Музыкальный аскетизм, или осенний маразм
Сытый голодного не понимает. Кто не восприимчив к сиим высоким материям, прошу даже не пробовать начинать читать мою фантасмагорию.
«Музыка – это жизнь, а жизнь – это музыка»
(Я, наверное)
«У человека, взращенного с музыкой и песней,
широкая душа и открытое сердце»
(Не помню, но отыщу)
Музыка!... С самого рождения она сопровождает меня; с момента пробуждения утром и до ночи она звучит у меня в голове. Но не всегда испытываешь восхищения от ее звучания. И не каждая музыка мне по нраву… И, ведь, сложно сразу сказать какую музыку я предпочитаю слушать. Невозможно любимую музыку «втиснуть» в какое-то общепринятое направление. Сюда я включаю и New Age, и Enigmatic, и Global (World), и Ethnic, и Instrumental, и Lounge, и Chill Out, и другие. Во всех них общее в том, что инструменты и вокал расставлены в композиции, не мешая друг другу, а позволяя слушателю различать их оттенки и виртуозы. Музыка должна быть направлена на внутренний мир человека. Она не должна быть фоном или медитативной, как часто высказывается большинство людей, отнюдь не являющихся ни истинными меломанами, ни музыкантами, несмотря на то, что они порой себя так называют. Когда кто-нибудь говорит, что он засыпает или настраивается на какое-нибудь занятие под Enigma, или Oliver Shanti, мне хочется дать ему в морду, или при хорошем настроении вообще не разговаривать с ним о музыке! Да, я ревностно отношусь к тому, как человек слушает музыку. Меня крайне раздражает бряканье и цоканье всяческой поп, рок, рэп и электронной мишуры, кои повседневно и повсеместно подневольно сопровождают – то из машины, то из кибернетических симбиозов «человек-мобильник», то из «армянского радио».
Музыка уже по своей природе предполагает ее слушание, пробуждение внутреннего мира слушателя, задевание его струн души, вызов у него экстаза, транса, некой «сквозной» любви, иррациональной радости, а также агрессии, желания двигаться, танцевать и т.д.. Конечно, особой принципиальности нет – мелодия, созданная для уединенного прослушивания, либо для толпы. Главное, как она воспринимается! Естественно, что минорная композиция направлена на собственное «Я», на самопознание, на чувствование собственной души. Обычно, это плавная пульсирующая инструментальная чувственно-вокальная композиция, и она обращена к сердцу и нахождению мира. Другое дело, если музыка ритмично-боевая, с акцентом агрессии, прерывистая, несогласная с существующим положением дел. Такое «копьевидное» звучание вызывает боевой транс, желание разрушать и побеждать; оно искореняет страх; оно служит способом пробуждения коллективного бессознательного или, может, духа природы в человеке.
В том и дело, что очередная пошлость современного человечества заключается в невежестве к сущности музыки. Ее в подавляющем большинстве пишут сфабриковывая и продавая суррогатом поскорее и подороже на рынок, раскручивая до тошнотворности по СМИ… Где только ее ни слушают! В ресторанах, в офисах, за рулем, во всевозможных бессмысленных балаганах и тусовках… Как только ее ни слушают! Когда бесконечно жрут-болтают-ржут-выплевывают; перелистывая трек за треком, обрывая ее на середине; оставляя ее наедине ни для кого… Чаще всего, ее вообще не слушают! Она играет фоном зачем-то, сотрясая воздух, а человек радуется, что он не совсем одинок, занимаясь своим делом, не требующим вдумчивости. Зачем ее врубать-то тогда, зачем она будет создавать лишние шумы в этом тесном от всего, в т.ч. от звуков, мире людей!!!... А какую музыку слушают! Можно ли назвать тот популярный продукт, который крутят по телевидению, радио, выпускают шлягером, музыкой?!! Мир, черт возьми, сдурел! То ли людям всем сразу медведь на уши понаступал, то ли у людей наступила крайняя фобия к музыкальной гармонии! (Не надо восклицать, есть понятие закона красоты; к сожалению, он далек от навязанного сегодняшнего эталона!) Но, скорее всего, никто не наступал, и ничто не наступало! Просто всегда есть жрущее, требующее развлечений стадо людей, не желающее понимать, что за этим стоит; и есть смекалистые пастухи, сочинители, развлекающие и, тем самым, гипнотизирующие это стадо потребителей! Порочный круг – и той, и этой стороне хорошо. Песенка о незатейливой первой любви – девочкам; безбашенный металл, ленивый рэп – трудным подросткам; кислотное, до безобразия однообразное стуканье и отбивание – интеллектуально недоразвитым существам; заунывный и по понятиям шансон – бездельникам, потенциальным и реальным зекам; депрессивный русский рок – «окультуренной», но угрюмой молодежи и уже ушедшим из нее; барды – людям бывалым и путешественникам, уставшим от всяческой музыки, в т.ч. от изнурительной ходьбы, и т.д. Всех этих формально-неформальных объединений оформили с помощью той музыки, которая раздувала бы их недостатки, подливала масло в огонь, превращала границы этих объединений до крепкой скорлупы. Свободное творчество меломана не способно будет ее расколоть.
Да и не надо! Хорошо, ведь: я слушаю рок, значит, ношу торбу, шузы, цепи, пирсинги, а также мажусь, крашусь, трясу волосатой и цветной башкой, да и вообще, я уже крутой, потому что слушаю не-попсу! Я крутой, у меня нет недостатков!... Да потому что ты их замазал стильной атрибутикой, потому что ты с такими же подобными и боишься оказаться ни в чьей стае… Ты выделяешь себя этой клоунадой, противопоставляя обществу, которое тебя, как тебе показалось, когда-то бросило, ты и ему бросаешь вызов, ты хочешь себя обозначить. Но раз, кроме как слушать не то, что слушают домовитые удачники, кроме как в соответствии одеваться и вести себя в якобы неформальных сообществах, ты не можешь проявить свою индивидуальность, значит ты такой же заурядный бестолковый «гопник», только не с красной рожей, а черно-белой и металлической, и не в спортивных штанах, а в затасканных и дырявых джинсах, да и бухаешь не меньше. Просто тебя спасла рок-музыка и ее атрибуты, ты ими прикрыл свою сквозящую или мозолистую душу!... Аналогично, рэпер: чем-то всегда недовольная рожа, идиотски пространный уставший взгляд как у пьяного, комковатая и обвисшая одежка и пальцы веером – у них свои заморочки и комплексы. И так далее. А где музыка? Ты ее будешь слушать один на один? Будешь вслушиваться? А-а, нет! Ведь, никто не видит мою экстравагантность, никто не заметит, что я продвинутый чувак! Показуха одна! Авторитет! Девчонки…мальчики. После чего следует… Ну, а за музыку мы выпьем, и даже за карася – зачем? – да, потому что он тоже «метал»! Наглотаемся колес, всыплем побольше басов, ударных, рычания, чтоб музыку вообще было не разобрать. Ее и не было, потому что красивую мелодию сочинить – надо иметь талант и усердие, и их отсутствие можно скрыть чертовщиной нерасчлененной радикальной эклектики звуков. На утро, с похмелья, совсем не хочется слушать этот тяжеляк. Под вечер снова подтверждается теория З.Фрейда. Это называется меломаны, носители культуры? Это даже на субкультуру не тянет. Итог: массовая музыка в сегодняшнем обществе не раскрывает душу человека, а скрывает ее пороки; она объединяет людей в группы с праздной целью, зачастую содержащей моменты агрессии, мазохизма, и всегда бессмысленной, инертной и нетворческой.
Вы пробовали просто слушать музыку? Без отвлечений и помех. Полное присутствие сознания на протяжении всей композиции. Хоть раз попробуйте! Конечно, музыка должна быть любимой… Отлично можно сосредоточиться во время неспешной ходьбы при достаточном обзоре окружающей местности, лучше садово-парковой. Рано утром или поздно вечером, сумерки. Поменьше техногенных звуков, машин, людей, вызывающей рекламы; не сфокусированный, а широкий вдаль взгляд; пространство и воздух, естественная легкая походка; приятная усталость в конце рабочего дня, или выспавшийся организм, еще «неоскорбленная» житейскими недоумениями душа – утром…
Начинается мелодия. Первые ноты, иногда после зова (пробуждения, заманивания, будто в трансцендентность!) колокольчиков, варгана или огромного тибетского «рога», «выдавливают» страдальческие бардовые тяжело-серьезные и переполненные живительной и прохладной энергией звуки виолончели… С первых же звуков хочется опустить руки, голову, согнуть спину и упасть на землю. Земная по природе музыка виолончели тяжелым камнем опускается в область живота и прижимает меня к Земле, к Природе, к женскому началу, к матери, направляет сознание на поиск женщины в себе, любимой женщины. Вспоминаю о прошлом: мысленно прошу прощения у всех, кому причинил боль, прощаю себя; тоскую о беззаботной юности, по дому, по маме, по родному воздуху, солнцу и лугам, что взрастили меня! Аккорды виолончели открывают дорогу в прошлое, чтобы дать мне возможность переродиться, очистить свой лист жизни и начать ее заново с Любовью, воплощенной в любимой девушке!... Затем, на очищенное зеркало души ложатся клавишные капели фортепиано. Они придают умиротворение, согласие с судьбой, одинокой, мечтательной и творческой или кружково-коллективистской, семейно-бытовой и «бракованной». Холодная энергия Воды, которую несет с собою клавишная музыка, поднимается из области живота до головы, она распадается в краски от фиолетового до голубого и бирюзового, придает доброту, понимание и помогает мне найти место в мире людей. Это – сладкая печаль!... Такая уравновешенная энергетическая система «человек – общество» не может долго существовать. Под аккомпанемент фортепиано заливаются низкооктавные звуки китайской флейты «ба-ву»… Какая же чудесная музыка этой флейты!!! Она разрывает оковы одиночества, печали, житейских уз. Переливы флейты, словно игра солнца, «расплавляет» сердце, освобождает душу, вытягивает тело в струну, поднимает руки вверх к Небу. Она взывает к таким всеохватывающим, каким-то абстрактным, пространным чувствам любви и веры, к такому желанию жить, что хочется… исчезнуть, умереть, раствориться в потоке вселенского круговорота, слиться с каждой частичкой естественной Природы (да!... естественной, почему-то не искусственной. Совсем нет желания быть частью дома, машины, туалетной бумаги. А хочется превратиться то в гранитную скалу, то в парящего орла, то в могучий кедр…)! Это солнечная музыка, теплая, активная, мужская… Освобождению, отрыву от Земли помогает песнопение, завывание какого-то жителя степи, или тундры, или же горца… Никакой представитель европейской цивилизации, хоть он мазанник фабрик по приготовлению «звезд», не споет так, как хочется слышать в природолюбивой и душецентристской музыке. Ложь, европейский модный эстрадный стандарт, даже малость подделки под этнику и пошлинка очень выделяются из резонанса звуков, «пропахших» историзмом, глубокими чувствами и усердной шлифовкой традиционного опыта и собственного разума! Соответствие этнического вокала музыкальной палитре интуитивно ощущается выходом его из сердца. Народы, вплотную общающиеся с природой, гораздо внимательнее за естественным ходом вещей, у них вошло в привычку блюсти уместность и своевременность ритма природы, хозяйской жизни, поступков, общественных законов, личных эмоций и желаний. Они проще, искренней и поют от души. Они поют всем сердцем, завыванием, малословно, часто вообще без слов, что несет в себе большую эмоциональную насыщенность и информативность, нежели скачущее тупое четверостишье в попсе… В этом песнопении что-то есть, будто он что-то видел недоступное, или ему досталось тайное знание, передаваемое из поколения в поколение хранителями и искателями Истины. Вот этот добавок, это сочетание флейты и вокала уносит меня, как принято выражаться, к Богу, не хотите, - в Ничто, в Дао, в Мировой Порядок. Энергия, нагревшаяся в организме с «желтой» музыкой флейты и «белым светом» голоса предков, вырывается через голову, ладони и ступни… Вдали мантры небожители поют. Мантры – звучание тишины – в параллельном протяжении музыкальных звуков… Но нет! Скромный, пульсирующий, древесный ритм, женское объятие виолончели и океанская глубина фортепиано звуковыми узорами сплетаются с воздушными нитями мелодии китайской флейты и этнического вокала, образуя ткань музыкального полотнища – структуру мирового круговорота – течение мыслей, чувств, энергии в моем теле. Они созвучно и уютно расставлены в композиции, образуя систему, целостность, олицетворяя Жизнь, единственную, бесценную, только личную.
Я живу в этом мире, я в этот момент слушаю музыку здесь, стоя на земле, во дворике, циркообразно обнесенным со всех сторон стенами школы №21 и общежитием; я вижу на небе лишь сотни тысяч лет странствующий по просторам Вселенной свет звезд, прячущихся от меня низкими рваными тучами, которые вот-вот принесут не то дождь, а может и снег; вижу вокруг лишь жалобный отблеск убогих окон здания и трусливую желтизну двух-трех из них. Темно, сентябрьская чернота. Я один, я сопливлю и курю, обут в сланцы, на мне спортивная куртка, на шее висит «благодарный» MP3-плейер (ему памятник надо поставить); на ванную, вынесенную из черного выхода из столовой школы, садиться не хочется, – она холодная. Слава Богу, не пролетал ни один самолет, я прослушал музыку с начала до конца, и никто из соседей не зашел и не вышел. Никто не тронул мое спокойствие. Бинарная звезда опять показалась. Все на своих местах. Осень. Время делать выводы.
Я услышал невероятную по слаженности, по красоте музыку. Я, ведь, с нею будто прожил целую жизнь; музыка подвязала меня к нитям мироздания, помогла вывести мое сознание, чтобы почувствовать связь космического движения и моего внутреннего …
Может, самообман, самогипноз, или вообще шизофрения?…
Как еще можно это ощутить, это всеобщее движение, кроме как через музыку? Может, через ушу? Говорят, да. Я еще не созрел, но я двигаюсь по пути ушу, надеюсь, туда, к этой вершине самоотдачи и чувствования Мира.
Согласно восточной философии, есть несколько путей т.н. освобождения, в т.ч. каллиграфа, поэта, художника, повара, мудреца.
P.S. «Я не умею играть ни на одном инструменте, но страстно люблю музыку, поэтому я ее стараюсь услышать.»
P.S. 2 «Я привел пример композиции Oliver Shanti из альбома «Buddha&Bonsai. Part.5» под названием «Wheel Of Balance». Можно проанализировать и другую композицию. Но что толку! Гармония звучания понимается не анализом, а ощущается сразу, интуитивно, сердцем. Надо лишь отвлечься, довериться музыке и просто слушать ее.»
Свидетельство о публикации №209112201321