман скажет: « Постойте! Вы менты нарушили неприкосновенность моего жилища! Я напишу заявление в прокуратуру!» Ну а в прокуратуре это заявление с удовольствием примут со всеми вытекающими из этого для сотрудника последствиями.   
   
   Что же необходимо сделать для того чтобы борьба с наркотиками происходила без накладок? Во-первых, всем известно, что в нашей процессуальной системе всё завязано на возбужденном уголовном деле, когда без уголовного дела никто даже чихнуть не может. Чтобы получить санкцию на обыск необходимо возбудить дело, а чтобы возбудить дело по наркоте, её надо изъять и направить на экспертизу, а чтобы изъять без проблем, желательно иметь санкцию, но для этого нужно возбудить уголовное дело. Получается замкнутый круг, в котором оперативники раз за разом входят в адрес на основании весьма сомнительной статьи Закона о милиции, которая противоречит Конституции, где чёрным по белому написано, что права человека могут быть ограничены только на основании судебного решения.
   
   Поэтому уже давно надо было дать право оперативным службам выходить в суд с ходатайством о проведении обыска, на основании материалов проверки или оперативных материалов, как это делается в большинстве стран мира и в том   числе в США.
   Например, одно из самых распространённых сообщений в дежурные части ОВД - это телефонное сообщение, поступающее от жильцов, что в такой-то квартире изготавливают наркотики. Очень часто жильцы дома знают, в какой квартире наркоманы «варят» наркотики и постоянно звонят в дежурные части. Дежурный обязан отреагировать, и посылает по указанному адресу следственно-оперативную группу или оперативников, буде они найдутся под рукой или участкового. Группа, если успеет, приезжает и, как правило, «поцеловав дверь» уезжает, так как не один нормальный наркоман не откроет дверь, а выбивать дверь или окно, опять же, как правило, никто не рискует. Часто опера идут на острые меры, выбивая дверь, но всё это на грани фола.
 
   А надо как? Поступило сообщение о «варке», группа поехала, дежурный регистрирует материал. Группа сообщает, что идёт реальная «варка», дежурный даёт указание, на захват,  санкционируя действия сотрудников. Далее как получится. Есть результат, следует оформление и опрос свидетелей и задержанных. Задержанных на освидетельствование и при наличии наркотического опьянения в камеру по административной статье 6.9. Нет результата. Задержанных, при основании полагать, что они как то избавились от улик, всё равно на освидетельствование. Самое главное, чтобы было чёткое и ясное право войти в квартиру, где идёт варка тем или иным способом, вплоть до вызова МЧС для вскрытия стальных дверей.
   
   Далее следующий вопрос. Ну, вошли вы в квартиру? Далее вы должны задать вопрос: « Разрешаете ли Вы провести в Вашей квартире осмотр?» Я не открою большой тайны, если скажу, что этот вопрос никто не задаёт, так как не один здравомыслящий наркоман или иной преступник  добровольно согласия на это не даст. Ну ладно, всегда найдётся в виде исключения юридически грамотный преступник и скажет: «Нет. Не разрешаю» Что тогда делать? В соответствии со ст.165 УПК РФ, следователь, в этом случае обязан обратиться с ходатайством в суд за разрешением на проведение следственного действия. Предварительно заручившись согласием прокурора. (Давайте ещё в Совет Европы обращаться за разрешением на проведение следственного действия) А представляете вы себе картину, когда все станут настолько юридически грамотными, что следователь только и будет бегать с места происшествия в прокуратуру, потом в суд, потом…? Потом в УПК никак не разъяснено, что сначала, проводить осмотр без согласия, а потом к прокурору и в суд, или сначала в суд, потом осмотр. Согласие на осмотр должен давать и террорист и убийца и другие категории преступников, но я что-то не помню чтобы прокурорские спрашивали у них разрешение на проведение осмотра. А то было бы совсем смешно. Окровавленный убийца прокурорскому следователю: «Не разрешаю осматривать. Валите отсюда. Моё жилище неприкосновенно и мне надо ещё труп расчленить»
   Что нужно сделать? Прописать в УПК чётко и ясно, что отказ хозяина жилища на осмотр, лишь даёт ему право опротестовать действия правоохранительных органов в суде. Понятно, что если следователь начнёт бегать в суд и к прокурору за разрешением на проведение каждого осмотра места происшествия, в следственной системе произойдёт коллапс.


Рецензии
Ух ты. Оказывается результаты обыска можно опротестовать! Вот спасибо! От меня и от моего адваката.
А борьба с наркоторговлей в стране ведется как-то подозрительно. Не находите?

Егоров   30.11.2009 21:10     Заявить о нарушении
А в жизне все прекрасно. какие литературные таланты ьскрываются под личиной скромных следователей. Получишь на руки обвинение и читаешь, оторваться не можешь. Вот где смелый полет мысли. Буйство красок и страстей. Глубокий анализ скрытых личностных мотивов. А уж предположения строят Кафка с Бредбери отдыхают. И все это выдерживая строгий концелярский смысл. И особый аромат детского творчества дают опечатки, описки, путаница фамилий потерпевших и злодеев.
Вот будущее нашей литературы.

Егоров   01.12.2009 01:00   Заявить о нарушении